Схемы процессов окраски
Кузов после ремонта нуждается в полной окраске или частичной подкраске отдельных его поверхностей
Могут быть реализованы 3 схемы покраски кузова, отличающиеся как числом операций, так и их содержанием и исполнением: полная окраска кузова со снятием старой краски, окраска кузова по старой краске и подкраска отдельных поврежденных участков поверхностей кузова или замененных деталей.
Последние могут окрашиваться как будучи установленными или собранными с кузовом, так и отдельно. Во всех трех схемах технологических процессов окраски обязателен этап подготовки поверхности под окраску.
При ремонте кузова в условиях авторемонтных предприятий технологический процесс полной окраски кузова подобен технологическому процессу окраски нового кузова с операцией снятия старой краски. Эта операция, как правило, совмещается с очисткой поверхностей от ржавчины, окалины и других загрязнений.
Для снятия старой краски используют различные способы — механический или химический.
Выбор того или иного способа зависит от количества и характера загрязнений, а также от размера поверхности, подлежащей очистке.
Небольшие участки очищают механическим способом (проволочными круглыми щетками с механизированным приводом, ручными проволочными щетками, скребками, шлифовальной шкуркой) или химическим способом.
В условиях авторемонтных предприятий широко используется операция снятия старой краски сразу со всего кузова погружением его в ванну с горячим щелочным раствором и выдержкой в нем.
Эту операцию в соответствии с принятой схемой технологического процесса ремонта кузовов легковых автомобилей проводят, как правило, перед окончательной разборкой и ремонтом кузова.
Для механизации процесса снятия старой краски разработаны и используются комплексные агрегаты, обеспечивающие последовательное выполнение операций снятия старой краски, промывки горячей водой, пассивирование поверхности кузова и заключительной операции обдува и сушки кузова горячим воздухом. Для полной механизации этого процесса в конструкции агрегата предусмотрен конвейер периодического действия.
При полном соблюдении требований технологического процесса и режима работы такого агрегата весь процесс снятия старой краски длится около 30 мин.
Для удаления старой краски с поверхности кузова применяются различные щелочные пасты и смывочные растворы (смывки).
Они находят широкое использование как в условиях малых ремонтных, транспортных и ремонтных предприятий, так и в условиях гаражей личного транспорта. Составы щелочных паст приведены в таблице.
Специальные составы — смывки, предназначенные для удаления старых лакокрасочных покрытий, включают в себя растворители.
Смывки содержат следующие компоненты: активные растворители, загустители, замедлители испарения, разрыхлители, эмульгаторы, ингибиторы коррозии и специальные добавки.
В качестве, активных растворителей в смывках наиболее широко применяют хлорированные углеводороды, чаще всего метилен —хлорид, в смеси с другими растворителями— спиртами, кетонами, сложными эфирами.
При нанесении на лакокрасочное покрытие смывка размягчает покрытие, происходит набухание и вспучивание его, что ослабляет адгезию к металлу. Отслоившееся покрытие легко удаляется механическим способом В табл. приведены состав и назначение смывок.
Таблица 1. |
1. Составы щелочных паст |
для удаления старой краски |
|
Компоненты |
Массовая доля, %, в зависимости от состава пасты |
||
1 |
2 |
3 |
|
Едкий натр |
— |
20 |
16 |
Негашеная |
16 |
18 |
14 |
известь |
|||
Сода |
14 |
— |
— |
Порошковый |
20 |
25 |
20 |
мел |
|||
Вода |
50 |
37 |
50 |
Технологическая последовательность операций при удалении смывкой старого лакокрасочного покрытия прежде всего сводится к очистке ветошью поверхности кузова от грязи, жировых загрязнений и пыли. Затем на поверхность краскораспылителем или кистью наносят обильный слой смывки. Набухшую и вспученную лакокрасочную пленку удаляют деревянной лопаткой и поверхность кузова протирают ветошью, смоченной в бензине или уайт-спирите. Если лакокрасочное покрытие полностью удалить не удалось, то на поверхность кузова наносят еще один слой смывки.
При загустении смывок, содержащих парафин, банку со смывкой выдерживают в горячей воде до восстановления текучести смывки.
После удаления лакокрасочного покрытия с поверхности кузова проводят промывку поверхности горячей водой, тщательно протирают насухо и обдувают сжатым воздухом. Если снятие старой краски проводят на ограниченной площади, а остальная поверхность не подлежит обработке, то поверхности, не подлежащие обработке пастами или смывками, защищают от попадания на них этих составов. Защиту поверхности осуществляют нанесением на них технического вазелина или состава, состоящего из 35 % глицерина, 20 % декстрина и 45 % порошкового мела. Этот состав после выполнения своей функции легко смывают водой. С не меньшим успехом для защиты окрашенных поверхностей от их разрушения используется плотная бумага и лента лейкопластыря или иная клейкая лента.
По окончании работы по снятию лакокрасочного покрытия, ремонта кузова, поверхность начинают подготавливать к грунтованию, окончательной окраске и последующей сушке.
После окраски и сушки кузова его подвергают тщательному осмотру и при наличии дефектов их устраняют местным шлифованием, подкраской и полированием.
При ремонте кузова их иногда окрашивают нитроэмалями, которые после сушки требуют обработки для придания окрашенной поверхности блеска. Встречаются случаи, когда покрытие или отдельные его поверхности имеют наплывы, волнистость, разный глянец и др. Для устранения этих дефектов окраски поверхность кузова надо шлифовать и полировать. Шлифовать надо только полностью высохшие слои поверхности. Слой должен быть твердым, не сдираться при шлифовании, а абразив не должен быстро "засаливаться" от покрытия.
Шлифование можно проводить с помощью механизированного инструмента или вручную шлифовальной шкуркой. Для облегчения шлифования лучше сначала пользоваться шлифовальными шкурками крупной зернистости, а затем для сглаживания рисок шлифовать шкуркой мелкой зернистости. При шлифовании нитроэмалей рекомендуется пользоваться шкурками следующих зернистостей: первые слои 8 — 6, последние слои 6— 4, М63, М50, М40.
Перед началом шлифования лист шкурки стандартного размера 230X280 мм разрезают на две части. Затем шлифовальной шкуркой обертывают войлочный или резиновый брусок размером 125X75 мм и толщиной 10 —
Чтобы избежать засаливания шлифовальной шкурки во время работы ее периодически очищают от пыли. По мере значительного засаливания и истирания ее меняют на новую. Окрашенные поверхности, имеющие закругления небольшого диаметра, желобки, проемы шлифуют без использования бруска, только вручную.
Таблица Составы и назначение смывок лакокрасочных покрытий
Смывка |
Состав Компонент |
Массовая доля, % |
Тип удаляемых покрытий |
Смывающее действие, мин, не более |
СП-7 |
Метиленхлорид |
75,8 |
Меламиноалкидные, эпоксидные, глифталевые, масляные, винилхлоридные, акрилатные, меламиноформальдегидные |
10 |
Этиловый спирт |
8,4 |
|||
Метилцеллюлоза |
4,0 |
|||
Парафин |
0,6 |
|||
Аммиак (25 %) |
6,2 |
|||
Диэтиленгликоль |
2,5 ; |
|||
ОП-7 |
1,5 |
|||
Жирные кислоты |
1,0 |
|||
СП-6 |
Метиленхлорид |
70,6 |
То же |
40 |
Смола ПСХ-С |
11,3 |
|||
Диоксолан-1,3 |
9,3 |
|||
Ксилол |
5,6 |
|||
Уксусная кислота |
2,2 |
|||
Парафин |
1,1 |
|||
СПС |
Метиленхлорид |
69,6 |
Эпоксидные полиуретановые, виниловые, алкидные, масляные |
15 |
Тиксотропная паста |
13,2 |
|||
Этиловый спирт |
7,7 |
|||
ОП-7, ОП-10 |
5,0 |
|||
Парафин |
3,7 |
|||
Жидкое мыло |
0,8 |
|||
СД (СП) |
Диоксолан-1,3 |
50,0 |
Масляные, фенольномасляные, виниловые |
3 |
Бензол |
30,0 |
|||
Этиловый спирт |
10,0 |
|||
Ацетон |
10,0 |
|||
АТФ-1 |
Диоксолан-1,3 |
47,5 |
Масляные, виниловые, фенольно-масляные, поливинил-ацетанные |
20 |
Толуол |
28,0 |
|||
Коллоксилин |
5,0 |
|||
Парафин |
20,0 |
|||
Автосмывка старой краски |
Метиленхлорид |
68,2 |
Меламиноалкидные, эпоксидные, глифталевые, масляные, винилхлоридные, акрилатные, меламиноформальдегидные |
60 |
Смола ПСХ-ЛС |
12,0 |
|||
Ксилол нефтяной |
9,0 |
|||
Парафин |
1,8 |
|||
Муравьиная кислота |
6,0 |
|||
Фосфорная кислота |
3,0 |
При обработке окрашенной поверхности применяется как "сухое", так и "мокрое" шлифование.
"Мокрому" шлифованию с водой можно подвергать лишь водостойкие покрытия — нитроцеллюлозные, мелами-ноалкидные, эпоксидные, маслянолаковые и др.
При "мокром" шлифовании окрашенную поверхность и шлифовальную шкурку смачивают водой или каким-либо инертным растворителем, например при шлифовании нитролаковых покрытий используют уайт-спирит. При окончательной шлифовке нитролакового покрытия водостойкой шлифовальной шкуркой рекомендуется использовать мыльную воду.
В процессе "сухого" шлифования поверхность кузова периодически протирают фланелью или обдувают сжатым воздухом для проверки ее состояния. Шлифовальную шкурку очищают от пыли выколачиванием или при помощи щетинной щетки.
По окончании шлифования поверхность промывают водой, протирают насухо мягкой фланелью и высушивают при температуре 18 — 22 °С. Качество шлифования проверяют внешним осмотром, освещая поверхность сбоку электрической лампой. После шлифования образуется ровная и гладкая на ощупь поверхность.
Для механизации процесса шлифования применяют различные электрические и пневматические шлифовальные машинки. Для "мокрого" шлифования применяют также шлифовальные аппараты с возвратно-поступательным движением.
Полирование. Эту операцию проводят после того, как окрашенная поверхность хорошо прошлифована. Благодаря полированию окрашенная поверхность приобретает зеркальный блеск. Полирование производят абразивными составами преимущественно нитроэмалевых и нитролаковых покрытий как при их первичном получении, так и в процессе ухода за покрытием в период эксплуатации автомобиля.
Облегчить операцию полирования нитроэмалевых покрытий можно распылением на них растворителя № 648. В этом случае поверхнотный слой покрытия слегка растворяется, и риски, полученные при шлифовании абразива, затягиваются. Покрытия из нитроэмалей можно полировать после их сушки при температуре 60— 70 °С.
Для полирования таких покрытий используют полировочную пасту № 291. Полирование производят вручную, используя для этого фланель или цигейковую шкуру. Для ускорения процесса полирования можно использовать механизированный инструмент.
Полировочная паста № 291 представляет собой однородную густую массу серого цвета. При температуре 18 — 20 °С паста не должна быть текучей, но хорошо размешиваться.
Для полирования меламиноалкидных покрытий используют пасту ВАЗ-2. Эта паста серого цвета, мазеобразной консистенции.
При ручном полировании пасту набирают на тампон, туго свернутый из фланели, и наносят равномерно на полируемую окрашенную поверхность. Полирование рекомендуется производить небольшими участками, так как пасты быстро засыхают и их трудно растирать. Растирают пасту по поверхности равномерными возвратно-поступательными движениями, а если полирование ведут с применением электродрели, то круговыми движениями.
При полировании с помощью электродрели на полировальный круг накладывают слой ваты толщиной 4 —
Полирование с помощью электродрели значительно облегчает и ускоряет процесс. Во время полирования электродрель необходимо передвигать по полируемой поверхности, не останавливаясь долго на одном месте, чтобы полируемая поверхность не нагревалась выше 40 °С. Перегрев покрытия приводит к его размягчению и образованию трудноисправляемых дефектов покрытий.
Нельзя полировать покрытия, если они сильно нагреты солнечными лучами. Полирование лучше проводить в закрытом помещении, максимально очищенном от пыли. Для удаления остатков пасты после полирования поверхность покрытия вытирают чистой фланелью. Для окончательной полировки покрытия и снятия с него следов пасты и масла покрытия протирают фланелевым тампоном, смоченным полировочной водой или полирующим составом ВАЗ-3. Перед нанесением на тампон этот состав надо разбавить кипяченой водой и перемешать до нужной консистенции.