Техническое обслуживание сцепления ЗИЛ-5301

Регулировка привода сцепления

Техническое обслуживание сцепления заключается в проверке и регулировке полного хода педали сцепления, свободного хода толкателя поршня  главного цилиндра,

свободного хода муфты подшипника выключения сцепления и удалении воздуха из гидравлической системы механизма управления сцеплением.

Полный ход педали сцепления (до упора в нижний неподвижный ограничитель) должен быть равен 180-185 мм.

Ход измеряют по середине площадки педали по хорде дуги окружности, описываемой ею.

Расположенный в верхней части педали подвижный упор позволяет регулировать полный ход педали изменением ее верхнего положения.

После регулировки положение верхнего упора должно быть зафиксировано контргайкой.

Привод сцепления: 1 - нижний упор педали; 2 - педаль; 3 - оттяжная пружина; 4 - подвижный упор (регулировочный болт); 5 - эксцентриковый палец; 6 - трубка гидравлического привода; 7 - перепускной клапан; 8 - шланг подвода воздуха к усилителю; 9 -шланг гидравлического привода; 10 - пневмогидравлический усилитель; 11 -стяжной болт; 12 - вилка выключения сцепления; 13 - рычаг вилки выключения сцепления; 14 - пружина; 15 - щит передка кабины; 16 - главный цилиндр; 17 - бачок главного цилиндра; 18 - палец; 19 - вилка толкателя; 20 - контргайка; 21 - толкатель; А - свободный ход толкателя, соответствующий свободному ходу муфты выключения сцепления; С - полный ход педали сцепления; Д - величина выступания торца толкателя из резьбового отверстия вилки

Свободный ход толкателя поршня главного цилиндра (1-2 мм) проверяется по перемещению педали сцепления.

Ход середины площадки педали должен быть в пределах 5-10 мм до того момента, когда толкатель коснется поршня главного цилиндра.

Регулировка выполняется при крайнем верхнем положении педали поворотом эксцентрикового пальца 5, соединяющего верхнюю проушину толкателя с рычагом педали сцепления.

После регулировки необходимо затянуть и зашплинтовать гайку пальца.

Педаль в крайнем верхнем положении удерживается оттяжной пружиной.

Свободный ход муфты подшипника выключения сцепления (должен быть 3-4 мм) проверяется по перемещению рычага вилки выключения сцепления при снятой оттяжной пружине 14 (см. рис.1).

Перемещение «А» рычага (свободный ход), измеренное по оси соединительного пальца 18, должно быть равно 6-8 мм.

Регулировка перемещения рычага осуществляется вращением толкателя 21, положение которого потом фиксируется контргайкой 20.

После регулировки необходимо проверять размер «Д» - величину выступания торца толкателя из резьбового отверстия вилки, который должен составлять 0-7 мм.

Если размер«Д» выходит за указанные пределы (допускается утопание торца толкателя на глубину не более 5 мм), то следует переставить рычаг на вилке выключения сцепления, разведя метки, имеющиеся на торце вилки и рычаге.

После этого надо повторно отрегулировать ход рычага.

Метки на рычаге и вилке предназначены для их первоначальной установки.

Необходимо подчеркнуть, что, помимо пробуксовки, отсутствие свободного хода ведет к сильному износу фрикционных накладок ведомого диска.