Пневматический усилитель тормозов (рис. 1) предназначен для преобразования энергии сжатого воздуха в нужное давление рабочей жидкости в гидравлической части привода тормозов
Для повышения надежности тормозов автомобили Урал оборудуются двумя пиевмоусилятелями, которые установлены с наружной стороны левого лонжерона под кабиной.
Передний пневмоусилитель приводит в действие рабочие тормоза колес переднего и среднего мостов, задний — рабочие тормоза колес заднего моста.
При нажатии на тормозную педаль открывается клапан в тормозном кране, и воздух поступает по трубопроводу под поршни пневматического усилителя.
Под давлением воздуха шток с поршнями перемещается и через толкатель действует на поршень главного тормозного цилиндра, который вытесняет жидкость в тормозную магистраль.
При оттормаживании воздух из пневматического усилителя через тормозной кран выходит в атмосферу.
Поршни главного тормозного цилиндра и пневматического усилителя под действием пружин возвращаются в исходное положение.
Пневмоусилители снимать с автомобиля и разбирать только для технического обслуживания и устранения неисправностей (замена изношенных манжет и др.).
При снятии пневмоусилителей с автомобиля отсоединить от них и главных тормозных цилиндров трубопроводы систем тормозов и герметизации, а также и провода от датчиков сигнальной лампы «Тормоз».
Отвернуть болты крепления к лонжерону рамы и снять пневмоусилители.
Разборка пневмоусилителей
Слить тормозную жидкость, отвернуть и снять бачок 4, отвернуть гайки, снять стяжки 22 и задний пневмоцилиндр 19.
Снять шланг, поршни в сборе со штоком 23, проставкой 16 и толкателем 8.
Расконтрить и отвернуть болты 29, снять стопорные пластины 30, передний цилиндр пневмоусилителя 9 в сборе с крышкой 31 и прокладку.
Снять стопорное кольцо 27, шайбу 28 и извлечь поршень 6 в сборе с наружной манжетой 7. Извлечь кольцо 33, внутреннюю уплотнительную манжету 34 и пружину 36 в сборе с обратным клапаном 38.
При разборке пробку 1 отвертывать не рекомендуется.
Отвернуть гайки 21 на штоке, снять поршни 12 в сборе, проставку 16 в сборе с манжетой 24 и уплотнительные кольца 17.
Выбить штифт 26 из штока и рассоединить шток 23 с толкателем 8.
Детали главного тормозного цилиндра надо промыть в спирте или тормозной жидкости, детали пневмоусилителя — в керосине или бензине.
Данные для контроля основных размеров деталей пневмоусилителя и главного тормозного цилиндра приведены в таблице.
Таблица 1.
Цилиндры пневмоусилителя передний и задний. Внутренний диаметр:
- - номинальный размер - 150+0,230 мм;
- - допустимый размер - 150,50 мм
Главный цилиндр тормоза. Внутренний диаметр:
- - номинальный размер - 40+0,030 мм;
- - допустимый размер - 40,07 мм
Поршень главного тормозного цилиндра. Наружный диаметр:
- - номинальный размер - 40-0,025 мм;
- - допустимый размер - 39,90 мм
При износе или механическом повреждении манжет в проставке, а также манжет поршня главного тормозного цилиндра и пневмоусилителя заменить их. Зеркало цилиндров не должно иметь коррозии и рисок.
На главном тормозном цилиндре не должно быть сколов и трещин, на цилиндрах пневмоусилителя — вмятин.
Собрать пневмоусилитель в порядке, обратном разборке, при этом необходимо выполнить ряд нижеприведенных обязательных требований:
- - на рабочую поверхность пневмоцилиндров 9, 19 (см. рис. 1), шток 23, манжету 24 и 13 нанести смазочный материал ЦИАТИМ-201. Войлочные кольца 11 поршней - пропитать в веретенном масле;
- поршни пневмоусилителя собрать в кольце диаметром 150 +0З мм;
- - при сборке штока 23 с поршнями 12, проставкой 16 и толкателем 8 необходимо выдержать размеры, указанные на рис. 1;
- - между опорным кольцом 15 манжеты и поршнем 12 установить уплотнительное резиновое кольцо 25;
- - прокладку и болты 29 крепления главного тормозного цилиндра к переднему цилиндру пневмоусилителя, а также гайки 21 крепления поршней на штоке устанавливать с применением уплотнительной смазки;
- - проставку установить относительно переднего цилиндра так, чтобы штуцеры, соединяющие выходные отверстия, находились на одной прямой;
- - заднюю крышку 20 установить относительно передней 31 так, чтобы поверхности с отверстиями «Б» находились в одной плоскости.
Собранный пневмоусилитель надо проверить на герметичность давлением воздуха 4,0-4,5 кгс/см 2.
При этом главный тормозной цилиндр должен создавать давление жидкости 100-112 кгс/см 2.
Течи жидкости и воздуха не допускаются.
Установить пневмоусилители на автомобиль, подсоединить трубопроводы и прокачать гидравлическую систему.