Контроль окрашивания кузова

Опера­ция окрашивания является заключитель­ной в процессе нанесения лакокрасочного покрытия и определяет его декоративные и противокоррозионные свойства. Необ­ходимо контролировать температуру и влажность окружающего воздуха

Особое внимание надо обращать на состояние оборудования и окрасочных установок, инструмента, применяемого для нанесе­ния покрытий.

Надо строго соблюдать указания технологического процесса (дав­ление и качество сжатого воздуха, толщи­ну сырого слоя, число слоев и др.), техно­логические параметры лакокрасочных ма­териалов в зависимости от метода их на­несения на окрашиваемую поверхность.

При ремонте для окончательного окраши­вания кузова в основном используют пневматический метод распыления, по­зволяющий получить лакокрасочное по­крытие с хорошими декоративными свой­ствами.

В окрасочных камерах или в помеще­ниях для окрашивания основное внимание следует обращать на относительную влажность и температуру воздуха.

В про­цессе окрашивания относительная влаж­ность воздуха не должна превышать 75 %, а температура воздуха должна быть не выше 30 °С.

Высокая влажность воздуха (более 75 %) отрицательно влияет на ка­чество покрытия.

Влага легко конденсиру­ется на окрашиваемую поверхность и об­разует между поверхностью и наносимым лакокрасочным материалом пленку влаги или ее паров, снижающую адгезию лакок­расочного покрытия.

Высыхание лакокра­сочного материала, содержащего низкокипящие растворители, сопровождается зна­чительным охлаждением покрытия, вызы­вающим конденсацию на нем влаги. Попадая на пленку и растворяясь в ней, влага влияет на свойства покрытия: изме­няет цвет (побеление), уменьшает прочно­сть, снижает адгезию.

Пониженная температура окружаю­щего воздуха охлаждает металлическую поверхность металла кузова, вследствие чего на его поверхности конденсируется влага, снижающая адгезию лакокрасоч­ной пленки.

При пониженной температуре из лакокрасочных материалов с трудом испаряется растворитель, что затрудняет высыхание и схватывание покрытия. Это приводит при сушке покрытия к резкому и быстрому испарению летучей части, вследствие чего получается пористое по­крытие с ухудшенными защитными свой­ствами.

Повышенная температура воздуха приводит к быстрому испарению органи­ческих растворителей из образовавшейся пленки, что снижает "розлив" лакокра­сочных материалов и ухудшает декора­тивные свойства покрытия за счет увели­чения шагрени.

Кроме того, происходит быстрое схватывание (от пыли) лакокра­сочных материалов, что в процессе искус­ственной сушки приводит к "вскипанию" покрытия. Это объясняется тем, что остав­шийся под схватывающей пленкой раство­ритель испаряется с образованием мелких пор (вскипание).

Получение качественного покрытия находится в непосредственной зависимо­сти от состояния оборудования и инстру­мента.

Обязательным условием является чистота окрасочных камер, распылителей, дозирующих устройств, конвейеров, тех­нологических подставок и подвесок.

Очистка краскораспылителя или рас­пылительной установки должна произво­диться не позже чем через два часа после окончания работы с обычными красками и немедленно после работы с красками, со­держащими отвердители.

Практика показывает, что даже дли­тельное прокачивание растворителя че­рез краскораспылитель не удаляет всю краску, которая прочно удерживается на отдельных деталях и изменяет форму от­печатка факела, что снижает равномер­ность нанесения лакокрасочного материа­ла и ухудшает декоративные свойства по­крытия.

Для контроля качества слоев и опера­тивного вмешательства в процессе окра­шивания периодически контролируют толщину слоя сырой пленки эмали.

При­бор контроля толщины сырого слоя эмали и грунтовки имеет форму гребенки, у которой кратные зубцы одинаковой длины, а все промежуточные имеют разную дли­ну. Каждый зубец отличается от следую­щего на 5 мкм.

При измерении гребенку устанавливают на окрашенную поверх­ность в строго вертикальном положении.

В зависимости от толщины пленки неко­торые зубцы коснутся краски, а другие нет.

Толщину пленки определяют по шка­ле, нанесенной на зубцы; она равна разме­ру, указанному на первом зубце, который не коснулся краски.

Замеры следует про­изводить сразу после окрашивания, не­медленно исправляя участки, где покры­тие нанесено более тонким слоем.

Измере­ние толщины сырого слоя быстровысыхающих лакокрасочных материалов затруднено, поэтому в этом случае соот­ветствующими приборами измеряют тол­щину высохшего слоя.

При нанесении покрытий пневматиче­ским распылением основная масса дефек­тов возникает из-за использования нека­чественного сжатого воздуха (наличие в нем воды, масла и различных механиче­ских загрязнений).

В процессе нанесения лакокрасочного материала пневматиче­ским распылением в работе окрасочного оборудования могут возникать различные неполадки, приведенные в таблице

Неполадки - Возможная причина - Способ устранения

На экраны и лотки ка­меры не поступает во­да. Стрелки маномет­ра сильно колеблются - Насос недостаточно залит водой.

Подсос воздуха через неплотности трубопровода

- Залить насос водой, затянуть флан­цевые и другие соединения на всасы­вающем трубопроводе, подтянуть сальниковые уплотнения.

Устранить неисправности в приемном клапане, произвести очистку всасывающего и нагнетательного трубопровода и фильтров

На окрашиваемый ку­зов попадают брызги воды. Унос воды вен­тиляцией - Слишком большая подача воды на эк­ран и лотки

- Уменьшить подачу воды. Заменить уплотняющие кольца насоса

Содержание паров растворителя и кра­сочного аэрозоля в зо­не маляра выше нормы - Нарушена работа краскораспылительной аппаратуры. Нарушение ба­ланса воздуха в камере по притоку и вытяжке

- Отрегулировать работу краскорас­пылителя фильтра и красконагнетательного бачка

Насос потребляет большую мощность - Сильно затянут сальник. Рабочее колесо имеет слишком ши­рокие каналы вследствие большого износа

Увеличение подачи воды - Ослабить затяжку сальника. Заменить рабочее колесо - Уменьшить подачу воды запорной за­движкой - Произвести очистку вентиляционной системы

Скорость воздуха в ра­бочем проеме и в гори­зонтальном сечении камеры с нижним от­сосом ниже нормы - Сопротивление сети воздухопрово­дов увеличилось выше проектного, засорена краской вентиляционная система - Устранить неплотности воздуховода

Двигатель вентилято­ра работает с пере­грузкой - Утечка воздуха через неплотности воз­духоводов и открытые проемы люка.

Увеличенный зазор между рабочим колесом и коллектором вентилятора. Колесо вращается в обратную сторону. Вентилятор подает больше воздуха, чем предусмотрено при выборе мощ­ности электродвигателя

- Устранить зазор в соответствии с ин­струкцией на вентилятор. Изменить направление вращения ко­леса. Задросселировать сеть, уточнить со­противление сети, привести его в со­ответствие с напором вентилятора

Вибрирует вентилятор - Неудовлетворительная балансиров­ка колеса или ротора двигателя - Отбалансировать колесо или заме­нить другим

Перегреваются под­шипники насоса и вен­тилятора  - Слабая затяжка болтовых соедине­ний.

Плохо отцентрированы валы насоса (вентилятора) и электродвигателя - Затянуть гайки на болтовых соедине­ниях. Отцентрировать валы

При работе камеры возникает сильный шум - Мало масла - Добавить масло

Нет зазора между наружной обоймой шарикоподшипника и задней крыш­кой опорного кронштейна - Снять заднюю крышку между нею и опорным кронштейном и поставить прокладку

Слабое крепление дросселирующих клапанов. Не установлены мягкие вставки - Закрепить клапаны. Установить мягкие вставки на всасы­вающей и нагнетательной магистра­лях вентилятора

Обильные водяные завесы. Производительность насосной уста­новки велика. Вентиляционное поме­щение выполнено с отступлением от чертежа - Отрегулировать завесы Устранить отступления от чертежа. Уточнить акустический расчет. В случае необходимости использовать активные глушители непосредствен­но за вентилятором

На ускорение процесса сушки и отвер­ждения влияют следующие факторы: тип лакокрасочного материала и толщина по­крытия, температура и влажность возду­ха, интенсивность теплообмена, толщина и теплоемкость металла. С повышением температуры сушки и интенсивности теп­лообмена в сушильной камере процесс сушки ускоряется. С увеличением толщи­ны покрытия и металла кузова процесс сушки замедляется.

Температура сушки и время выдержки при этой температуре на различные ла­кокрасочные материалы указаны для кон­векционного метода сушки.

При термора­диационном методе сушки время выдерж­ки, как правило, сокращается в 1,5 — 2 раза по сравнению с конвекционным мето­дом.

В начальной стадии процесса сушки происходит интенсивное испарение рас­творителей, поэтому на этой стадии тем­пература сушки устанавливается ниже не­обходимой на 20 — 30 °С на время выдер­жки примерно 5 мин.

Количество подаваемого в сушильную камеру свежего воздуха, как правило, ус­танавливают при наладке в оптимальных пределах, так как это влияет на качество процесса сушки покрытия.

Недостаточное количество кислорода и повышенная за­газованность объема сушильной камеры сдерживают процесс сушки покрытия и могут создать концентрацию паров рас­творителя, превышающую предел взрывоопасности.

Для контроля концентрации паров растворителей применяют прибор СВК-ЗМ, который настраивается на определен­ный предел концентрации, при превыше­нии которого срабатывает дроссельная за­слонка дополнительного сброса в атмос­феру воздуха из сушильной камеры и подается звуковой сигнал.

Для наладки и фиксации температурного режима в су­шильной камере также устанавливаются термометры.

new

Схема смазочной системы показана на рис. 1. Давление масла в смазочной системе прогретого двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала 550–650 мин -1

В статье рассмотрим возможные неисправности переднего моста УАЗ-3151