Схемы процессов окраски

Кузов после ремонта нуждается в пол­ной окраске или частичной подкраске от­дельных его поверхностей

Могут быть ре­ализованы 3 схемы покраски кузова, отли­чающиеся как числом операций, так и их содержанием и исполнением: полная окра­ска кузова со снятием старой краски, ок­раска кузова по старой краске и подкраска отдельных поврежденных участков повер­хностей кузова или замененных деталей.

Последние могут окрашиваться как буду­чи установленными или собранными с ку­зовом, так и отдельно. Во всех трех схемах технологических процессов окраски обя­зателен этап подготовки поверхности под окраску.

При ремонте кузова в условиях авто­ремонтных предприятий технологический процесс полной окраски кузова подобен технологическому процессу окраски ново­го кузова с операцией снятия старой кра­ски. Эта операция, как правило, совмеща­ется с очисткой поверхностей от ржавчи­ны, окалины и других загрязнений.

Для снятия старой краски используют различ­ные способы — механический или хими­ческий.

Выбор того или иного способа за­висит от количества и характера загряз­нений, а также от размера поверхности, подлежащей очистке.

Небольшие участки очищают механическим способом (прово­лочными круглыми щетками с механизи­рованным приводом, ручными проволоч­ными щетками, скребками, шлифовальной шкуркой) или химическим способом.

В ус­ловиях авторемонтных предприятий ши­роко используется операция снятия ста­рой краски сразу со всего кузова погруже­нием его в ванну с горячим щелочным раствором и выдержкой в нем.

Эту опера­цию в соответствии с принятой схемой технологического процесса ремонта кузо­вов легковых автомобилей проводят, как правило, перед окончательной разборкой и ремонтом кузова.

Для механизации процесса снятия старой краски разработаны и используются комплексные агрегаты, обеспечивающие последовательное выполнение операций снятия старой краски, промывки горячей водой, пассивирование поверхности кузо­ва и заключительной операции обдува и сушки кузова горячим воздухом. Для пол­ной механизации этого процесса в конст­рукции агрегата предусмотрен конвейер периодического действия.

При полном со­блюдении требований технологического процесса и режима работы такого агрегата весь процесс снятия старой краски длится около 30 мин.

Для удаления старой краски с поверх­ности кузова применяются различные ще­лочные пасты и смывочные растворы (смывки).

Они находят широкое использо­вание как в условиях малых ремонтных, транспортных и ремонтных предприятий, так и в условиях гаражей личного транс­порта. Составы щелочных паст приведены в таблице.

Специальные составы — смывки, предназначенные для удаления старых лакокрасочных покрытий, включают в се­бя растворители.

Смывки содержат следу­ющие компоненты: активные растворите­ли, загустители, замедлители испарения, разрыхлители, эмульгаторы, ингибиторы коррозии и специальные добавки.

В каче­стве, активных растворителей в смывках наиболее широко применяют хлорирован­ные углеводороды, чаще всего метилен —хлорид, в смеси с другими растворителя­ми— спиртами, кетонами, сложными эфирами.

При нанесении на лакокрасочное покрытие смывка размягчает покрытие, происходит набухание и вспучивание его, что ослабляет адгезию к металлу. Отсло­ившееся покрытие легко удаляется меха­ническим способом В табл. приведе­ны состав и назначение смывок.

Таблица 1.

1. Составы щелочных паст

для удаления старой краски

Компоненты

Массовая доля, %, в зависимости от состава пасты

 

1

2

3

Едкий натр

20

16

Негашеная

16

18

14

известь

     

Сода

14

Порошковый

20

25

20

мел

     

Вода

50

37

50

Технологическая последовательность операций при удалении смывкой старого лакокрасочного покрытия прежде всего сводится к очистке ветошью поверхности кузова от грязи, жировых загрязнений и пыли. Затем на поверхность краскораспы­лителем или кистью наносят обильный слой смывки. Набухшую и вспученную ла­кокрасочную пленку удаляют деревянной лопаткой и поверхность кузова протира­ют ветошью, смоченной в бензине или уайт-спирите. Если лакокрасочное покры­тие полностью удалить не удалось, то на поверхность кузова наносят еще один слой смывки.

При загустении смывок, содержащих парафин, банку со смывкой выдерживают в горячей воде до восстановления текуче­сти смывки.

После удаления лакокрасочного по­крытия с поверхности кузова проводят промывку поверхности горячей водой, тщательно протирают насухо и обдувают сжатым воздухом. Если снятие старой кра­ски проводят на ограниченной площади, а остальная поверхность не подлежит обра­ботке, то поверхности, не подлежащие об­работке пастами или смывками, защища­ют от попадания на них этих составов. Защиту поверхности осуществляют нане­сением на них технического вазелина или состава, состоящего из 35 % глицерина, 20 % декстрина и 45 % порошкового мела. Этот состав после выполнения своей фун­кции легко смывают водой. С не меньшим успехом для защиты окрашенных поверх­ностей от их разрушения используется плотная бумага и лента лейкопластыря или иная клейкая лента.

По окончании работы по снятию ла­кокрасочного покрытия, ремонта кузова, поверхность начинают подготавливать к грунтованию, окончательной окраске и последующей сушке.
После окраски и сушки кузова его под­вергают тщательному осмотру и при нали­чии дефектов их устраняют местным шли­фованием, подкраской и полированием.

При ремонте кузова их иногда окра­шивают нитроэмалями, которые после сушки требуют обработки для придания окрашенной поверхности блеска. Встреча­ются случаи, когда покрытие или отдель­ные его поверхности имеют наплывы, вол­нистость, разный глянец и др. Для устра­нения этих дефектов окраски поверхность кузова надо шлифовать и полировать. Шлифовать надо только полностью вы­сохшие слои поверхности. Слой должен быть твердым, не сдираться при шлифова­нии, а абразив не должен быстро "засали­ваться" от покрытия.

Шлифование можно проводить с по­мощью механизированного инструмента или вручную шлифовальной шкуркой. Для облегчения шлифования лучше сна­чала пользоваться шлифовальными шкурками крупной зернистости, а затем для сглаживания рисок шлифовать шкур­кой мелкой зернистости. При шлифова­нии нитроэмалей рекомендуется пользо­ваться шкурками следующих зернистостей: первые слои 8 — 6, последние слои 6— 4, М63, М50, М40.

Перед началом шлифования лист шкур­ки стандартного размера 230X280 мм раз­резают на две части. Затем шлифовальной шкуркой обертывают войлочный или ре­зиновый брусок размером 125X75 мм и толщиной 10 — 20 мм, который использу­ют для шлифования. Шлифование повер­хности нужно производить возвратно-по­ступательным движением, а не по диаго­нали или кругу, без сильного нажима, ров­ными плавными движениями.

Чтобы избежать засаливания шлифовальной шкурки во время работы ее периодически очищают от пыли. По мере значительного засаливания и истирания ее меняют на новую. Окрашенные поверхности, имею­щие закругления небольшого диаметра, желобки, проемы шлифуют без использо­вания бруска, только вручную.

Таблица  Составы и назначение смывок лакокрасочных покрытий

Смывка

Состав

Компонент

Массовая доля,

%

Тип удаляемых покрытий

Смывающее

действие,

мин,

не

более

СП-7

Метиленхлорид

75,8

Меламиноалкидные, эпоксидные,

глифталевые, масляные,

винилхлоридные, акрилатные,

меламиноформальдегидные

10

Этиловый спирт

8,4

Метилцеллюлоза

4,0

Парафин

0,6

Аммиак (25 %)

6,2

Диэтиленгликоль

2,5 ;

ОП-7

1,5

Жирные кислоты

1,0

СП-6

Метиленхлорид

70,6

То же

40

Смола ПСХ-С

11,3

Диоксолан-1,3

9,3

Ксилол

5,6

Уксусная кислота

2,2

Парафин

1,1

СПС

Метиленхлорид

69,6

Эпоксидные полиуретановые,

виниловые, алкидные, масляные

15

Тиксотропная паста

13,2

Этиловый спирт

7,7

ОП-7, ОП-10

5,0

Парафин

3,7

Жидкое мыло

0,8

СД (СП)

Диоксолан-1,3

50,0

Масляные, фенольномасляные,

виниловые

3

Бензол

30,0

Этиловый спирт

10,0

Ацетон

10,0

АТФ-1

Диоксолан-1,3

47,5

Масляные, виниловые,

фенольно-масляные,

поливинил-ацетанные

20

Толуол

28,0

Коллоксилин

5,0

Парафин

20,0

Автосмывка

старой краски

Метиленхлорид

68,2

Меламиноалкидные, эпоксидные,

глифталевые,

масляные,

винилхлоридные, акрилатные,

меламиноформальдегидные

60

Смола ПСХ-ЛС

12,0

Ксилол нефтяной

9,0

Парафин

1,8

Муравьиная кислота

6,0

Фосфорная кислота

3,0

При обработке окрашенной поверхно­сти применяется как "сухое", так и "мок­рое" шлифование.

"Мокрому" шлифованию с водой мож­но подвергать лишь водостойкие по­крытия — нитроцеллюлозные, мелами-ноалкидные, эпоксидные, маслянолаковые и др.

При "мокром" шлифовании окрашен­ную поверхность и шлифовальную шкур­ку смачивают водой или каким-либо инер­тным растворителем, например при шли­фовании нитролаковых покрытий исполь­зуют уайт-спирит. При окончательной шлифовке нитролакового покрытия водо­стойкой шлифовальной шкуркой реко­мендуется использовать мыльную воду.

В процессе "сухого" шлифования по­верхность кузова периодически протира­ют фланелью или обдувают сжатым воз­духом для проверки ее состояния. Шлифо­вальную шкурку очищают от пыли выко­лачиванием или при помощи щетинной щетки.

По окончании шлифования поверх­ность промывают водой, протирают насу­хо мягкой фланелью и высушивают при температуре 18 — 22 °С. Качество шли­фования проверяют внешним осмотром, освещая поверхность сбоку электриче­ской лампой. После шлифования образу­ется ровная и гладкая на ощупь поверх­ность.

Для механизации процесса шлифова­ния применяют различные электрические и пневматические шлифовальные машин­ки. Для "мокрого" шлифования применя­ют также шлифовальные аппараты с воз­вратно-поступательным движением.

Полирование. Эту операцию проводят после того, как окрашенная поверхность хорошо прошлифована. Благодаря пол­ированию окрашенная поверхность при­обретает зеркальный блеск. Полирование производят абразивными составами пре­имущественно нитроэмалевых и нитрола­ковых покрытий как при их первичном получении, так и в процессе ухода за по­крытием в период эксплуатации автомо­биля.

Облегчить операцию полирования нитроэмалевых покрытий можно распы­лением на них растворителя № 648. В этом случае поверхнотный слой покрытия слег­ка растворяется, и риски, полученные при шлифовании абразива, затягиваются. По­крытия из нитроэмалей можно полиро­вать после их сушки при температуре 60— 70 °С.

Для полирования таких покрытий ис­пользуют полировочную пасту № 291. Полирование производят вручную, ис­пользуя для этого фланель или цигейко­вую шкуру. Для ускорения процесса пол­ирования можно использовать механизи­рованный инструмент.

Полировочная паста № 291 представ­ляет собой однородную густую массу серо­го цвета. При температуре 18 — 20 °С па­ста не должна быть текучей, но хорошо размешиваться.

Для полирования меламиноалкидных покрытий используют пасту ВАЗ-2. Эта паста серого цвета, мазеобразной конси­стенции.

При ручном полировании пасту наби­рают на тампон, туго свернутый из флане­ли, и наносят равномерно на полируемую окрашенную поверхность. Полирование рекомендуется производить небольшими участками, так как пасты быстро засыха­ют и их трудно растирать. Растирают па­сту по поверхности равномерными воз­вратно-поступательными движениями, а если полирование ведут с применением электродрели, то круговыми движениями.

При полировании с помощью электро­дрели на полировальный круг накладыва­ют слой ваты толщиной 4 — 5 см, а затем надевают чехол из сукна, фланели, фетра или натурального или искусственного ме­ха.

Полирование с помощью электродрели значительно облегчает и ускоряет про­цесс. Во время полирования электродрель необходимо передвигать по полируемой поверхности, не останавливаясь долго на одном месте, чтобы полируемая поверх­ность не нагревалась выше 40 °С. Пере­грев покрытия приводит к его размягче­нию и образованию трудноисправляемых дефектов покрытий.

Нельзя полировать покрытия, если они сильно нагреты сол­нечными лучами. Полирование лучше проводить в закрытом помещении, макси­мально очищенном от пыли. Для удаления остатков пасты после полирования повер­хность покрытия вытирают чистой фла­нелью. Для окончательной полировки по­крытия и снятия с него следов пасты и масла покрытия протирают фланелевым тампоном, смоченным полировочной во­дой или полирующим составом ВАЗ-3. Пе­ред нанесением на тампон этот состав на­до разбавить кипяченой водой и переме­шать до нужной консистенции.

new

- Причина неисправности Метод устранения Сцепление не полностью выключается (сцепление «ведет»):

Порядок разборки и сборки карбюраторов К–151В, К–151Е и К–151У Разборку карбюратора производите в следующей последовательности: