Промежуточный вал коробки передач КамАЗ
Промежуточный вал 11 имеет две опоры: цилиндрический роликовый подшипник, установленный в гнезде переднего торца картера, и сферический роликовый подшипник, закрепленный в стакане 34.
Передний конец промежуточного вала имеет шлицы и предназначен для соединения с промежуточным валом делителя (в десятиступенчатой коробке передач).
Роликовый подшипник расположен на шейке вала до упора через упорную шайбу в торец шестерни 9 и закрыт крышкой 10.
Шестерни первой передачи, заднего хода и второй передачи выполнены заодно с валом, шестерни 5 третьей передачи, 6 четвертой передачи и 9 привода промежуточного вала напрессованы на вал и дополнительно закреплены сегментными шпонками.
Все шестерни фиксируются на валу упорным кольцом, установленным в канавку вала между внутренним кольцом подшипника и торцом шестерни привода промежуточного вала.
Шестерни первой передачи и заднего хода прямозубые, остальные — косозубые.
На заднюю стенку промежуточного вала установлен сферический подшипник.
Внутреннее кольцо подшипника напрессовано до упора в торец шестерни первой передачи и зафиксировано на валу упорной шайбой, привернутой к валу двумя болтами.
Наружное кольцо подшипника установлено в стакане 34.
Осевые усилия, возникающие при работе коробки передач, воспринимаются сферическим роликовым подшипником.
Блок 2 шестерен заднего хода установлен на оси в двух роликовых подшипниках.
Ось зафиксирована в картере стопорной планкой. Блок имеет два прямозубых зубчатых венца.
Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с венцом промежуточного вала, а венец меньшего диаметра — с шестерней заднего хода вторичного вала.
Осевые перемещения блока шестерен ограничены двумя упорными шайбами. Шайбы от проворачивания зафиксированы штифтами.
Для обеспечения плавного выравнивания окружных скоростей зубчатых колес и тем самым возможности безударного включения четвертой и пятой, второй и третьей передач установлены инерционные синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами.
Технические условия на дефектацию и ремонт промежуточного вала коробки передач
Не допускаются:
- - трещины и обломы;
- - выкрашивание рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес;
- - диаметр шейки «А» под передний подшипник менее 64,992 мм;
- - диаметр шейки «D» под задний подшипник менее 49,983 мм;
- - ширина шпоночных пазов по ширине более 10,02 мм;
- - диаметр шеек «C» менее 65,235 мм, «B» - менее 69,835 мм, «F» - менее 70,035 мм
Синхронизатор второй и третьей передачи коробки передач
Синхронизатор второй и третьей передач состоит (рис. 2) из каретки 5, двух фрикционных колец 2 к 4. восьми блокирующих пальцев 3 и четырех пальцев 1 фиксаторов.
На каретке проточена канавка, в которую входят сухари вилки включения второй и третьей передач.
Каретка имеет внутреннее шлицованное отверстие, состоящее из трех зубчатых венцов, которыми она соединяется со шлицованной частью вторичного вала.
Каретка постоянно вращается вместе со вторичным валом.
Крайние зубчатые венцы тоньше среднего и в комплексе с зубчатым венцом вторичного вала при включении второй или третьей передачи образуют «замок», предотвращающий самовыключение передач на ходу автомобиля.
В каретке по окружности параллельно оси выполнены восемь отверстий под блокирующие пальцы и четыре отверстия под пальцы фиксаторов.
Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, равным углу фасок блокирующих пальцев.
В нейтральном положении блокирующие пальцы находятся в отверстиях кареток с зазором. На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы фрикционные кольца.
На конической поверхности колец выполнены прямоугольные канавки для удаления продуктов изнашивания, а по окружности нарезаны винтовые канавки для выдавливания с конических поверхностей трения масла при прижатии кольца к конусу включаемого зубчатого колеса, что увеличивает силу трения между ними.
Пальцы 1 фиксаторов установлены в отверстиях каретки между фрикционными кольцами 2 и 4. В средней части пальцы имеют канавку, в которую входит шарик 7, поджатый пружиной 6.
В нейтральном положении под действием пружины 6 шарик прижимается к кольцу, входит в его канавку и предотвращает самопроизвольное перемещение каретки. Для вывода каретки из среднего положения необходимо приложить усилие.
Работа синхронизатора заключается в следующем.
При включении, например, третьей передачи (рис.6 б) каретка 5 синхронизатора под действием вилки переключения передач стремится сдвинуться влево.
При начальном перемещении каретка движется вместе с пальцами фиксаторов и фрикционными кольцами до касания конусной поверхности кольца с конусом шестерни третьей передачи.
Так как до этого движение осуществлялось на второй передаче, а каретка жестко соединена со вторичным валом, то окружная скорость каретки меньше окружной скорости шестерни третьей передачи вторичного вала, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней третьей передачи промежуточного вала.
При соприкосновении конуса фрикционного кольца с конусом шестерни третьей передачи последняя под действием сил трения увлекает за собой каретку, поворачивая ее относительно блокирующих пальцев 3.
Фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев, и дальнейшее ее перемещение до полного выравнивания окружных скоростей прекращается.
Угол наклона фасок подобран так, что, пока действует момент трения, т. е. пока происходит синхронизация кольца 4 и шестерни 22 (см. рис 1), дальнейшее продвижение каретки по шлицам вторичного вала невозможно.
Когда окружные скорости станут равными, исчезнет момент трения, блокирующие пальцы 3 (рис. 6) займут нейтральное положение относительно отверстий в каретке 5 и она под действием вилки переключения передач продвинется в осевом направлении.
При этом шарики фиксаторов 7 утапливаются и каретка по большим диаметрам блокирующих пальцев 3 передвигается в сторону третьей передачи.
Зубчатый конец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи.
Включение второй передачи происходит аналогично с той лишь разницей, что в этом случае окружная скорость каретки будет больше окружной скорости шестерни 4 (см. рис. 1) второй передачи и при соприкосновении конусов каретка под действием момента трения будет тормозиться, проворачиваясь относительно блокирующих пальцев в обратном, чем при включении третьей передачи, направлении.
Принцип действия синхронизатора четвертой и пятой передач ничем не отличается от принципа действия синхронизатора второй и третьей передач, но конструктивно он выполнен несколько иначе.