Лебедка (рис. 2) предназначена для самовытаскивания, а также для вытаскивания автомобилей и прицепов на труднопроходимых участках
Она состоит из червячного редуктора, барабана с закрепленным на нем тросом и тросоукладчика.
Механизм редуктора состоит из глобоидной пары с передаточным отношением 31:1.
Червячное колесо 20 приклепано к ступице, которая подвижной муфтой 22 может соединяться с валом 10 барабана.
На червяке редуктора установлен автоматический ленточный тормоз 1 (рис.3), препятствующий самопроизвольному вращению барабана лебедки и разматыванию троса при выключенном сцеплении автомобиля и при срезе предохранительного штифта.
Тормоз регулируйте при работающем на передаче заднего хода приводе и выключенной подвижной муфте барабана.
Если в течение 1 — 3 мин тормоз нагревается выше температуры, которую может выдержать рука (около 60 °С), гайку 3 и контргайку 4 крепления ленты отверните на два—три оборота.
Регулировка редуктора лебедки
Подшипники редуктора регулируйте при появлении в них осевых зазоров, а также при установке новой червячной пары.
Регулируйте подшипники только в том случае, если затяжка болтов крышек подшипников не привела к устранению осевого зазора.
Подшипники должны быть отрегулированы с натягом.
Крутящий момент, необходимый для проворачивания червяка редуктора в подшипниках 29, 31 и 32 (см.рис. 2) должен быть 1,0—2,5 Нм (0,1—025 кгс.м).
Если вал вращается слишком свободно или имеет осевой зазор, удалите часть прокладок 28 и 33 равной толщины из—под передней и задней крышек подшипников.
Если для вращения вала требуется приложить крутящий момент более 2,5 Нм (0,25 кгс.м), добавьте прокладки равной толщины под крышки.
При проверке момента вращения вала червяка болты крепления крышек должны быть затянуты до отказа.
Количество прокладок под задней и передней крышками после регулирования должно быть приблизительно одинаковым, что облегчает последующее регулирование зацепления червячной пары.
Конические подшипники вала червячного колеса регулируйте изменением количества прокладок 16 и 24 под крышками подшипников.
Предварительный натяг подшипников вала червячного колеса проверяйте в зацеплении с червяком.
Крутящий момент, необходимый для проворачивания вала червячного колеса в подшипниках должен быть 3—6 Нм (0,3—0,6 кгс.м).
После регулировки подшипников проверьте правильность зацепления червячной пары на краску по пятну контакта зубьев.
В правильно отрегулированной паре пятно контакта рабочей поверхности зуба колеса без нагрузки должно располагаться в его середине и составлять не менее 5 мм по ширине и 2/3 по высоте зуба.
Расположение пятна контакта по высоте зуба изменяется соответствующим перемещением червяка 30 в осевом направлении с помощью прокладок.
Для смещения пятна контакта к ножке зуба уберите часть прокладок 28 из-под крышки 27 со стороны фланца, для смещения пятна контакта к головке зуба добавьте прокладки.
При этом соответственно, измените, количество прокладок 33 под крышкой 37 со стороны тормоза так, чтобы суммарная толщина прокладок с обеих сторон сохранилась.
Смещение пятна контакта по ширине зуба колеса достигается осевым перемещением червячного колеса в ту же сторону, в которую смещено пятно.
Глобоидная червячная пара может хорошо работать только при правильном регулировании зацепления.
Неправильная регулировка является причиной сильного нагрева пары и быстрого износа зубьев червячного колеса.
Привод лебедки
Мощность от раздаточной коробки через дополнительную коробку отбора мощности к редуктору лебедки передается тремя карданными валами.
На переднем карданном валу для предохранения деталей лебедки от перегрузки установлен предохранительный штифт 2 (рис. 3), который срезается при нагрузке выше допустимой.
Все карданные шарниры одинаковы по своей конструкции и одинаковы с шарнирами автомобиля ГАЗ—53А.
Промежуточный карданный вал установлен на двух опорах.
Для компенсации неточностей при монтаже на шлицевые концы промежуточного карданного вала установлены скользящие вилки 7 переднего и заднего валов.
Смазка в шлицевом соединении удерживается уплотнительными кольцами 8.
Для уменьшения неравномерности вращения червяка редуктора лебедки карданные валы привода установлены так, что оси отверстий под подшипники в скользящих вилках переднего 4 (см. рис. 5) и заднего 6 валов лежат в одной плоскости.
Тросоукладчик
Лебедка оборудована тросоукладчиком (рис. 4), который обеспечивает правильную укладку троса на барабане при углах отклонения его от оси автомобиля, не превышающих 15°.
Трос укреплен на барабане скобой, выдается он только назад.
Корпус 22 держателя направляющих роликов укладывает трос, совершая возвратно—поступательное движение вдоль ходового винта 6 и по двум направляющим валикам 7.
Винт с левой и правой нарезками, установленный на двух подшипниках, приводится во вращение цепной передачей от вала барабана через ведущую 16 и ведомую 10 звездочки.
Натяжение цепи регулируется прокладками 2 и 14; величина провисания цепи 3—10 мм.
Осевое усилие от ходового винта 6 передается на корпус держателя направляющих роликов через сухарь 20 ходового винта.
Сухарь установлен в корпусе держателя направляющих роликов и зафиксирован крышкой 21.
Направляющие ролики 19 установлены на полиамидных втулках 18 и вращаются на пальцах 17, которые зафиксированы стопорной пластиной 5.
Правила пользования лебедкой
Перед эксплуатацией лебедки убедитесь в правильности работы привода включения и выключения барабана лебедки, а также в правильности намотки и надежности крепления троса.
При правильно отрегулированном приводе длина тяги 10 (см.рис.3) по осям отверстий регулировочных вилок должна быть 228-232 мм.
При затрудненном включении барабана лебедки в холодное время года, необходимо прогреть редуктор лебедки на холостом ходу в течение 3-5 мин.
Не пользуйтесь тросом лебедки для буксирования автомобиля или прицепа, а также при углах отклонения его от оси автомобиля, превышающих 15°.
Для включения лебедки:
- - установите рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное ‘положение;
- - пользуясь ключом на 30, поставьте рычаг подвижной муфты в верхнее (включенное) положение при принудительной выдаче троса.
При ручной размотке троса рычаг подвижной муфты должен находиться в нижнем (выключенном) положении;
- - освободите стопор и переведите рычаг коробки дополнительного отбора мощности вперед до упора;
- - включив первую или вторую передачу, выдайте трос на нужную длину; слабину троса выбирайте вручную.
Перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее трех — четырех витков троса;
- - включите передачу заднего хода для подтягивания груза;
- - при самовытаскивании автомобиля включите понижающую передачу раздаточной коробки и передачу заднего хода коробки передач.
Частоту вращения коленчатого вала двигателя увеличьте плавно.
Резкое увеличение частоты вращения двигателя не дает увеличения тягового усилия на тросе, но может вызвать срез предохранительного штифта.
После среза штифта немедленно выключите сцепление и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, иначе может произойти заедание вала во фланце.
Срезанный штифт замените новым.
Не используйте вместо предохранительного штифта болты или другие детали.
В эксплуатации трудно определить усилие на тросе, поэтому перед пользованием лебедкой ориентировочно установите целесообразность применения блока, исходя из конкретных условий.
Пользование лебедкой с применением блока показано на рис. 7. При применении блока без крюка использовать буксирный трос, прикладываемый к автомобилю.
Если блок используется для увеличения силы тяги при самовытаскивании (положение I), то он закрепляется буксирным тросом за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки за крюк буксирного прибора.
Если блок используется для изменения направления тяги при вытаскивании другого автомобиля (положение II), то он закрепляется с помощью буксирного троса за предмет, служащий опорой, а крюк троса лебедки — за буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля.
Если блок используется для увеличения силы тяги при вытаскивании другого автомобиля (положение III), то он закрепляется за буксирный крюк или буксирный трос, накинутый на буксирные крюки вытаскиваемого автомобиля, а крюк троса лебедки — за неподвижный предмет с помощью второго буксирного троса.
Допускается крепление троса лебедки непосредственно за неподвижный предмет, при этом крюк зацепляется за предварительно подтянутый трос.
Во избежание перегрева редуктора лебедки не подтягивайте груз с использованием полной длины троса более трех раз подряд с максимальной или близкой к ней нагрузкой.
Техническое обслуживание
При техническом обслуживании лебедки после 10 ÷ 15 подтягиваний или один раз в год при «ТО», заменяйте масло в ее редукторе (рис. 8).
Для этого слейте масло из редуктора и заправьте через заправочную пробку 7,5 л моторного масла.
Смажьте подшипник вала барабана лебедки литол-24 (рис. 2).
Очистите от грязи лебедку и смажьте ходовой винт и цепь тросоукладчика, проверьте крепление лебедки и состояние карданной передачи к ней.
Точки смазки лебедки:
- 1 – редуктор лебедки, один раз в два года 7,5 литра масло гипоидное;
- 2 – втулки буксирного прибора, две точки смазки, после 4000 км пробега, смазка Литол-24;
- 3 – рабочие поверхности ходового винта тросоукладчика лебедки смазать графитной смазкой после каждого пользования лебедкой. Втулки роликов и полости корпуса держателя направляющих роликов тросоукладчика лебедки смазать графитной смазкой при разборке;
- 4 – цепная передача тросоукладчика лебедки смазывать один раз в год графитной смазкой УСсА;
- 5 – подшипник скольжения вала барабана лебедки, смазывать один раз в год при сезонном обслуживании