Предварительный контроль окраски
При проведении окрасочных работ контролируют: качество поступающих лакокрасочных и вспомогательных материалов, строгое выполнение технологического процесса окраски малярами, качество окрашенных кузовов, сборочных единиц и деталей
Контроль осуществляется в заводской лаборатории и на рабочих постах.
Для испытания и контроля лакокрасочных покрытий необходимо иметь контрольно-измерительные приборы: вискозиметр для контроля вязкости лакокрасочных материалов, электромагнитный толщиномер для контроля толщины лакокрасочного покрытия, прибор (шкала гибкости) для контроля эластичности пленок, прибор для определения прочности покрытия при ударе, фотоэлектрический блескомер для определения степени блеска покрытия, маятниковый прибор для определения твердости покрытия, технические термометры, секундомер и др
Контроль выполнения технологического процесса окрасочных работ является комплексным и связан с проведением контроля подготовки поверхности под окрашивание, контроля грунтования, шпатлевания, контроля окрашивания кузова и контроля сушки окрашенного кузова.
При подготовке поверхностей контролируют режимы и параметры рабочих растворов (сред), режимы работы оборудования, последовательность выполнения операций и качество подготовленной поверхности.
Поверхности, подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими, обеспыленными, без загрязнений маслами или смазками, не иметь налетов вторичной коррозии, образующейся в процессе обработки поверхностей.
Контроль состояния поверхностей проводят не позднее, чем через 6 ч после их подготовки и непосредственно перед окрашиванием при сроке хранения более 6 ч. Оценку качества можно проводить несколькими методами.
Метод оценки степени обезжиривания по смачиваемости. Этот метод основан на способности пленки воды или раствора сохранять на чистой поверхности металла в течение определенного времени сплошность и не собираться в капли.
Иногда на обезжиренную поверхность распыляют раствор, содержащий
Нарушение сплошности пленки фиксируют при дневном освещении или при освещении лампой дневного света визуально, при этом не принимают во внимание поверхность, удаленную от краев и острых кромок менее чем на
Степень обезжиривания характеризуется временем в секундах от начала испытаний до разрыва пленки.
Метод оценки степени обезжиривания каплей растворителя. На поверхности кузова наносят 2 — 3 капли растворителя и выдерживают не менее 15 с.
К испытуемому участку поверхности прикладывают кусок фильтровальной бумаги и прижимают его к поверхности до полного впитывания растворителя в бумагу.
На другой кусок фильтровальной бумаги наносят 2 — 3 капли чистого растворителя и выдерживают его до полного испарения. При дневном или искусственном освещении сравнивают внешний вид обоих кусков фильтровальной бумаги.
Степень обезжиривания определяют по наличию или отсутствию масляного пятна на первом куске бумаги.
Метод оценки степени обезжиривания протиркой. Выбранный участок обработанной поверхности кузова тщательно протирают салфеткой или ветошью, смоченной растворителем, и выдерживают до его полного высыхания.
Затем чистой салфеткой или ветошью протирают 2 — 3 раза чистым растворителем этот участок и любой другой такой же по площади участок. При дневном свете или при искусственном освещении сравнивают внешний вид обоих кусков салфетки или ветоши.
Калориметрический метод. Он основан на сравнении окраски растворителя после обезжиривания с эталонными растворителями, в которых содержится определенное количество загрязнений. Однако точность этого метода весьма субъективна и зависит от особенности зрения контролирующего.
Существуют и другие методы оценки степени обезжиривания поверхностей, однако в практике ремонта кузовов они не находят применения.
Метод оценки степени очистки от оксидов. Оценку степени очистки от оксидов производят с помощью квадрата из прозрачного материала размером 25 X
Степень очистки от оксидов определяется отношением количества квадратиков, занятых оксидами, к общему количеству квадратиков, выраженному в процентах.
Контроль грунтования. Это наиболее важная операция технологического процесса окрашивания обеспечивает адгезию покрывных слоев (эмалей) к поверхности кузова и противокоррозионную защиту всего комплекса покрытия. Качество грунтовочного слоя зависит от ряда условий, которые необходимо выполнять и контролировать.
Грунтовки необходимо перед употреблением тщательно перемешивать, чтобы обеспечить принятое для каждой грунтовки соотношение между пигментом и пленкообразующим; несоблюдение этого условия приводит к неполному высыханию грунтовочного слоя, который не выдерживает последующее воздействие нитроэмали.
Грунтовки необходимо профильтровать через сито с размером ячейки, указанным в технических условиях на них. В случае необходимости грунтовки разбавляют растворителем, указанным в технической документации; применение несоответствующих растворителей может привести к свертыванию грунтовки или к образованию непрочной пленки.
Грунтовка наносится любым из известных методов окрашивания и должна иметь тонкий равномерный слой без пропусков, потеков и других дефектов, при этом толщина слоя грунтовки не должна быть более 15 — 20 мкм.
При грунтовании контролируют вязкость, степень высыхания и визуальным осмотром равномерность слоя грунтовки, сорность.
Если грунтование производят методом окунания в ванне с большим объемом, то необходимо контролировать и содержание сухого остатка, так как это характеризует работу системы перемешивания ванны и степень осаждения пигментной части, т. е. позволяет контролировать соотношение пигмент — связующее.
Наиболее сложный контроль проводится при грунтовании методом электроосаждения.
Нормальная работа установки может быть обеспечена систематическим контролем, строгим соблюдением технологических параметров окрасочного раствора и процесса электроосаждения.
В процессе работы должны контролироваться следующие параметры: электропроводность промывочных вод после окончательной промывки перед процессом окрашивания, степень нейтрализации грунтовки в процессе грунтования, электропроводность воды, идущей на разбавление грунтовки, сухой остаток в рабочей ванне, значение рН, электропроводность рабочего раствора ванны, напряжение осаждения, температура рабочего раствора ванны, толщина (20 —
Контроль шпатлевания. Шпатлевки надо наносить на хорошо просушенный грунт на ровных поверхностях металлическим шпателем, а на криволинейных куском листовой резины толщиной 5 —
Шпатлевку также наносят с помощью краскораспылителя с соплом до
В процессе шпатлевания контролируют соответствие шпатлевок требованиям технических условий, толщину шпатлевочного слоя, соотношение основы и отвердителя для эпоксидных и полиэфирных шпатлевок, режим сушки, качество шлифования и выравнивания.
Для определения качества выравнивания поверхности и качества шлифования наносят так называемый выявительный слой (как правило, это нитроэмаль черного цвета), на котором просматриваются дефекты шпатлевания.
В технологических процессах высококачественной отделки выявительный слой наносят дважды, только после этого производят окончательное окрашивание кузова.
Дефект шпатлевания - Причина возникновения - Способ устранения
Пленка шпатлевки снимается с пленки грунта, легко рассыпаясь - В состав шпатлевки введено недостаточное количество связующего вещества - Правильно приготовить шпатлевку
Пленка шпатлевки после высыхания дает трещины - Шпатлевка нанесена не непросохший слой грунтовки, шпатлевка нанесена толстым слоем - Улучшить сушку грунтовки. Уменьшить толщину слоя шпатлевки
Пленка шпатлевки трудно шлифуется - Шпатлевка содержит избыток связующего вещества - Правильно приготовить шпатлевку
При шлифовании пленки шпатлевки происходит быстрое загрязнение шкурки - Слой шпатлевки недостаточно просушен - Улучшить качество сушки шпатлевки
Слой шпатлевки плохо сцепляется с поверхностью - Поверхность грунтовки не очищена от загрязнений - Улучшить качество очистки слоя грунтовки от загрязнений
Для контроля качества шпатлевания нет инструментальных методов и поэтому требуется высокая квалификация контролеров, которая появляется только с приобретением опыта работы. В табл. приведены возможные дефекты шпатлевания, причины их возникновения и способы устранения.