Система регулирования давления воздуха в шинах состоит из крана управления давлением, межбалонного редуктора, блока шинных кранов, блока сальников подвода воздуха в кожухе полуоси, колесных кранов и трубопроводов
Воздух в систему регулирования подается из воздушных баллонов 11
Кран управления давлением шин золотникового типа состоит из корпуса 1, в котором установлены два сальника 5 и золотник 9
При перемещении золотника вдоль оси имеющаяся на нем кольцевая проточка соединяет полость крана или с атмосферой, или с нагнетающей магистралью
Рычаг крана управления давлением может быть установлен в трех положениях:
- - левое положение – накачка шин;
- - среднее – нейтральное;
- - правое – выпуск воздуха из шин в атмосферу
К блоку шинных кранов воздух поступает от крана управления давлением
Блок по числу шин имеет шесть вентилей с маховичками
Назначение каждого вентиля показано на рисунке
Когда вентили открыты, и все шины автомобиля соединены между собой, давление в них одинаково
В этом случае накачку и выпуск воздуха можно производить одновременно для всех шин
Давление воздуха в шинах контролируют по манометру, включенному в систему регулирования давления воздуха в шинах
Блок сальников подвода воздуха установлен в цапфе колеса и состоит из четырех сальников
Два средних сальника обеспечивают герметичность соединения каналов неподвижной цапфы и каналов вращающейся полуоси
Два крайних сальника служат для удержания смазки у рабочих поверхностей сальников подвода воздуха
Междубалонный редуктор установлен между воздушными баллонами на правом лонжероне автомобиля
Редуктором в тормозной системе устанавливается давление, необходимое для безопасного движения автомобиля
При достижении давления воздуха в первом (переднем) баллоне выше 5 кг/см 2 открывается клапан 5, и воздух через угольник 8, каналы 9 и штуцер 10 поступает во второй баллон
При снижении давления в тормозной системе меньше 4,5 кг/см 2 клапан 5 закрывается, и питание системы автоматически отключается
Если давление в первом баллоне ниже, чем во втором на 0,5 кг/см 2, то редуктор позволяет использовать для тормозной системы запас сжатого воздуха из второго баллона
При этом воздух из него поступает через штуцер 10, обратный клапан 7 и угольник 8 к первому баллону
Использование системы регулирования воздуха в шинах и уход
Во время движения вентили блока шинных кранов и колесные краны должны быть полностью открыты, а на длительных стоянках во избежание утечки воздуха через неплотности трубопроводов – закрыты.
Давление воздуха в шинах определяют по манометру при нейтральном положении рычага крана управления давлением и открытых колесных кранах и вентилях блока шинных кранов.
Если при этом наблюдается падение давления, то, закрыв все вентили и открывая их поочередно, можно определить, в какой шине происходит утечка воздуха
Система регулирования давления позволяет продолжать движение автомобиля в случае повреждения шины, не прибегая к немедленной замене колеса
Но при этом производительность компрессора должна быть достаточной для компенсации утечки из поврежденной камеры и обеспечивать необходимое давление в тормозах
Давление в шинах и скорость движения нужно устанавливать в соответствии с характером дорожного покрытия (таблица 1)
Таблица 1. Давление в шинах в зависимости от дорожного покрытия
Переувлажненная луговина, болотистая местность:
- - допустимое давление воздуха - 0,5-0,75 кгс/см 2;
- - максимальная скорость движения автомобиля - 10 км/ч
Сыпучий песок, влажная пашня, снежная целина:
- - допустимое давление воздуха - 0,75-1,4 кгс/см 2;
- - максимальная скорость движения автомобиля - 20 км/ч
Размокшие грунтовые дороги, рыхлый грунт, сырая луговина:
- - допустимое давление воздуха - 1,4-1,7 кгс/см 2;
- - максимальная скорость движения автомобиля - 20 км/ч
Дороги всех типов (только на период подкачки):
- - допустимое давление воздуха - От 1,5 до 3,2 кгс/см 2;
- - максимальная скорость движения автомобиля - 30 км/ч
При необходимости снижения давления в шинах устанавливайте его в зависимости от условий движения.
Техническое обслуживание системы заключается в проверке ее герметичности.
Места большой утечки определяйте на слух, места слабой утечки мыльной эмульсией.
Утечки воздуха через соединения устраните подтягиванием или заменой отдельного элемента соединения.
Если кран управления давлением, колесные краны и соединения трубопроводов при проверке оказались герметичными, следовательно, утечка происходит через манжеты подвода воздуха. При большой утечке манжеты замените.
Надежность работы блока манжет подвода воздуха, прежде всего, зависит от наличия и состояния смазки на их трущихся поверхностях.
При установке манжет смажьте эти поверхности и заложите смазку в полости между первой и второй, а также между третьей и четвертой манжетами.
При установке полуоси поверхность рабочей шейки также тщательно смажьте, причем смазка не должна попадать в отверстие для подвода воздуха.
Монтируйте манжеты специальной оправкой (положение a), исключающей возможность их повреждения при их запрессовке.
Демонтируйте манжеты специальным съемником (положение b и c) который имеется в комплекте инструмента.
При значительных повреждениях системы регулирования давления воздуха накачивайте шину с помощью шланга, имеющегося в комплекте шоферского инструмента, подсоединив его к крану отбора воздуха и поочередно к колесным кранам.