Контроль окрашивания кузова
Операция окрашивания является заключительной в процессе нанесения лакокрасочного покрытия и определяет его декоративные и противокоррозионные свойства. Необходимо контролировать температуру и влажность окружающего воздуха
Особое внимание надо обращать на состояние оборудования и окрасочных установок, инструмента, применяемого для нанесения покрытий.
Надо строго соблюдать указания технологического процесса (давление и качество сжатого воздуха, толщину сырого слоя, число слоев и др.), технологические параметры лакокрасочных материалов в зависимости от метода их нанесения на окрашиваемую поверхность.
При ремонте для окончательного окрашивания кузова в основном используют пневматический метод распыления, позволяющий получить лакокрасочное покрытие с хорошими декоративными свойствами.
В окрасочных камерах или в помещениях для окрашивания основное внимание следует обращать на относительную влажность и температуру воздуха.
В процессе окрашивания относительная влажность воздуха не должна превышать 75 %, а температура воздуха должна быть не выше 30 °С.
Высокая влажность воздуха (более 75 %) отрицательно влияет на качество покрытия.
Влага легко конденсируется на окрашиваемую поверхность и образует между поверхностью и наносимым лакокрасочным материалом пленку влаги или ее паров, снижающую адгезию лакокрасочного покрытия.
Высыхание лакокрасочного материала, содержащего низкокипящие растворители, сопровождается значительным охлаждением покрытия, вызывающим конденсацию на нем влаги. Попадая на пленку и растворяясь в ней, влага влияет на свойства покрытия: изменяет цвет (побеление), уменьшает прочность, снижает адгезию.
Пониженная температура окружающего воздуха охлаждает металлическую поверхность металла кузова, вследствие чего на его поверхности конденсируется влага, снижающая адгезию лакокрасочной пленки.
При пониженной температуре из лакокрасочных материалов с трудом испаряется растворитель, что затрудняет высыхание и схватывание покрытия. Это приводит при сушке покрытия к резкому и быстрому испарению летучей части, вследствие чего получается пористое покрытие с ухудшенными защитными свойствами.
Повышенная температура воздуха приводит к быстрому испарению органических растворителей из образовавшейся пленки, что снижает "розлив" лакокрасочных материалов и ухудшает декоративные свойства покрытия за счет увеличения шагрени.
Кроме того, происходит быстрое схватывание (от пыли) лакокрасочных материалов, что в процессе искусственной сушки приводит к "вскипанию" покрытия. Это объясняется тем, что оставшийся под схватывающей пленкой растворитель испаряется с образованием мелких пор (вскипание).
Получение качественного покрытия находится в непосредственной зависимости от состояния оборудования и инструмента.
Обязательным условием является чистота окрасочных камер, распылителей, дозирующих устройств, конвейеров, технологических подставок и подвесок.
Очистка краскораспылителя или распылительной установки должна производиться не позже чем через два часа после окончания работы с обычными красками и немедленно после работы с красками, содержащими отвердители.
Практика показывает, что даже длительное прокачивание растворителя через краскораспылитель не удаляет всю краску, которая прочно удерживается на отдельных деталях и изменяет форму отпечатка факела, что снижает равномерность нанесения лакокрасочного материала и ухудшает декоративные свойства покрытия.
Для контроля качества слоев и оперативного вмешательства в процессе окрашивания периодически контролируют толщину слоя сырой пленки эмали.
Прибор контроля толщины сырого слоя эмали и грунтовки имеет форму гребенки, у которой кратные зубцы одинаковой длины, а все промежуточные имеют разную длину. Каждый зубец отличается от следующего на 5 мкм.
При измерении гребенку устанавливают на окрашенную поверхность в строго вертикальном положении.
В зависимости от толщины пленки некоторые зубцы коснутся краски, а другие нет.
Толщину пленки определяют по шкале, нанесенной на зубцы; она равна размеру, указанному на первом зубце, который не коснулся краски.
Замеры следует производить сразу после окрашивания, немедленно исправляя участки, где покрытие нанесено более тонким слоем.
Измерение толщины сырого слоя быстровысыхающих лакокрасочных материалов затруднено, поэтому в этом случае соответствующими приборами измеряют толщину высохшего слоя.
При нанесении покрытий пневматическим распылением основная масса дефектов возникает из-за использования некачественного сжатого воздуха (наличие в нем воды, масла и различных механических загрязнений).
В процессе нанесения лакокрасочного материала пневматическим распылением в работе окрасочного оборудования могут возникать различные неполадки, приведенные в таблице
Неполадки - Возможная причина - Способ устранения
На экраны и лотки камеры не поступает вода. Стрелки манометра сильно колеблются - Насос недостаточно залит водой.
Подсос воздуха через неплотности трубопровода
- Залить насос водой, затянуть фланцевые и другие соединения на всасывающем трубопроводе, подтянуть сальниковые уплотнения.
Устранить неисправности в приемном клапане, произвести очистку всасывающего и нагнетательного трубопровода и фильтров
На окрашиваемый кузов попадают брызги воды. Унос воды вентиляцией - Слишком большая подача воды на экран и лотки
- Уменьшить подачу воды. Заменить уплотняющие кольца насоса
Содержание паров растворителя и красочного аэрозоля в зоне маляра выше нормы - Нарушена работа краскораспылительной аппаратуры. Нарушение баланса воздуха в камере по притоку и вытяжке
- Отрегулировать работу краскораспылителя фильтра и красконагнетательного бачка
Насос потребляет большую мощность - Сильно затянут сальник. Рабочее колесо имеет слишком широкие каналы вследствие большого износа
Увеличение подачи воды - Ослабить затяжку сальника. Заменить рабочее колесо - Уменьшить подачу воды запорной задвижкой - Произвести очистку вентиляционной системы
Скорость воздуха в рабочем проеме и в горизонтальном сечении камеры с нижним отсосом ниже нормы - Сопротивление сети воздухопроводов увеличилось выше проектного, засорена краской вентиляционная система - Устранить неплотности воздуховода
Двигатель вентилятора работает с перегрузкой - Утечка воздуха через неплотности воздуховодов и открытые проемы люка.
Увеличенный зазор между рабочим колесом и коллектором вентилятора. Колесо вращается в обратную сторону. Вентилятор подает больше воздуха, чем предусмотрено при выборе мощности электродвигателя
- Устранить зазор в соответствии с инструкцией на вентилятор. Изменить направление вращения колеса. Задросселировать сеть, уточнить сопротивление сети, привести его в соответствие с напором вентилятора
Вибрирует вентилятор - Неудовлетворительная балансировка колеса или ротора двигателя - Отбалансировать колесо или заменить другим
Перегреваются подшипники насоса и вентилятора - Слабая затяжка болтовых соединений.
Плохо отцентрированы валы насоса (вентилятора) и электродвигателя - Затянуть гайки на болтовых соединениях. Отцентрировать валы
При работе камеры возникает сильный шум - Мало масла - Добавить масло
Нет зазора между наружной обоймой шарикоподшипника и задней крышкой опорного кронштейна - Снять заднюю крышку между нею и опорным кронштейном и поставить прокладку
Слабое крепление дросселирующих клапанов. Не установлены мягкие вставки - Закрепить клапаны. Установить мягкие вставки на всасывающей и нагнетательной магистралях вентилятора
Обильные водяные завесы. Производительность насосной установки велика. Вентиляционное помещение выполнено с отступлением от чертежа - Отрегулировать завесы Устранить отступления от чертежа. Уточнить акустический расчет. В случае необходимости использовать активные глушители непосредственно за вентилятором
На ускорение процесса сушки и отверждения влияют следующие факторы: тип лакокрасочного материала и толщина покрытия, температура и влажность воздуха, интенсивность теплообмена, толщина и теплоемкость металла. С повышением температуры сушки и интенсивности теплообмена в сушильной камере процесс сушки ускоряется. С увеличением толщины покрытия и металла кузова процесс сушки замедляется.
Температура сушки и время выдержки при этой температуре на различные лакокрасочные материалы указаны для конвекционного метода сушки.
При терморадиационном методе сушки время выдержки, как правило, сокращается в 1,5 — 2 раза по сравнению с конвекционным методом.
В начальной стадии процесса сушки происходит интенсивное испарение растворителей, поэтому на этой стадии температура сушки устанавливается ниже необходимой на 20 — 30 °С на время выдержки примерно 5 мин.
Количество подаваемого в сушильную камеру свежего воздуха, как правило, устанавливают при наладке в оптимальных пределах, так как это влияет на качество процесса сушки покрытия.
Недостаточное количество кислорода и повышенная загазованность объема сушильной камеры сдерживают процесс сушки покрытия и могут создать концентрацию паров растворителя, превышающую предел взрывоопасности.
Для контроля концентрации паров растворителей применяют прибор СВК-ЗМ, который настраивается на определенный предел концентрации, при превышении которого срабатывает дроссельная заслонка дополнительного сброса в атмосферу воздуха из сушильной камеры и подается звуковой сигнал.
Для наладки и фиксации температурного режима в сушильной камере также устанавливаются термометры.