Рабочие тормоза разбирают при техническом обслуживании и устранении неисправностей (замасливание, износ и обрыв накладок тормозных колодок, износ или повреждение уплотнительных манжет колесных цилиндров, поломка стяжной пружины и др.)

Снятие и разборка деталей рабочего тормоза

Рабочий тормоз автомобиля Урал: 1 - крышка люка барабана; 2 - тормозные колодки; 3 - накладка осей колодок; 4 - втулка колодки; 5 - оси колодок тормозов; 6 - стопорная шайба; 7 - упорный стержень колодки; 8 - упорный стержень поршня; 9 - поршень колесного цилиндра; 10 - держатель манжеты; 11 - щит тормоза; 12 - колесный цилиндр; 13 - перепускной клапан; 14 - шланг; 15 - пружина поршня; 16 - манжета поршня; 17 - защитный клапан колесного цилиндра; 18 - стяжная пружина; 19 - фрикционные накладки; 20 - опорный кронштейн колодок; 21 - болт регулировочного эксцентрика; 22 - регулировочный эксцентрик

Снять колесо и ступицу в сборе с тормозным барабаном, очистить тормозной механизм от грязи и промыть.

Используя монтажную лопатку как рычаг, отсоединить стяжную пружину 2.

Снять с осей 11 колодок стопорные скобы 9, накладки 8 и тормозные колодки 6.

Рабочий тормоз: 1 - колесный цилиндр; 2 - стяжная пружина; 3 - щит тормоза; 4 - регулировочный эксцентрик; 5 - ключ гаечный; 6 - тормозная колодка; 7 - фрикционная накладка; 8 - накладка осей колодок; 9 - скоба; 10 - втулка колодки; 11 - ось колодки тормоза; 12 - гайка; I - уменьшение зазора; II - увеличение зазора

Отсоединить от колесного цилиндра 1 трубопровод подвода тормозной жидкости, отвернуть болты крепления его к щиту и снять цилиндр в сборе.

При необходимости, отвернуть болты и снять щит тормоза.

Если накладки колодок или колодки в сборе замене не подлежат, то отвертывать гайки 12 и поворачивать оси 11 в кронштейне щита не рекомендуется, что позволит при сборке занять колодкам прежнее положение относительно тормозного барабана, а, следовательно, облегчит регулировку зазоров между накладками колодок и тормозным барабаном.

При разборке колесного цилиндра снять пружины колпаков 1 (рис. 3), колпаки 2 .в сборе с поршнями 4.

Колесный цилиндр: 1 - пружина клапана; 2 - защитный колпак; 3 - колпачок перепускного клапана; 4 - поршень; 5 - манжета поршня; 6 - держатель манжеты; 7 - перепускной клапан; 8 - колесный цилиндр; 9 - пружина

Извлечь манжеты 5, держатели манжет 6 и пружину 9.

После разборки детали колесного цилиндра промыть в спирте или тормозной жидкости, а детали механической части тормоза — в неэтилированном бензине.

Промытые детали следует тщательно осмотреть и при необходимости обмерить.

Приспособление для замены колпака колесного цилиндра: 1 - оправка; 2 - направляющий стержень; 3 - колпак; 4 - поршень

Если глубина утопания головок заклепок крепления накладок 0,5 мм и менее, то накладки следует заменить новыми.

Поршни, манжеты и цилиндры при наличии рисок или значительного износа рабочих поверхностей также надо заменить новыми.

Особенно тщательно следует осмотреть защитные колпаки цилиндров, так как от их состояния зависят долговечность и надежность работы колесного цилиндра в целом.

При сквозных разрывах и трещинах колпак необходимо заменить, используя при этом приспособление (рис. 4).

Размеры для контроля основных деталей рабочего тормоза приведены в таблице 1.

Таблица 1. Размеры для контроля основных деталей рабочего тормоза

Опорный кронштейн колодок тормоза:

  • - номинальный диаметр отверстий под оси колодок - 22 +0,045 мм;
  • - допустимый диаметр отверстий под оси колодок - 22,10 мм

Ось колодки тормоза:

  • - номинальный наружный диаметр шейки под втулку колодки 28 - 0,025 мм;
  • - допустимый наружный диаметр шейки под втулку колодки 27,85 мм

Цилиндр колесный:

  • - номинальный диаметр отверстия под поршень - 35 +0,027 мм;
  • - номинальный диаметр отверстия под поршень - 35,06 мм;

Поршень колесного цилиндра:

  • - номинальный наружный диаметр - 35,0075 мм;
  • - допустимый наружный диаметр - 34, 85 мм

Колодка тормоза в сборе:

  • - номинальный внутренний диаметр втулки - 28 +0,033 мм;
  • - допустимый внутренний диаметр втулки - 28,10 мм

Барабан тормоза:

  • - номинальный внутренний диаметр барабана - 420 +0,380 мм;
  • - допустимый внутренний диаметр барабана - 424,40 мм

При значительном износе и наличии кольцевых канавок на рабочей поверхности тормозного барабана его, а также колодки в сборе с накладками проточить до одного из ремонтных размеров, указанных в таблице 2.

Таблица 2

Ремонтные размеры - Внутренний диаметр тормозного барабана, мм - Наружный диаметр колодок по накладкам 2R мм:

  • Номинал - 420 +0,38- 420 -0,60
  • Первый - 421 +0,38- 421-0,60
  • Второй - 422+0,38- 422-0,60;
  • Третий - 423+0,38- 423-0,60

При проточке тормозной барабан базировать по внутренним поверхностям наружных колец подшипников ступицы, а колодки как показано на рис. 5.

Размеры для установки колодки рабочего тормоза при механической обработке накладок

Сборку колесного тормоза проводить в порядке, обратном разборке, при этом необходимо выполнить ряд нижеприведенных обязательных требований:

- зеркало колесного цилиндра, поршень и уплотнительную манжету смазать тормозной жидкостью. На втулки колодок нанести графитный смазочный материал.

Перед соединением колесных цилиндров с гидросистемой автомобиля заменить тормозную жидкость, очистить от шлама бачок для жидкости на пневмоусилителях.

Перед установкой ступицы с тормозным барабаном колодки свести внутрь регулировочными эксцентриками 4 (рис. 2) и установкой осей колодок в положение, при котором установочные риски на торцах осей направлены у оси передней колодки назад, у оси задней вперед.

Если при разборке положение осей колодок на тормозном щите не нарушено, а при сборке колодки установлены на свои места, то зазоры между колодками и тормозным барабаном регулировать только эксцентриками 4, поворачивая их (см. рис. 2) до тех пор, пока колесо не затормозится.

Затем повернуть эксцентрик в обратную сторону до свободного вращения колеса (вращать колесо надо в сторону регулируемой колодки).

После регулировки проверить зазор через люк в тормозном барабане щупом длиной 200 мм на расстоянии 30 мм от краев накладки.

Зазоры должны быть у носка (верхняя часть колодки) 0,35 мм, у пятки (нижняя часть колодки) 0,20 мм.

После замены тормозных накладок или установки других колодок в сборе, а также при нарушении положения осей колодок на щитах, зазоры следует регулировать эксцентриками 4 и осями 11 колодок.

При этом поворотом эксцентрика 4 затормозить вращение колеса.

Поворачивая ось 11 колодки, определить направление ее вращения, при котором колесо будет вращаться свободно.

Продолжить вращение оси колодки в том же направлении до полного затормаживания колеса.

Угол поворота оси ко- лодки от первого заторможенного состояния колеса до второго разделить пополам и в этом положении установить ось.

Повторить эту операцию несколько раз. С каждым разом угол поворота оси колодки от первого заторможенного состояния колеса до второго будет уменьшаться.

Закончив регулировку, сделать у пятки колодки зазор 0,20 мм, для чего между барабаном и пяткой колодки вставить щуп 0,20 мм и поворотом оси колодки слегка зажать его.

При этом зазор у носка колодки должен быть 0,35 мм. Если зазор у носка колодки отличается, регулировку следует продолжить.

После регулировки тормозов всех колес установить полуоси и прокачать (заполнить) гидросистему тормозной жидкостью, тщательно очистив предварительно от грязи наружные поверхности главных тормозных цилиндров, бачков для тормозной жидкости и перепускных клапанов.

Заполнять систему жидкостью и прокачивать тормоза можно только при наличии воздуха (7,5 кгс/см 2) в пневмосистеме автомобиля.

Перед заполнением тщательно удалите грязь с главных цилиндров и бачков.

За­тем, сняв с обоих цилиндров трубки герметизации 1 (рис. 6) и отвернув пробки наливных отверстий 2, заполните бачки тормозной жидкостью.

Удалите воздух из главных цилиндров через перепускной клапан 3.

Порядок прокачки главных цилиндров и цилиндров рабочих тормозов:

Прокачка тормозов автомобиля Урал: А - клапан прокачки

Снимите резиновый колпачок с перепускного клапана 3 (рис. 6) на­деньте на него трубку, имеющуюся в комплекте инструмента (рис. 6), от­крытый ее конец опустите в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,2 л;

Отверните на ½  - ¾ оборота перепускной клапан, после чего несколь­ко раз нажмите на педаль тормоза.

Нажимайте быстро, а отпускайте медленно. Нажатие повторяйте до тех пор, пока не прекратится выделе­ние пузырьков воздуха из трубки.

В процессе прокачки необходимо доли­вать жидкость в бачки, не допуская «сухого дна», так как при этом в си­стему вновь попадет воздух.

Нажав на педаль, плотно заверните перепускной клапан цилиндра, сни­мите трубку и наденьте колпачок.

Таким же образом прокачайте колесные тормозные цилиндры через перепускной клапан (рис. 6) в следующей последовательности (рис. 6):

I — средний левый, II — задний левый, III — задний правый, IV — сред­ний правый, V — передний правый, VI — передний левый.

После прокачки всех цилиндров долейте жидкость в бачки до уровня 15-20 мм ниже верхней кромки наливной горловины, плотно заверни­те пробку наливного отверстия, присоедините трубку герметизации.

При замене тормозной жидкости разберите колесные и главные ци­линдры, промойте рабочие поверхности деталей.

При сборке колесных ци­линдров смажьте поршень и внутреннюю поверхность цилиндров касторо­вым маслом.