Рабочие тормоза разбирают при техническом обслуживании и устранении неисправностей (замасливание, износ и обрыв накладок тормозных колодок, износ или повреждение уплотнительных манжет колесных цилиндров, поломка стяжной пружины и др.)
Снятие и разборка деталей рабочего тормоза
Снять колесо и ступицу в сборе с тормозным барабаном, очистить тормозной механизм от грязи и промыть.
Используя монтажную лопатку как рычаг, отсоединить стяжную пружину 2.
Снять с осей 11 колодок стопорные скобы 9, накладки 8 и тормозные колодки 6.
Отсоединить от колесного цилиндра 1 трубопровод подвода тормозной жидкости, отвернуть болты крепления его к щиту и снять цилиндр в сборе.
При необходимости, отвернуть болты и снять щит тормоза.
Если накладки колодок или колодки в сборе замене не подлежат, то отвертывать гайки 12 и поворачивать оси 11 в кронштейне щита не рекомендуется, что позволит при сборке занять колодкам прежнее положение относительно тормозного барабана, а, следовательно, облегчит регулировку зазоров между накладками колодок и тормозным барабаном.
При разборке колесного цилиндра снять пружины колпаков 1 (рис. 3), колпаки 2 .в сборе с поршнями 4.
Извлечь манжеты 5, держатели манжет 6 и пружину 9.
После разборки детали колесного цилиндра промыть в спирте или тормозной жидкости, а детали механической части тормоза — в неэтилированном бензине.
Промытые детали следует тщательно осмотреть и при необходимости обмерить.
Если глубина утопания головок заклепок крепления накладок 0,5 мм и менее, то накладки следует заменить новыми.
Поршни, манжеты и цилиндры при наличии рисок или значительного износа рабочих поверхностей также надо заменить новыми.
Особенно тщательно следует осмотреть защитные колпаки цилиндров, так как от их состояния зависят долговечность и надежность работы колесного цилиндра в целом.
При сквозных разрывах и трещинах колпак необходимо заменить, используя при этом приспособление (рис. 4).
Размеры для контроля основных деталей рабочего тормоза приведены в таблице 1.
Таблица 1. Размеры для контроля основных деталей рабочего тормоза
Опорный кронштейн колодок тормоза:
- - номинальный диаметр отверстий под оси колодок - 22 +0,045 мм;
- - допустимый диаметр отверстий под оси колодок - 22,10 мм
Ось колодки тормоза:
- - номинальный наружный диаметр шейки под втулку колодки 28 - 0,025 мм;
- - допустимый наружный диаметр шейки под втулку колодки 27,85 мм
Цилиндр колесный:
- - номинальный диаметр отверстия под поршень - 35 +0,027 мм;
- - номинальный диаметр отверстия под поршень - 35,06 мм;
Поршень колесного цилиндра:
- - номинальный наружный диаметр - 35,0075 мм;
- - допустимый наружный диаметр - 34, 85 мм
Колодка тормоза в сборе:
- - номинальный внутренний диаметр втулки - 28 +0,033 мм;
- - допустимый внутренний диаметр втулки - 28,10 мм
Барабан тормоза:
- - номинальный внутренний диаметр барабана - 420 +0,380 мм;
- - допустимый внутренний диаметр барабана - 424,40 мм
При значительном износе и наличии кольцевых канавок на рабочей поверхности тормозного барабана его, а также колодки в сборе с накладками проточить до одного из ремонтных размеров, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Ремонтные размеры - Внутренний диаметр тормозного барабана, мм - Наружный диаметр колодок по накладкам 2R мм:
- Номинал - 420 +0,38- 420 -0,60
- Первый - 421 +0,38- 421-0,60
- Второй - 422+0,38- 422-0,60;
- Третий - 423+0,38- 423-0,60
При проточке тормозной барабан базировать по внутренним поверхностям наружных колец подшипников ступицы, а колодки как показано на рис. 5.
Сборку колесного тормоза проводить в порядке, обратном разборке, при этом необходимо выполнить ряд нижеприведенных обязательных требований:
- зеркало колесного цилиндра, поршень и уплотнительную манжету смазать тормозной жидкостью. На втулки колодок нанести графитный смазочный материал.
Перед соединением колесных цилиндров с гидросистемой автомобиля заменить тормозную жидкость, очистить от шлама бачок для жидкости на пневмоусилителях.
Перед установкой ступицы с тормозным барабаном колодки свести внутрь регулировочными эксцентриками 4 (рис. 2) и установкой осей колодок в положение, при котором установочные риски на торцах осей направлены у оси передней колодки назад, у оси задней вперед.
Если при разборке положение осей колодок на тормозном щите не нарушено, а при сборке колодки установлены на свои места, то зазоры между колодками и тормозным барабаном регулировать только эксцентриками 4, поворачивая их (см. рис. 2) до тех пор, пока колесо не затормозится.
Затем повернуть эксцентрик в обратную сторону до свободного вращения колеса (вращать колесо надо в сторону регулируемой колодки).
После регулировки проверить зазор через люк в тормозном барабане щупом длиной 200 мм на расстоянии 30 мм от краев накладки.
Зазоры должны быть у носка (верхняя часть колодки) 0,35 мм, у пятки (нижняя часть колодки) 0,20 мм.
После замены тормозных накладок или установки других колодок в сборе, а также при нарушении положения осей колодок на щитах, зазоры следует регулировать эксцентриками 4 и осями 11 колодок.
При этом поворотом эксцентрика 4 затормозить вращение колеса.
Поворачивая ось 11 колодки, определить направление ее вращения, при котором колесо будет вращаться свободно.
Продолжить вращение оси колодки в том же направлении до полного затормаживания колеса.
Угол поворота оси ко- лодки от первого заторможенного состояния колеса до второго разделить пополам и в этом положении установить ось.
Повторить эту операцию несколько раз. С каждым разом угол поворота оси колодки от первого заторможенного состояния колеса до второго будет уменьшаться.
Закончив регулировку, сделать у пятки колодки зазор 0,20 мм, для чего между барабаном и пяткой колодки вставить щуп 0,20 мм и поворотом оси колодки слегка зажать его.
При этом зазор у носка колодки должен быть 0,35 мм. Если зазор у носка колодки отличается, регулировку следует продолжить.
После регулировки тормозов всех колес установить полуоси и прокачать (заполнить) гидросистему тормозной жидкостью, тщательно очистив предварительно от грязи наружные поверхности главных тормозных цилиндров, бачков для тормозной жидкости и перепускных клапанов.
Заполнять систему жидкостью и прокачивать тормоза можно только при наличии воздуха (7,5 кгс/см 2) в пневмосистеме автомобиля.
Перед заполнением тщательно удалите грязь с главных цилиндров и бачков.
Затем, сняв с обоих цилиндров трубки герметизации 1 (рис. 6) и отвернув пробки наливных отверстий 2, заполните бачки тормозной жидкостью.
Удалите воздух из главных цилиндров через перепускной клапан 3.
Порядок прокачки главных цилиндров и цилиндров рабочих тормозов:
Снимите резиновый колпачок с перепускного клапана 3 (рис. 6) наденьте на него трубку, имеющуюся в комплекте инструмента (рис. 6), открытый ее конец опустите в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,2 л;
Отверните на ½ - ¾ оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажмите на педаль тормоза.
Нажимайте быстро, а отпускайте медленно. Нажатие повторяйте до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из трубки.
В процессе прокачки необходимо доливать жидкость в бачки, не допуская «сухого дна», так как при этом в систему вновь попадет воздух.
Нажав на педаль, плотно заверните перепускной клапан цилиндра, снимите трубку и наденьте колпачок.
Таким же образом прокачайте колесные тормозные цилиндры через перепускной клапан (рис. 6) в следующей последовательности (рис. 6):
I — средний левый, II — задний левый, III — задний правый, IV — средний правый, V — передний правый, VI — передний левый.
После прокачки всех цилиндров долейте жидкость в бачки до уровня 15-20 мм ниже верхней кромки наливной горловины, плотно заверните пробку наливного отверстия, присоедините трубку герметизации.
При замене тормозной жидкости разберите колесные и главные цилиндры, промойте рабочие поверхности деталей.
При сборке колесных цилиндров смажьте поршень и внутреннюю поверхность цилиндров касторовым маслом.