Окраска способом пневматического воздушного распыления
Этот способ среди прочих известных способов является основным. Примерно 70 % производимых лакокрасочных материалов наносят на поверхности именно этим способом
Он позволяет наносить на больших поверхностях равномерные слои грунтовки, лака, эмали, в том числе очень жидких или быстросохнущих, производить окрашивание по недосушенным грунтовкам или по слою краски, имеющей "отлип".
Сущность способа состоит в том, что лакокрасочный материал сжатым воздухом интенсивно распыляется на мельчайшие частицы и наносится равномерным и тонким слоем на окрашиваемую поверхность изделия.
Способ применим в любых производственных условиях при наличии сжатого воздуха и вытяжной вентиляции.
Продолжительность окраски меньше, чем при других способах. Оборудование для окраски этим способом по конструкции несложное, в эксплуатации простое, надежное и неприхотливое.
К недостаткам способа пневматического распыления следует отнести: образование красочного тумана, что ухудшает санитарно-гигиенические условия труда; необходимость интенсивного отсасывания загрязненного воздуха; высокий удельный расход лакокрасочных материалов вследствие потерь краски (30 — 60 %) в зависимости от размеров и конфигурации деталей; большой расход растворителей для доведения лакокрасочных материалов до рабочей вязкости; необходимость наличия в производственных помещениях специальных окрасочных камер с приточновытяжной вентиляцией.
Воздушное распыление лакокрасочных материалов проводят краскораспылительными устройствами. Сжатый воздух давлением 0,4 — 0,7 МПа используется от заводской сети или от автономно работающего компрессора.
Схема краскораспылительной установки показана на рис 1
В маслоотделитель 3 подается сжатый воздух для очистки его от воды и масла. Очищенный сжатый воздух по шлангу 2 поступает в краскораспылитель 1 и одновременно по шлангу 6 через редуктор давления в красконагаетательный бак 4.
Под давлением сжатого воздуха лакокрасочный материал по шлангу 5 поступает к краскораспылителю.
В некоторых случаях (при значительном расходе лакокрасочных материалов) краскораспылитель подсоединяют непосредственно к трубе центральной системы подачи грунтовок и эмалей через редуктор понижения давления.
В этом случае необходимость в красконагнетательном баке отпадает.
Если расход лакокрасочного материала небольшой, то он подается самотеком из стакана, расположенного на корпусе краскораспылителя. Такие распылители на производстве применяют при незначительных объемах работ в случае исправления дефектов окрашенной поверхности с небольшим расходом краски.
Для нанесения лакокрасочных материалов применяют краскораспылители самых различных конструкций, но работающих на одном и том же принципе.
Основными деталями краскораспылителя являются корпус, сопло для выхода лакокрасочного материала, распылительная головка, игла, курок, механизмы для регулирования подачи лакокрасочного материала и воздуха.
В зависимости от способа смешения лакокрасочного материала с воздухом различают краскораспылители с внутренним и внешним смешением.
При окраске кузовов преимущественно применяют краскораспылители с головками внешнего смешения. Степень измельчения лакокрасочного материала в этих краскораспылителях значительно больше.
При окраске кузовов на производстве пользуются краскораспылителями среднего давления (0,25 — 0,55 МПа). Краскораспылитель ЗИЛ является высокопроизводительным аппаратом, он предназначен для нанесения лакокрасочного материала при значительном объеме окрасочных работ.
Лакокрасочный материал подается в краскораспылитель из красконагнетательного бака или из системы централизованной подачи лакокрасочного материала. Принципиальная схема работы его такая же, как и краскораспылителей типа КРУ.
Краскораспылители этого типа отличаются по конструкции распылительных головок и числом боковых отверстий в воздушной головке, позволяющих изменить форму и ширину факела при распылении.
Краскораспылитель КРУ-1 (рис. 3) предназначен для нанесения лакокрасочных материалов вязкостью не более 50 по ВЗ-246.
Лакокрасочный материал подается из верхнего бачка самотеком, хотя может подаваться и под давлением из красконагнетательного бака, который через шланг может быть соединен со штуцером 18 (при отвернутой заглушке 17). Сжатый воздух в краскораспылитель подводится через штуцер 10 по каналу в рукоятке. Воздушная головка 1 имеет 5 отверстий.
В задней части корпуса 5 смонтированы воздушный клапан и узел регулировки расхода лакокрасочного материала, представляющий собой винт 8, имеющий упор и ограничивающий ход запорной иглы 15.
Отверстие сопла закрыто запорной иглой. Задний конец иглы 75 через муфту 14 подвижно соединен со штоком 12 воздушного клапана.
При нажатии на спусковой курок 13 отводится с помощью муфты 14 шток 12 и, преодолевая давление пружины, он давит на шарик 9 и открывает отверстие в седле 6 воздуха в распылительную головку. Затем с некоторым запозданием отводится запорная игла 15, и лакокрасочный материал попадает в поток сжатого воздуха, где дробится и образует факел.
После снятия усилия с пускового курка 13 прекращается подача лакокрасочного материала, а затем и сжатого воздуха.