Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором типа 20/20 предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.
Пружинные энергоаккумуляторы вместе с тормозными камерами установлены на кронштейны разжимных кулаков тормозных механизмов задней тележки и закреплены двумя гайками с болтами.
При торможении рабочей тормозной системой, сжатый воздух от тормозного крана подается в полость над мембраной 16.
Мембрана 16, прогибаясь, воздействует на диск 17, который через шайбу и контргайку перемещает шток 18 и поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком тормозного механизма.
Таким образом, торможение задних колес происходит так же, как и торможение передних с обычной тормозной камерой.
При включении запасной или стояночной тормозной системы, то есть при выпуске воздуха ручным краном из полости под поршнем 5, пружина 8 разжимается и поршень 5 перемещается вниз. Подпятник 2 через мембрану 16 воздействует на подпятник штока 18, который, перемещаясь, поворачивает связанный с ним регулировочный рычаг тормозного механизма.
Происходит затормаживание автомобиля.
При оттормаживании сжатый воздух поступает через вывод под поршень 5.
Поршень вместе с толкателем 4 и подпятником 2 перемещается вверх, сжимая пружину 8 и дает возможность штоку 18 тормозной камеры под действием возвратной пружины 19 вернуться в исходное положение.
При чрезмерно большом зазоре между колодками и барабаном тормозного механизма, то есть при чрезмерно большом ходе штока тормозной камеры, усилие на штоке может оказаться недостаточным для эффективного торможения.
В этом случае следует включить ручной тормозной кран обратного действия и выпустить воздух из-под поршня 5 пружинного энергоаккумулятора.
Подпятник 2 под действием силовой пружины 8 продавит середину мембраны 16 и продвинет шток 18 на имеющийся дополнительный ход, обеспечив затормаживание автомобиля.
При нарушении герметичности и снижении давления в ресивере стояночной тормозной системы воздух из полости под поршнем 5 через вывод уйдет в атмосферу через поврежденную часть привода и произойдет автоматическое затормаживание автомобиля пружинными энергоаккумуляторами.
Давление воздуха в цилиндрах энергоаккумуляторов зависит от положения рукоятки тормозного крана.
При нарушении герметичности в контуре пневматического привода стояночного (или запасного) тормоза или при снижении давления в ресиверах этого контура может произойти автоматическое затормаживание колес задней тележки автомобиля пружинами энергоаккумуляторов.
Движение автомобиля в этом случае обеспечивается растормаживанием колес устройством пневматического или механического растормаживания.
Устройство для механического растормаживания выполнено в виде винта с упорным подшипником, смонтированного в трубе толкателя пружинного энергоаккумулятора.
При вращении винта перемещается поршень вместе с толкателем, сжимая пружину. Этим освобождается шток, который под действием возвратной пружины возвращает регулировочный рычаг с разжимным кулаком в расторможенное положение.
Для быстрого выворачивания винта в комплекте инструмента имеются торцовый ключ 24X27 и специальная рукоятка, которая вставляется в свободный конец ключа для его вращения.
Система пневматического растормаживания имеет контур аварийного растормаживания, который состоит из части тройного защитного клапана (см. подвод II сжатого воздуха на рис.), пневматического крана 8, части двухмагистрального перепускного клапана 7, трубопроводов и шлангов, соединяющих аппараты.
Питание привода системы аварийного растормаживания осуществляется от ресиверов контуров I и II рабочего тормоза, когда давление в них более 500 кПа.
При нажатии кнопки автоматического крана 10 сжатый воздух поступает к вспомогательному перепускному клапану 23 и далее к цилиндрам энергоаккумуляторов. Происходит растормаживание колес задней тележки.
Система аварийного растормаживания обеспечивает (примерно) трехкратное полное растормаживание стояночного тормоза после аварийного самозатормаживания с целью отъезда с места остановки.