Вспомогательный тормоз состоит из привода и двух исполнительных механизмов, установленных в разъеме приемных труб глушителя системы выпуска газов
Механизм вспомогательного тормоза (рис. 2) включает в себя корпус 3, заслонку 11, вал 13 и рычаг 4.
Когда тормоз не включен, заслонка механизма расположена вдоль потока отработанных газов и оси приемных труб.
Привод управления механизмами тормоза пневматический, состоит из крана (рис. 3), трех пневматических цилиндров (пневмоцилиндров) и трубопроводов, соединяющих их.
При нажатии на кнопку крана сжатый воздух по трубопроводам подается к двум пневмоцилиндрам (диаметр цилиндра 35 мм и ход поршня 65 мм — рис. 4), поршни которых устанавливают заслонки механизмов перпендикулярно к потоку отработавших газов.
Одновременно сжатый воздух подается в пневмоцилиндр 30х25 (рис. 5), установленный на крышке топливного насоса высокого давления, который отключает подачу топлива.
Механизмы вспомогательного тормоза 23 (рис. 6) прикреплены болтами 2 к фланцам в разъеме приемных труб 3 и 22 глушителя системы выпуска газов.
Этими же болтами к фланцам прикреплены кронштейны 6 для установки пневмоцилиндров 7.
Кран управления вспомогательным тормозом закреплен на панели передка кабины, а его кнопка расположена слева от педали сцепления.
Узлы вспомогательного тормоза снимают и частично или полностью разбирают при обнаружении в них неисправностей, например заедания вала заслонки во втулках корпуса, износа деталей пневмоцилиндров, ослабления затяжки болтов крепления механизмов к приемным трубам и др.
Снятие и разборка вспомогательного тормоза
При снятии отвернуть гайку 18 шарового пальца 19 и отсоединить наконечник 15 от рычага 5.
Расшплинтовать и отвернуть гайку 8 пальца 11, снять шайбу и пневмоцилиндр 7 в сборе. Отвернуть контргайки и гайки четырех болтов 2, извлечь их, снять кронштейн 6, прокладки 1 и механизм 23 в сборе.
Для снятия пневмоцилиндра отключения подачи топлива расшплинтовать пальцы, соединяющие цилиндр с кронштейном и серьгу на штоке цилиндра с рычагом топливного насоса высокого давления, снять цилиндр в сборе.
При снятии крана отвернуть гайки и отсоединить от него трубопроводы.
Отвернуть гайку крепления крана к панели пола кабины и снять его. Детали вспомогательного тормоза, находясь в среде отработавших газов, частично корродируются, а зазоры между ними забиваются частицами сажи; поэтому для облегчения разборки вспомогательный тормоз следует выдержать в течение суток в керосине или дизельном топливе.
При разборке механизма, головку заклепки 2 (см. рис. 1) спилить напильником и с помощью выколотки диаметром 4 мм извлечь ее из вала и заслонки.
Закрепить механизм вспомогательного тормоза за рычаг 4 в тисках и, поворачивая корпус 3, снять его с вала 13.
Извлечь из корпуса заслонку 11.
Снять с корпуса крышку 9 и извлечь из него пружину 8, шайбу 7 и стопорное кольцо 6. Отвернуть гайку 10 стяжного болта 5 и снять с вала 13 рычаг 4 и шпонку 15.
С помощью выколотки диаметром 3,5 мм выбить из корпуса штифты 1 и 12 и извлечь втулки 14.
Втулку из глухого отверстия корпуса можно извлечь гидравлическим способом (рис. 164) с применением консистентной смазки.
В качестве стержня можно использовать ось заслонки.
При разборке пневмоцилиндра 35х65 привода механизма его надо закрепить в тиски за крышку 5 (рис. 161) и отвернуть корпус 2, снять уплотнительное кольцо 3.
Выдвинуть на 10—15 мм из цилиндра днище поршня 6 и закрепить его в ослабить контргайку 14 (см. рис. 6).
Отвернуть наконечник 15 и контргайку.
Извлечь из цилиндра поршень 6 (см. рис. 4) в сборе со штоком 1 и пружины 8 и 10.
Снять со штока 1 ограничитель 9, а с поршня — манжету 7. При необходимости разобрать наконечник.
Прежде чем разбирать цилиндр 30х25 отключения подачи топлива, надо отвернуть гайку и отсоединить от штока серьгу останова.
Затем нижнюю часть цилиндра 8 (см. рис. 5) зажать в тисках, отвернуть крышку 2 и извлечь поршень 5 в сборе со штоком 9 и пружину 6.
Снять с поршня манжету 4, а со штока — ограничитель 7.
При разборке крана (см. рис. 3) закрепить его нижнюю часть в тисках.
Отсоединить нижнюю часть чехла 7 от втулки 6.
В образовавшуюся щель извлечь упорное кольцо 11.
Потянуть за кнопку 8 и извлечь из корпуса толкатель 9 в сборе с чехлом 7, втулкой 6, уплотнительными кольцами 5, 10 и 14 и тарелкой 4 пружины.
Извлечь из корпуса пружину 13.
Переставить кран в тисках так, чтобы был доступ к нижней части крана.
Снять упорное кольцо 1, извлечь из корпуса направляющую клапана 17,и уплотнительное кольцо 18.
Извлечь из направляющей 17 впускной клапан 15 со стержнем 16 и пружину клапана.
Снять с толкателя 9 уплотнительные кольца 10,- 14, тарелку 4, упорное кольцо 12 и втулку 6.
Детали пневмоцилиндров, механизмов и крана необходимо промыть в бензине, затем просушить и тщательно осмотреть.
Прокладки между фланцами приемных труб и механизмов вспомогательного тормоза не должны иметь разрывов, расслоений и других повреждений.
Разрывы, глубокие риски, затвердевание и остаточная деформация, а также другие повреждения деталей из резины не допускаются.
Данные для контроля деталей механизма вспомогательного тормоза и пневмоцилиндров приведены в табл.1.
Таблица 1
Втулка. Внутренний диаметр:
- - номинальный размер - 14+0,050 мм;
- - допустимый размер - 14,10 мм
Вал заслонки. Наружный диаметр:
- - номинальный размер - 14-0,060 мм;
- - допустимый размер - 13,80 мм
Шаровой палец. Диаметр сферической поверхности:
- - номинальный размер - 12-0,120 мм;
- - допустимый размер - 11,75 мм
Наконечник тяги привода вспомогательного тормоза. Диаметр отверстия под шаровой палец:
- - номинальный размер - 12+0,160 мм;
- - допустимый размер - 12,25 мм
Собрать агрегаты вспомогательного тормоза и установить их на автомобиль в порядке, обратном разборке и снятию с автомобиля.
При этом необходимо выполнить следующие требования:
- - вал заслонки во втулках должен вращаться свободно без заеданий. Смазывание вала и втулок категорически запрещено;
- - наконечник 15 (см. рис. 6) и шаровой палец 19 смазать тонким слоем графитной смазки;
- - смазать тонким слоем смазочного материала ЦИАТИМ-221: у крана управления вспомогательным тормозом толкатель 9 (см. рис. 3) в сборе с уплотнительными кольцами, втулку 6 и корпус 2 в месте контакта со штоком; у пневмоцилиндров поршень в сборе с уплотнительным кольцом, шток и цилиндр.
Пневмоцилиндры после сборки проверить на герметичность под давлением воздуха 5,3 кгс/см 2.
Места утечки воздуха определять мыльной эмульсией, которую после проверки удалить.
При проверке необходимо замерить также ход штоков, который у пневмоцилиндров 35х65 должен быть 65 мм, а у пневмоцилиндра 30х25 — 25 мм.
Штоки под действием пружин должны без заеданий возвращаться в исходное положение.
При установке механизма вспомогательного тормоза на автомобиль надо отрегулировать длину свинчивания штока "Л" (см. рис. 6) так, чтобы при нахождении поршня пневмоцилиндра в крайнем верхнем положении шпонка 4 располагалась вдоль оси приемных труб. При этом заслонка механизма будет полностью открыта.
Следует также проверить затяжку болтов крепления приемных труб системы выпуска газов, и при необходимости подтянуть болты крепления приемных труб к выпускным газопроводам двигателя.