Предпусковой подогреватель ПЖД-30 автомобиля КамАЗ
Приборы электрооборудования предпускового подогревателя предназначены для выполнения следующих функций: индукционная катушка 2 (рисунок) с транзисторным коммутатором вырабатывает ток высокого напряжения
и создает искру в свече 3 зажигания:
- кнопка 6 включает нагреватель топлива в цепь питания; нагреватель 5 подогревает топливо, поступающее в форсунку;
- электромагнитный топливный клапан 4 включает и отключает подачу топлива к форсунке;
- электродвигатель 1 приводит в работу насосный агрегат.
Питание электродвигателя 1 насосного агрегата, потребляющего большой ток, осуществляется через контактор 8. Это позволяет применить слаботочный переключатель 7, имеющий относительно небольшие габаритные размеры.
Пускают подогреватель в такой последовательности: включают аккумуляторные батареи в сеть, нажав кнопку дистанционного выключения массы, затем рукоятку переключателя 7 переводят в положение III и нажимают кнопку 6.
При этом включается электродвигатель 1 (режим продувки) и подается питание на электронагреватель 5 топлива.
Питание от аккумуляторных батарей на контактор подается по цепи: «+» аккумуляторных батарей — клеммы AM и ВК переключателя 7 — обмотка контактора 8 — «—» аккумуляторных батарей.
При этом срабатывает контактор 8, обеспечивая прохождение тока через обмотки электродвигателя 1, по цепи:
- «+» аккумуляторных батарей
- - клемма AM переключателя 7
- - замкнутые контакты контактора 8
- - обмотки электродвигателя 1
- - «—» аккумуляторных батарей.
Включенный электродвигатель обеспечивает продувку котла подогревателя воздухом.
Питание на электронагреватель 5 подается по цепи: «+» аккумуляторных батарей — клемма AM переключателя 7 — замкнутые контакты контактора 8 — замкнутые контакты кнопки 6 — нагреватель 5 — «—» аккумуляторных батарей.
Кнопку 6 держат нажатой в зависимости от температуры окружающего воздуха: в течение 30 с при —30 °С, 60 с при —40 °С и до 90 с при —50 °С.
Затем рукоятку переключателя переводят в положение "I" (режим пуска). При этом будут включены электродвигатель 1, электромагнитный топливный клапан 4, транзисторный коммутатор 2 и свеча 3 зажигания.
Цепь питания клапана 4: «+» аккумуляторных батарей — клеммы AM и КЗ переключателя 7 — обмотка клапана 4 — « —» аккумуляторных батарей.
Клапан 4 открывается и пропускает топливо к форсунке.
Цепь питания транзисторного коммутатора 2:
- «+» аккумуляторных батарей
- - клеммы AM и СТ переключателя 7
- - коммутатор 2
- - «—» аккумуляторных батарей.
Коммутатор вырабатывает ток высокого напряжения, который поступает на свечу 3. В свече образуются искры
Топливный насос нагнетает топливо через открытый клапан 4 в форсунку.
Распыленное топливо смешивается с воздухом, поступающим в горелку через завихритель, и воспламеняется от свечи.
При горении топлива слышится гул.
Рукоятку переключателя 7 удерживают в положении "I" не более 30 с.
Как только появится в котле гул, ее отпускают и она автоматически займет положение "II" — основной режим работы подогревателя.
При этом будут включены электродвигатель 1 и клапан 4, электрические цепи которых были рассмотрены ранее.
Воспламенение горючей смеси при положении "II" рукоятки переключателя 7 происходит от факела пламени.
Схема электрооборудования подогревателя
Подогреватель
Схема работы предпускового подогревателя
Техническая характеристика подогревателя
Тип: ПЖД-30
Теплопроизводительность, кДж/ч (ккал/ч): 108857(26000)
Топливо: применяемое для двигателя
Расход топлива, кг/ч: 4,5
Воспламенение топлива: электроискровой свечой от транзисторного коммутатора с катушкой зажигания ТК107
Время работы свечи, с: 30
Предпусковой нагреватель топлива: штифтовая электрическая свеча мощностью 200 Вт
Свеча высоковольтная: СН-423, электроискровая
Коммутатор высокого напряжения: ТК 107, транзисторный
Электромагнитный клапан: МКТ-4
Электродвигатель подогревателя: МЭ 252, мощностью 180 Вт
Контактор цепи электродвигателя: КТ 127
Реле нагревателя топлива: 11.3704.000
Переключатель режимов работы: ВК354
Предохранитель: один на 30 А, ПРЗ термобиметаллический. Защищает цепи питания электрооборудования предпускового подогревателя
Сезонное техническое обслуживание предпускового подогревателя (сервис С) осенью:
Закрепить насосный агрегат, теплообменник, трубки, выпускную трубу предпускового подогревателя.
- Момент затяжки болтов крепления насосного агрегата — 44-53 Нм (4,5-5,4 кгс-м);
- Момент затяжки болтов крепления теплообменника — 44-53 Нм (4,5-5,4 кгс-м);
- Момент затяжки болтов М10 патрубка — 44-53 Нм (4,5-5,4 кгс-м); болтов выпускной трубы — 15-25 Нм (1,5-2,5 кгс-м).
Промыть каналы и фильтры электромагнитного клапана, крана топливного бачка подогревателя, форсунку предпускового подогревателя, очистить электроды свечей предпускового подогревателя, камеру сгорания и газоход теплообменника, проверить действие предпускового подогревателя, устранить неисправности (осенью).
Перед промывкой разобрать теплообменник, удалить нагар.
Промыть фильтры электромагнитного клапана в керосине, форсунку — в ацетоне, остальные детали — в дизельном топливе.
Нормальная работа предпускового подогревателя определяется по равномерному гулу горения в теплообменнике и выходу отработавших газов без дыма и открытого пламени.
При необходимости отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса, для чего выполнить следующее:
- - отвернуть колпачковую гайку на топливном насосе; ослабить контргайку регулировочного винта;
- - проворачивая регулировочный винт вправо (подача топлива увеличивается) или влево (подача топлива уменьшается), отрегулировать режим работы подогревателя.
По окончании регулировки застопорить регулировочный винт контргайкой и навернуть колпачковую гайку.
Для обеспечения нормальной работы подогревателя отрегулировать подачу топлива при температуре окружающего воздуха ниже нуля.
После мойки автомобиля или преодоления брода в холодное время года удалить воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3-4 мин (поставить переключатель в положение III, предварительно отсоединив провод, идущий к электронагревателю топлива)
Возможные неисправности предпускового подогревателя и методы устранения
Неисправность
- Причина неисправности
Метод устранения
Подогреватель не запускается
- Отсутствует напряжение в цепи питания подогревателя, перепутана полярность подключения аккумуляторной батареи
Проверить предохранители, электропровода, полярность подсоединения
- Неисправен коллектор или щетки электродвигателя вентилятора
Заменить электродвигатель или щетки
- Обрыв цепи электродвигателя циркуляционного насоса
Проверить работу насоса подсоединением его непосредственно к аккумулятору
Отсутствует розжиг, блок управления автоматически выключается
- Недостаток топлива
Залить топливо
- Топливо «застыло» в трубопроводах (при низкой температуре)
Залить рекомендуемое топливо.
Продуть трубопроводы, прочистить фильтр
- Топливный насос не подает топливо
Проверить привод, заменить насос
- Электромагнитный клапан не открывается
Проверить электроподсоединения клапана, заменить электромагнитный клапан. Проверить термопредохранитель (нажмите его кнопку)
- Засорилась форсунка
Заменить форсунку
- Отсутствует напряжение зажигания
Проверить электропровода и штекерные соединения.
Заменить блок управления.
Заменить высоковольтный источник напряжения
- Неплотность трубопроводов (насос всасывает воздух)
Подтянуть соединения топливопроводов
- Неправильно установлены электроды зажигания
Отрегулировать зазоры между электродами и форсункой
- Слишком много воздуха для горения
Отрегулировать подачу воздуха заслонкой воздухозаборного патрубка
Подогреватель не обеспечивает качественное горение
- Избыток топлива, засорение форсунки
Заменить форсунку
На выхлопе образуется сажа
- Недостаток воздуха для горения (подогреватель «густо» дымит).
Прочистить всасывающий воздушный патрубок.
Отрегулировать положение заслонки воздухозаборника
- Плохой распыл топлива
Заменить форсунку
Устранить пониженное напряжение замените щетки, заменить электродвигатель
- Выпускной патрубок для отработавших газов погнут или смещен, забит сажей, грязью
Исправить или очистить выпускной патрубок, прочистить теплообменник (жаровую трубу и внутреннюю трубу теплообменника)
Образуется голубой дым
- Недостаток топлива. Забита форсунка или фильтр
Прочистить или заменить форсунку. Прочистить фильтр.
- Слишком много воздуха для горения.
Отрегулировать положение заслонки воздухозаборника
Подогреватель отключается от термопредохранителя
- Недостаток охлаждающей жидкости в системе охлаждения
Заполнить систему циркуляции охлаждающей жидкостью и устранить воздушные пробки
- Неисправен выносной термостат
Заменить термостат
- Отсутствует или мала циркуляция охлаждающей жидкости
Проверить правильность подключения и исправность циркуляционного насоса
Теплопроизводительность подогревателя недостаточна
- В камере сгорания и теплообменнике сажа
Прочистить камеру сгорания и теплообменник
- В теплообменнике образовалась накипь
Удалить накипь
При работе подогреватель сильно шумит
- Крыльчатка вентилятора задевает за корпус
Отрегулировать зазор между корпусом и крыльчаткой и закрепить ее
- Неисправен топливный насос
Заменить насос