Стояночный тормоз барабанного типа с механическим приводом (рис. 1)
Привод стояночного тормоза рычагом и тягой связан с рычагом 13 тормозного крана, что обеспечивает при торможении автомобиля стояночным тормозом включение рабочей тормозной системы прицепа (полуприцепа).
Стояночный тормоз смонтирован на раздаточной коробке.
Тормозной щит с колодками закреплен к крышке подшипника вала привода заднего моста, а тормозной барабан на фланце этого вала.
Стояночный тормоз и его привод частично или полностью разбираются в основном при снижении эффективности торможения, не устраняемом регулировкой привода, а также при снижении надежности фиксации рычага стояночного тормоза в заторможенном состоянии.
Причинами снижения эффективности торможения могут быть замасливание, разрушение от нагрева или полный износ накладок тормозных колодок, а также ослабление затяжки болтов крепления щита тормоза к раздаточной коробке.
Причина нарушения фиксации рычага — износ сектора 5 или собачки 4 рычага.
Разборка и снятие деталей стояночного тормоза
Отвернуть гайки и снять карданный вал привода среднего моста.
Отвернуть гайку и снять болт крепления трубы эжекции к третьей поперечине рамы.
Отвернуть два винта крепления барабана к фланцу, приподнять трубу эжекции вверх и снять барабан.
Снять стяжные пружины 24 и колодки 23.
Расшплинтовать и снять палец, отсоединить тягу 20 от рычага 21.
Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца, спрессовать фланец с вала привода заднего моста раздаточной коробки.
Отвернуть болты и снять маслоуловитель, прокладку и щит тормоза в сборе.
Отвернуть болт 25 и снять регулировочный рычаг 21.
Снять стопорное кольцо и извлечь разжимный кулак 22.
При необходимости выпрессовать из кронштейна щита втулку разжимного кулака. (Ось колодок из нижнего кронштейна щита выпрессовывать не рекомендуется).
Разборка и снятие деталей привода стояночного тормоза
Расшплинтовать и снять палец, соединяющий тягу 10 с рычагом 6.
Отвернуть в кабине четыре болта 8 и снять кронштейн в сборе.
Расшплинтовать и снять пальцы, соединяющие тягу 18 с рычагами 11 и 19, тягу 15 с рычагами 13 и 17, тягу 10 с рычагом 17.
Расшплинтовать ось рычага 19, снять шайбу и рычаг.
Отвернуть четыре болта и снять кронштейн 16 в сборе с рычагами.
Разобрать кронштейн 7, для чего отвернуть болт крепления рычага 3 на валу 9 и снять рычаг в сборе с собачкой 4, рычагом 2 и тягой собачки 1.
Снять с вала 9 шпонку рычага 3.
Отвернуть болты крепления фланца и болт крепления рычага 6 на валу 9, снять фланец.
Выпрессовать вал 9 в сборе со шпонкой из рычага 6 и из кронштейна через отверстие под фланец.
Снять с вала 9 шпонку рычага 6. При необходимости отвернуть два болта и снять сектор 5.
Выпрессовать втулки из кронштейна 7 и фланца.
Отвернуть болт и снять рычаг 11 с вала и его шпонку.
Извлечь из кронштейна 16 вал в сборе с рычагом 17, который напрессован на шлицевый конец вала.
Рассоединять шлицевый конец вала с рычагом 17 не рекомендуется. При необходимости выпрессовать из кронштейна 16 втулки.
Размеры для контроля основных деталей приведены в таблице 1.
Таблица 1. Размеры для контроля деталей ручного тормоза
Ось колодок ручного тормоза. Наружный диаметр в месте опоры колодки:
- - номинальный размер - 28,15+0,100 мм;
- - допустимый размер - 28,10 мм
Втулка разжимного кулака. Внутренний диаметр:
- - номинальный размер - 25+0,150 мм;
- - допустимый размер - 26,00 мм
Кулак разжимной. Диаметр шейки под втулку:
- - номинальный размер - 25-0,025 мм;
- - допустимый размер - 24,85 мм
Вал рычага стояночного тормоза. Наружный диаметр:
- - номинальный размер - 20-0,080 мм;
- - допустимый размер - 19,80 мм
Втулка вала педали сцепления. Внутренний диаметр:
- - номинальный размер - 20+0,150 мм;
- - допустимый размер - 21,00 мм
Втулка. Внутренний диаметр:
- - номинальный размер - 20,45+0,100 мм;
- - допустимый размер - 21,00 мм
Вал промежуточный. Наружный диаметр под втулку:
- - номинальный размер - 20-0,025 мм;
- - допустимый размер - 19,80 мм
Тормозной барабан. Внутренний диаметр:
- - номинальный размер - 300+0,34 мм;
- - допустимый размер - 303,34 мм
Изношенные накладки, если от их поверхности до головок заклепок осталось менее 0,5 мм, следует заменить.
При значительном и неравномерном (с кольцевыми канавками) износе у рабочей поверхности тормозного барабана его, а также колодки в сборе с накладками надо проточить до ремонтных размеров (табл. 2).
Таблица 2.
Внутренний диаметр тормозного барабана:
- Номинальный размер - 300+0,34 мм;
- Первый ремонт - 301+0,34 мм;
- Второй ремонт - 302+0,34 мм;
- Третий ремонт - 303+0,34 мм
Наружный диаметр колодок по накладкам:
- Номинальный размер - 300-0,25 мм;
- Первый ремонт - 301-0,25 мм;
- Второй ремонт - 302-0,25 мм;
- Третий ремонт - 303-0,025 мм
При проточке на станке колодки следует базировать, как показано на рис. 3. При этом между разжимным кулаком и сухарями колодок установить пластины толщиной 1 мм.
Замасленные накладки колодок необходимо промыть неэтилированным бензином, а затем просушить.
Накладки, имеющие на рабочей поверхности рыхлую композицию и отслоения вследствие перегрева, подлежат замене.
Трещины и другие повреждения колодок не допускаются. В случае ослабления крепления сухарей к носкам колодок, следует подтянуть винты.
Сборку стояночного тормоза и его привода проводить в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо выполнить следующие требования:
- - при установке тормозного щита на раздаточную коробку прокладку маслоуловителя надо смазать уплотнительным смазочным материалом (момент затяжки болтов крепления щита должен быть 8,0—10 кгс/м);
- - разжимный кулак и его втулку, ось колодок и тормозные колодки в месте опоры на ось, а также оси и втулки в приводе стояночного тормоза смазать графитной смазкой;
- - при установке стяжных пружин 24 (см. рис. 1) пружину диаметром 28 мм установить у разжимного кулака, а диаметром 20 мм — у оси опоры колодок;
- - метки «а» на шлицевых торцах разжимного кулака 22 и регулировочного рычага 21 при сборке совместить;
- - рычаг 6 обработанной стороной установить к правой внутренней стенке кронштейна 7.
После сборки стояночный тормоз необходимо обязательно отрегулировать. При этом рычаг 2 должен находиться в крайнем нижнем положении на упоре.
В соединении скобы 12 с рычагом 13 тормозного крана обязательно установить зазор до 2 мм, изменяя длину тяги 15.
Изменением длины тяги 18 и перестановкой рычага 21 на шлицах разжимного кулака 22 отрегулировать зазор между накладками тормозных колодок и барабаном, который должен быть в пределах 0,3—0,6 мм.
При правильно отрегулированном стояночном тормозе ход рычага 3 при полном торможении должен составлять четыре — шесть зубьев сектора, при этом рычаг привода должен фиксироваться.
После приработки накладок тормозных колодок следует проверить эффективность работы стояночного тормоза.