При техническом обслуживании электрооборудования проверяют состояние плавких и тепловых предохранителей, электропроводки, соединительных колодок выключателя массы, привода спидометра, передних и задних фонарей, выключателя контрольной лампы блокировки межосевого дифференциала
Проверяют исправность электрической цепи выключателя лампы засоренности масляного фильтра замыканием вывода выключателя на массу, при этом должна загореться контрольная лампа на панели приборов. Регулируют направление светового потока фар с помощью экрана.
Во время эксплуатации аккумуляторных батарей необходимо периодически очищать батареи, зажимы и наконечники проводов от пыли и грязи.
Для этого поверхности батарей нужно протирать чистой ветошью, смоченной в соде или 10 %-ном водном растворе нашатырного спирта. Кроме того, необходимо проверять крепления батарей в ящике, плотность крепления зажимов батарей к наконечникам проводов, прочищать вентиляционные отверстия и проверять уровень электролита.
Доливать в аккумуляторы следует только дистиллированную воду
В холодное время года, чтобы избежать замерзания, воду нужно заливать в аккумуляторы непосредственно перед пуском двигателя, так как при подзарядке аккумуляторов произойдет более быстрое перемешивание воды с электролитом.
Доливать электролит или кислоту в аккумулятор запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его утечки. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имеет электролит в аккумуляторе. Один раз в год осенью снимают с двигателя генератор и стартер для проверки на стенде.
На генераторной установке Г273В с встроенным регулятором напряжения винт посезонного регулирования устанавливают в положение, соответствующее предстоящему сезону: «Л» — лето, «3» — зима.
При установке винта в положение «3» напряжение, поддерживаемое регулятором, на 1,5...3,0 В выше, чем в положении «Л», что необходимо для улучшения зарядки аккумуляторных батарей при увеличении их внутреннего сопротивления в холодное время года.
При нормальной эксплуатации автомобиля батарея подзаряжается автоматически. Если аккумуляторные батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», необходимо проверить работу регулятора напряжения и генератора.
Для поддержания электропроводки в исправном состоянии и предупреждения перетирания и обрыва проводов необходимо очищать провода от грязи и пыли и проверять надежность их закрепления.
Не рекомендуется без надобности расстыковывать штекерные соединения во избежание ослабления и нарушения контактов.
Мелкие неисправности в системе электрооборудования могут быть устранены водителем. Неисправности запломбированных и сложных приборов устраняются допущенным к этим работам персоналом.
Чтобы найти неисправность, нужно хорошо знать работу всей системы электрооборудования, ее схему и уметь разбираться в электрических цепях как на схеме, так и на автомобиле.
Прежде чем отыскать неисправность, нужно по внешним признакам определить, в какой цепи она возникла.
Только после определения цепи можно начинать устранять неисправности. При отыскании неисправности обычно руководствуются схемой и придерживаются определенной последовательности начиная с проверки соответствующего предохранителя.
При проверке группового предохранителя потребители, питающиеся через предохранитель, включают поочередно. Для экономии времени неисправность цепи рекомендуется искать включая параллельно работающие потребители.
При срабатывании биметаллического предохранителя от короткого замыкания следует отключить цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найти и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание, после чего включить предохранитель типа ПР310, нажав кнопку до щелчка.
Запрещается принудительное удержание кнопки во включенном положении. Предохранитель типа 13.3722 включается автоматически после остывания биметаллической пластины.
Если после пуска двигателя при работе его со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях отсутствует зарядный ток генератора, то проверяют исправность плавкого предохранителя на 60 А, затем проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней генератора.
Правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н должен иметь прогиб 15...22 мм.
Причиной отказов в работе генераторной установки может быть также нарушение электрического контакта в цепях системы электропитания.
Поэтому прежде всего следует убедиться в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора; с помощью контрольной лампы проверить наличие напряжения на клемме «В» генератора.
Место обрыва цепи можно определить их шунтированием, подсоединив дополнительный провод одним концом к выводу « + » неработающего потребителя, а вторым — к разъемам цепи, двигаясь но направлению к источникам тока; неисправным является тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом начнет работать потребитель.
Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, следует проверить надежность соединения его с массой.
Короткое замыкание на массу возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, у неизолированных наконечников проводов.
При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определяют в цепи от предохранителя к потребителю.
При обрыве проводов соединяют их, скручивая, а затем спаивая жилы проводов, или заменяют их новыми соответствующих сечений и длины; затем изолируют провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.
Одной из неисправностей стартера является «забой» зубьев шестерни привода муфты свободного хода. Это в основном обусловлено неправильным регулированием момента замыкания контактов тягового реле стартера. Стартер при этом включается раньше, чем шестерня войдет в зацепление с венцом маховика.
Другая неисправность — это подгорание контактного диска тягового реле.
Причиной интенсивного подгорания контактов может быть нестабильная работа тягового реле, когда при включении стартера слышны его повторяющиеся щелчки из-за разряженности батарей, обрыва удерживающей обмотки тягового реле или подгорания контактов реле включения.
Если при попытке пустить двигатель не слышно характерного щелчка срабатывания реле стартера, то неисправность надо искать в цепи управления системы пуска: амперметр — выключатель приборов и стартера (клеммы «AM» и «СТ») — реле стартера — реле блокировки стартера.
Исправность реле блокировки стартера можно проверить замыканием на массу коричневого провода, идущего от клеммы «К» реле стартера к реле блокировки, предварительно отсоединив его от последнего.
Срабатывание реле стартера при установке ключа замка во второе нефиксированное положение свидетельствует о неисправности реле блокировки стартера.
При выходе из строя цепи указателей поворотов и аварийной световой сигнализации в первую очередь проверяют предохранители и выключатели, подавая напряжение на приборы минуя коммутационную аппаратуру.
Для проверки выключателя аварийной сигнализации устанавливают ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение и соединяют между собой клеммы «+» аккумуляторных батарей и «+» реле поворотов, затем включают указатели поворотов комбинированным переключателем.
Если указатели поворотов работают, то неисправен выключатель аварийной световой сигнализации.
В основу работы приборов (указателей давления масла, температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива) положен принцип логометра.
Изменение сопротивления датчика в зависимости от значения контролируемого параметра определяет силу тока, протекающего по обмоткам указателя, что, в свою очередь, влияет на отклонение стрелки шкалы прибора.
Неисправности, возникающие в приборах данного типа, вызваны в основном либо отказом датчика, либо нарушением контакта в цепи датчик — указатель.
Если стрелка указателя температуры или давления отклоняется влево за пределы шкалы, а в указателе уровня топлива зашкаливает вправо, то это свидетельствует об обрыве провода, соединяющего датчик и указатель, или о том, что перепутаны клеммы «Б» и «Д» на указателе.
В результате короткого замыкания в цепи датчик — указатель возможно зашкаливание стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости и давления масла вправо, а указателя уровня топлива — влево.
Неисправность определяют по отклонению стрелки прибора. Если при отсоединении провода от датчика стрелка прибора не изменит своего положения, то это свидетельствует о наличии в цепи короткого замыкания.
Отметим одну особенность тахометра, которую ошибочно можно признать за неисправность. Она связана с колебаниями стрелки при выключенных потребителях электроэнергии.
При включении фар или других потребителей показания прибора нормализуются.
Объясняется это периодическим отключением обмотки возбуждения генератора, когда аккумуляторные батареи не требуют подзарядки. При этом на вход указателя тахометра не поступают импульсы фазы генератора.