Топливный насос низкого давления установлен на топливном насосе высокого давления (на задней крышке регулятора частоты вращения) и предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки к насосу высокого давления
Топливный насос низкого давления приводится в действие эксцентриком кулачкового вала ТНВД через толкатель и его шток 13; состоит из корпуса 1, поршня 12 с проушиной 10, удерживаемой пробкой 11, штока 13, толкателя с втулкой, всасывающего 8 и нагнетательного 3 клапанов с пружинами (рис.1).
На корпусе насоса низкого давления закреплен полым болтом ручной топливопрокачивающий насос поршневого типа.поэтому полость под его поршнем сообщается с надпоршневой полостью топливного насоса низкого давления.
Топливопрокачивающий насос состоит из алюминиевого цилиндра и пластмассового поршня с резиновым уплотнительным кольцом и предназначен для заполнения топливом фильтров, топливопроводов и удаления из топливной системы воздуха перед пуском двигателя.
При перемещении поршня 8 (рис. 2) вверх с помощью рукоятки под ним создается разрежение, открывается всасывающий клапан 6 и топливо поступает в полость "Б" топливного насоса низкого давления.
При обратном движении поршень 8 давит на топливо, всасывающий клапан закрывается, а нагнетательный клапан 10 открывается и топливо подается к фильтру тонкой очистки.
После прокачивания системы поршень 8 опускают вниз и фиксируют его рукоятку в нижнем положении поворотом, при этом поршень плотно прижимается к прокладке.
Для сохранения винтовой канавки на штоке, работающей в контакте со стальным штифтом, поворот пластмассовой рукоятки следует производить с нажимом на нее.
Поршень 5 топливного насоса низкого давления совершает два хода: подготовительный и рабочий.
Подготовительный ход происходит при движении поршня вверх: под действием вращающегося эксцентрика 1 толкателем 2 и штоком 4 поршень 5 оттесняется вверх, сжимая пружину 9.
В этом положении поршня 5 во всасывающей полости "Б" создается давление, а в нагнетательной полости "А" — разрежение и топливо по каналу "В" вытесняется поршнем 5 в полость "А".
При этом часть топлива, равная объему, занимаемому штоком в полости "А", поступает к фильтру тонкой очистки.
Рабочий ход происходит при движении вниз: выступающая часть эксцентрика отходит от толкателя, и поршень под действием сжатой пружины 9 движется вниз и вытесняет топливо из полости "А" в фильтр тонкой очистки.
Одновременно с этим в полости "Б" создается разрежение, и она через открывшийся всасывающий клапан 6 заполняется новой порцией топлива.
Топливный насос низкого давления подает топлива больше, чем необходимо для работы двигателя.
Поэтому, если ход поршня насоса будет все время постоянным, давление в топливопроводе быстро возрастает.
При уменьшении расхода топлива давление в полости "А" повышается и сжатая пружина не может преодолевать противодавление топлива.
Вследствие этого ход поршня уменьшается и поршень зависает, теряет контакт с толкателем, соответственно снижается подача топлива насосом.
По мере увеличения расхода топлива двигателем давление в полости "А" уменьшается, ход поршня увеличивается и подача топлива насосом возрастает.