Снятие и дефектация рессор автомобиля ЗИЛ-5301
Демонтаж передних и задних рессор производится в одной и той же последовательности
Для демонтажа рессор с автомобиля надо выполнить следующее:
- - ослабить затяжку гаек стремянок и гаек болтов крепления шарниров рессор;
- - отсоединить нижний конец крепления амортизатора;
- - поднять домкратом переднюю часть автомобиля для снятия передних рессор и заднюю часть для демонтажа задних рессор так, чтобы рессоры были разгружены;
- - подставить под раму поднятой части автомобиля и автобуса технологические подставки соответствующей высоты и опустить автомобиль;
- - отвернуть гайки болтов крепления шарниров рессоры, вынуть болты.
При затрудненном демонтаже болтов допускается применение медной выколотки, но так, чтобы не повредить резьбу болтов;
- - отвернуть гайки стремянок и снять стремянки и накладку рессоры;
- - поднять автомобиль домкратом так, чтобы передний конец рессоры вышел из своего кронштейна, а задний конец — из серьги, и снять рессору.
Для демонтажа штанги стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески надо отвернуть гайки стремянок 19 (см. рис.1) скобы крепления стабилизатора и гайки крепления пальцев 24, после чего снять штангу стабилизатора.
Для демонтажа стабилизатора задней подвески надо отвернуть гайки 26 (см. рис. 2) крепления пальцев 24, затем отвернуть гайки крепления штанги стабилизатора и снять штангу.
Для разборки рессоры ее надо установить в приспособление (рис.3), зажать с помощью рабочего винта, направив на рессору прижимную скобу, или зажать струбцинами, тисками и др. в непосредственной близости от центрового болта.
Отвернуть гайки болтов крепления хомутов, вынуть болты с распорными втулками.
Отвернуть гайку центрового болта и осторожно распустить листы рессоры, так как в собранной рессоре листы находятся в напряженном состоянии.
Аналогично производится разборка задней рессоры.
Осмотр
После разборки листы рессор надо промыть раствором МС-6, протереть и внимательно осмотреть.
При определении состояния резинометаллических шарниров надо убедиться в отсутствии отрыва резины от металлической арматуры, разрывов резинового массива, трещин на торцах металлических и пластмассовых втулок.
При обнаружении вышеуказанных дефектов их следует заменить (рис.4), выпрессовав из ушка рессоры с помощью специальной оправки, показанной на рис.5.
На автомобилях разных лет выпуска могут быть установлены резинометаллические втулки разных размеров при одинаковом размере ушка рессоры диаметром 44 мм.
Замена втулок допускается только в комплекте с распорной металлической втулкой.
- Кронштейны передних и задних рессор, имеющие трещины или обломы, подлежат замене.
Ослабевшие заклепки хомутов следует переклепать.
Проверку рессорных листов на отсутствие на них трещин производят с помощью лупы или методом магнитной дефектоскопии.
При наличии обломов и любых трещин листы следует заменить.
При обнаружении трещин и обломов у двух и более листов рессор у передней подвески и трех и более листов у рессор задней подвески рессору надо заменить целиком.
Размеры листов даны на рис. 6 и в табл.1 и 2.
Размер «h» дан после обработки дробью и осадки рессоры.
Листы рессор термически обрабатывают до твердости 363-444 НВ.
Все листы рессор подвергаются дробеструйной обработке с вогнутой стороны листов, что значительно повышает их усталостную прочность.
Дробеструйная обработка производится дробью диаметром 1 мм, при скорости подачи дроби 60 м/с, и скорости подачи рессорного листа - 1 м/мин.
Параметры листов передней рессоры, (см. рис. 6)
Параметры листов задней рессоры автомобиля