Частичная окраска отдельных поверхностей

Чтобы продлить срок службы лакокра­сочного покрытия и стальной поверхности кузова, необходимо выявлять опасные в коррозионном отношении места и восста­навливать покрытие

После устранения повреждений отдельных поверхностей ку­зова правкой, рихтовкой, сваркой возни­кает необходимость частичной окраски восстановленных поверхностей кузова.

В ремонтной практике обычно используют два метода окрашивания: пневмораспыление — для окраски поверхностей, к кото­рым предъявляются высокие требования по декоративности, и кистевая окраска — для всех остальных поверхностей и для устранения мелких незначительных де­фектов на всех поверхностях. 

Главным залогом успеха при восста­новлении местного лакокрасочного по­крытия является качество проведения всех необходимых операций и особенно по подготовке поверхности под окраску.

Дефектный участок, подлежащий ок­раске, шлифуют мелкозернистой шлифо­вальной шкуркой.

Если основное лакокра­сочное покрытие повреждено до металла, то сошлифовывают не только слой эмали, но и грунтовку. Если же на восстановлен­ной металлической поверхности разруше­ны лишь верхние слои покрытия, то грун­товку желательно не сошлифовывать.

При подготовке к окраске по окрашенной поверхности необходимо прошлифовать все резкие обрывы в старой краске до об­разования плавного перехода, чтобы на ощупь не была заметна граница между ремонтируемым участком поверхности и неповрежденным участком покрытия. Подготовленный участок поверхности по­сле шлифования необходимо протереть от пыли ветошью, смоченной уайт-спиритом, и высушить.

В случае, когда дефектное покрытие пришлось прошлифовать до основного ме­талла кузова, необходимо перед оконча­тельной окраской пневматическим распы­лением нанести слой грунтовки. 

Для грунтования не­больших по площади, но глубоких дефек­тов покрытий рекомендуется использо­вать грунтовку УРФ-0110 в аэрозольной упаковке.

Эта грунтовка высыхает при температуре 18 — 22 °С за 15 мин. Кроме грунтовок, промышленностью выпуска­ются и лакокрасочные материалы — эма­ли НЦ-11, НЦ-"Ява" в аэрозольной упа­ковке.

Лакокрасочные аэрозольные бал­лоны используют достаточно широко при проведении окрасочных работ небольшого объема.

Лакокрасочный материал в бал­лоне находится под давлением, создавае­мым в нем сжатым или сжиженным газом. Для этого используют смеси сжиженных фторорганических углеводородов (Ф-11, Ф-12, Ф-114), низкокипящие хлорирован­ные углеводороды (метиленхлорид, винихлорид и др.), а также сжатые газы (азот, углекислый газ и др.). Схема устройства аэрозольного баллона показана на рис.

аэрозольный баллон

Аэрозольная упаковка выполняет две функции: является емкостью для хранения лакокрасочного материала и одновре­менно устройством для его распыления.

Лакокрасочный материал в баллоне сме­шан с распыляющим веществом — сжи­женным или сжатым газом.

Этот газ необ­ходим для подачи лакокрасочного матери­ала к соплу и его распыления. В верхней части баллона вмонтировано распыляю­щее устройство 4, состоящее из клапана шарикового типа, пружины и стержня с пусковой головкой для нажатия пальцем при распылении.

При нажатии на головку открывается клапан, и лакокрасочный ма­териал под давлением газа через сифон­ную трубку 3, отверстие клапана сопла выходит наружу и распыляется вследст­вие испарения и расширения газа.

Внутрь баллона вместимостью от 150 мл до 1 л для облегчения перемешивания ла­кокрасочного материала перед употребле­нием помещают стеклянные, металличе­ские или керамические шарики.

Нанесе­ние лакокрасочного материала произво­дится при температуре не ниже 15 °С с расстояния 200 — 350 мм до окрашивае­мой поверхности.

Диаметр отпечатка фа­кела составляет 30 — 60 мм. При темпера­туре наружного воздуха ниже 20°С реко­мендуется перед использованием баллон подогреть в теплой воде до 20 — 25 °С и перемешать лакокрасочный материал.

Нагревать баллон выше 50°С недопу­стимо.

Для сохранения герметичности балло­на после работы с ним рекомендуется пере­вернуть его и нажать на 2 — 3 с на распы­лительную головку. Одним баллоном вме­стимостью 0,5 л можно окрасить поверх­ность в 2 м2 при толщине слоя покрытия 12 — 14 мкм.

Как описано в гл. 3, для получения на поверхности металла кузова покрытия, которое обладало бы повышенной защит­ной способностью против коррозии, ку­зова современных автомобилей на авто­мобильных заводах подвергают фосфатированию окунанием кузова в специальный раствор или струйным способом.

При ре­монте кузовов также следует сохранить или восстановить фосфатные покрытия. В условиях авторемонтных и автотранспор­тных предприятий фосфатные пленки вос­станавливают применением фосфатирующих грунтов ВЛ-02 или ВЛ-08, а также способом холодного фосфатирования. Та­ким образом, при нанесении этих грунтов . на поверхность кузова достигается совме­щение операций фосфатирования и нане­сения слоя грунта.

Фосфатирующий грунт толщиной 6 — 12 мкм наносится распыле­нием при его рабочей вязкости 20 — 21 с по ВЗ-4 при температуре 20 °С. Время вы­сыхания при средней его толщине 18 — 25 мин при температуре 18 — 20 ° С. Для холодного фосфатирования в условиях ав­торемонтных и автотранспортных пред­приятий рекомендуется два состава, г/л:

№2

  • Соли натрия        50
  • Азотнокислый цинк          92
  • Фтористый натрий            3

№ 1

  • Монофосфат  цинка        100
  • Азотистокислый натрий  2
  • Фтористый натрий            6

Эти составы смешиваются с тальком в массовых долях в соотношении 3:2 до получения сметанообразной массы.

Массу наносят трижды на поверхность мягкой кистью ровными сплошными слоями. По­сле нанесения каждого слоя поверхность просушивают.

После просушки последне­го слоя поверхность тщательно промыва­ют водой и для пассирования обрабатыва­ют 0,3 % -ным раствором хромпика и опять просушивают.

Чтобы защитить годную окрашенную поверхность, прилегающую к дефектной, перед грунтовкой и последующей покра­ской на нее накладывают трафарет из кар­тона или бумаги.

В трафарете вырезают окно, по форме и размерам несколько пре­вышающее площадь дефектной поверхно­сти на кузове. Для ограничения перемеще­ния трафарета с установленного места его приклеивают по краям липкой лентой к поверхности кузова.

Если после грунтования дефектной поверхности выявились неровности, то их необходимо устранить дополнительной рихтовкой или шпатлеванием.

Просох­ший слой шпатлевки шлифуют мелкой во­достойкой шкуркой, промывают водой и сушат. На хорошо просохший слой шпат­левки наносят первый "выявительный" слой лакокрасочного материала, который выбирают по цвету с учетом цвета основ­ного покрытия кузова. При обнаружении

неровностей покрытия процедуру шпат­левания повторяют до полного выравни­вания поверхности, но желательно не бо­лее трех раз, чтобы суммарная толщина всех слоев шпатлевки была минимально возможной.

При устранении незначительных де­фектов лакокрасочных покрытий целесо­образно использовать лакокрасочный ма­териал, имеющийся в комплекте с запас­ными частями, поставляемыми заводом-изготовителем вместе с автомобилем.

Эти эмали, как и многие другие, наносят кра­скораспылителем несколькими тонкими слоями (не менее трех слоев) с промежуточной сушкой каждого слоя в течение 1.5— 20 мин, причем температура окружа­ющего воздуха должна быть в пределах 15'— 18 °С. Лучше увеличить число слоев, чем красить толстым слоем, а затем устра­няют наплывы.

Если же не удалось избе­жать образования наплывов, то в этом случае дают эмали полностью высохнуть, а затем наплывы удаляют шлифованием мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Поверхность, на которой удалены наплы­вы, промывают водой от красочной пыли, высушивают и повторно окрашивают.

При нанесении на поверхность кузова лакокрасочных материалов методом пневмораспыления краскораспылитель следует пе­ремещать со скоростью 30 — 40 см/с па­раллельно окрашиваемой поверхности на расстоянии 25 — 30 см от нее.

При увели­чении этого расстояния часть краски не будет достигать окрашиваемой поверхно­сти, и потери краски увеличатся. Это при­ведет к снижению производительности труда, и покрытие получится матовым.

В случае уменьшения расстояния кра­скораспылителя от окрашиваемой поверхности краска будет сбиваться наносимой струей, и на поверхности от излишков краски образуются подтеки и морщины.

При слишком быстром движении краска ложится в недостаточном количестве, а при слишком медленном поверхность пе­ренасыщается краской, которая будет давать потеки.

Угол колебания краскораспылителя в горизонтальной и вертикальной плоско­стях относительно перпендикуляра к ок­рашиваемой поверхности не должен пре­вышать 5 — 10°.

Краску следует наносить параллельными полосами с перекрытием полос на 40 — 60 мм. Для улучшения рав­номерности окраски первый слой лучше наносить горизонтальными полосами, а второй — вертикальными.

При окрашивании пневматическим краскораспылителем следует правильно отрегулировать расход краски и воздуха.

При недостатке краски распыление идет резкими толчками, и струя будет преры­вистая. А при недостатке воздуха из кра­скораспылителя выбрасываются крупные брызги.

Окончательную сушку лакокрасоч­ных покрытий проводят при повышенной температуре. Если окрашенный участок поверхности кузова невелик, то его можно сушить электрическим рефлектором. Чтобы избежать местных перегревов по­крытия, положение рефлекторов время от времени следует изменять.

Мелкие повреждения поверхности на кромках (не до металла) исправляют нане­сением двух — трех слоев лакокрасочного материала кистью с промежуточной суш­кой каждого слоя.

Незначительные царапины не на кромках устраняют нанесением слоя ла­кокрасочного материала краскораспыли­телем или из аэрозольного баллона без предварительного шлифования.

Отслоения или трещины лакокрасоч­ного покрытия на поверхности кузова, на которой глубокие дефекты металла были ранее устранены с использованием пласт­массы ТПФ-37, шлифуют шкуркой, проти­рают дефектный участок ветошью, смо­ченной в уайт-спирите, и сушат.

Затем наносят слой эпоксидной грунт-шпатлев­ки ЭП-00-10 и после ее высыхания повер­хность шлифуют шкуркой до выведения неровностей.

Если на поверхности оста­лись мелкие риски, то их выравнивают шпатлевкой МС-006 или НЦ-008, сушат, шлифуют тонкой шкуркой и окончательно окрашивают распылением эмали.

При нанесении или восстановлении лакокрасочных покрытий в некоторых случаях используют метод нанесения ла­кокрасочного материала кистью. Кистью можно обрабатывать поверхности любой конфигурации и размеров, однако ею нельзя наносить скоросохнущие лакокрасочные материалы.

Это наиболее простой способ окрашивания, так как нет необхо­димости в специальном оборудовании и сложных приспособлениях, потери лакок­расочных материалов незначительны. Не­достатками ручного окрашивания явля­ются малая производительность, большая трудоемкость, трудность получения по­крытий хорошего качества, особенно из быстросохнущих лаков и эмалей.

При восстановлении лакокрасочных поверхностей кузова кистями можно грун­товать внутреннюю поверхность крыльев, днище снизу, окрашивать отдельные внутренние поверхности, к внешнему ви­ду которых не предъявляется повышен­ных требований. При ремонте можно под­крашивать небольшие поверхности, на­пример отдельные царапины, острые кромки, местные сколы лакокрасочных покрытий.

Получение покрытий хорошего каче­ства зависит не только от умения работать кистью, но и от правильного выбора типа и размера кисти.

Для ремонтной окраски кузова наиболее пригодны небольшие круглые или плоские кисти — ручники, предназначенные для работы одной ру­кой. Для подкраски отдельных царапин и острых кромок применяют филеночные кисти, имеющие более мягкий волос. Кис­ти-ручники бывают круглые или плоские различных размеров.

Пло­скими ручниками лакокрасочный матери­ал наносится ровнее, чем круглыми. Новая кисть всегда содержит пыль и сломаные волоски, поэтому перед работой ее следу­ет вымыть в мыльной воде. Новую кисть лучше применять после того, как щетина или волос примут конусообразную форму, поэтому новую кисть сначала целесооб­разно использовать для окрашивания ше­роховатых поверхностей. У новых кистей из натуральной щетины или натурального волоса перед работой рекомендуется вы­ступающие ворсинки из общего пучка сна­чала обжечь, а затем зачистить обожжен­ные концы шлифовальной шкуркой.

При окрашивании кистью необходимо соблюдать следующие правила:

  • перед окрашиванием кисть погружают, в лакокрасочный материал не более, чем на половину длины щетины, отжимают кисть о край емкости, удаляя избыток материала;
  • вязкость лакокрасочного материала должна быть такой, чтобы он сходил с кисти только при нажатии на окрашивае­мую поверхность;
  • лакокрасочный материал наносят ши­рокими полосами, а затем равномерно, рас­тушевывают его по поверхности сначала в одном направлении, а затем в перпенди­кулярном ему;
  • материалы, содержащие легколетучие растворители, быстро теряют текучесть, поэтому их нанесение и перекрытие "сы­рых краев" необходимо производить по возможности быстрее;
  • перекрывание слоя лакокрасочного материала в местах стыковки нужно про­изводить до начала высыхания "сырого края" предыдущего участка поверхности, в противном случае на границе участков покрытие утолщается, после сушки смор­щивается и будет выделяться в местах стыковки;
  • первый слой быстросохнущих материалов наносят только в одном направлении без растушевки, а после сушки покрывают вторым слоем в другом направлении;
  • при окрашивании вертикальных пло­скостей окончательную растушевку последнего слоя ведут кистью сверху вниз.
  • После работы кисти нужно сразу же отжать от остатков лакокрасочного материала и промыть. Щетинные кисти от ос­татков масляных и алкидных лаков и кра­сок промывают уайт-спиритом или скипи­даром, от остатков нитроцеллюлозных и эпоксидных материалов растворителями № 646 или № 648, от остатков перхлорвиниловых — разбавителями Р-4 или Р-5.
  • При коротких перерывах в работе с масляными красками щетинные кисти можно хранить прямо в краске, но дли­тельное время хранить в них нельзя, ще­тина становится хрупкой и работать таки­ми кистями трудно, по этой же причине нельзя хранить кисти в керосине или рас­творителях. Очищенные, промытые и про­сушенные на воздухе кисти нужно хра­нить так, чтобы щетина не упиралась в дно сосуда и не деформировалась.
  • Если окрашивание распылением про­водилось с использованием нитроэмалей и нитролаков, то после их сушки для прида­ния покрытию блеска его необходимо шлифовать и полировать. При шлифова­нии частично подкрашенной поверхности захватывают и неокрашенную близлежа­щую поверхность.