Конструкция коробки передач автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Коробка передач производства ЗАО "СААЗ АМО ЗИЛ" – механическая, пятиступенчатая, синхронизированная, с центральным рычагом управления, с прямой или повышающей пятой передачей

Рычаг коробки передач соединяется тягой с рычагом переключения передач на рабочем месте водителя.

Устройство коробки передач и её привода показано на рис. 1 и рис. 2

 Конструкция коробки передач автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

На автобус могут устанавливаться коробки передач следующих моделей: СААЗ-3206, СААЗ-320670, СААЗ-132А2, СААЗ-132М3.

Новое семейство коробок передач СААЗ-136 имеет повышенный ресурс и следующие отличия от СААЗ-3206:

- все шестерни на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках;

- шестерни промежуточного вала имеют бесшпоночную посадку на вал за счет натяга;

- промежуточный вал установлен на конические подшипники, затяжка которых регулируется специальной гайкой;

- на СААЗ-136М установлены муфтовые синхронизаторы на всех передачах, на СААЗ-136А установлены пальчиковые синхронизаторы со стальными конусными кольцами напыленными молибденом;

- установлен бесконтактный датчик спидометра.

Для лучшего использования эксплуатационных свойств рекомендуется применять на пригородных маршрутах автобусы с коробками передач с ускоряющей 5-й передачей, а на городских маршрутах автобусы с коробками передач с прямой 5-й передачей.

Для заправки маслом имеется заливная резьбовая пробка в правой стенке картера 19. Для слива масла предназначено сливное отверстие в левой стенке картера, внизу, закрываемое магнитной резьбовой пробкой.

Центрирование коробки производится по фланцу крышки первичного вала 20.

Конструкция коробки передач автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Переключение передач производится рычагом механизма управления в крышке 4 (рис. 1) коробки передач через тягу 5 (рис. 2) и рычаг переключения передач 2 на рабочем месте водителя.

При затруднительном включении передач рекомендуется выполнить регулировку привода изменением длины тяги 5 посредством поворота вилки 9 тяги переключения передач.

При обслуживании коробки передач проверяется её крепление к картеру сцепления, крепление деталей самой коробки передач к картеру; заменяется и поддерживается нормальный уровень масла согласно карте смазки.

При смене масла нужно очистить магнит сливной пробки и сапун. Засорение сапуна может вызвать появление течи масла из-за повышения давления в картере.

При смене масла, а также при ремонте коробки передач не допускать попадания в неё загрязнений, которые могут вызвать заедание шестерен.

Возможные неисправности коробки передач и методы устранения

Затрудненное включение всех передач

- Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Отрегулировать свободный ход педали сцепления

Включение передач с ударом и скрежетом

а) износ конусных колец синхронизаторов

Заменить синхронизаторы

б) износ блокирующих фасок пальцев и каретки

Заменить синхронизаторы

Самовыключение передач на ходу

а) неполное включение передачи из-за неисправности механизма переключения

Устранить неисправности

б) износ вилок

Заменить изношенные детали

в) ослабление крепления вилок и головок

Подтянуть крепление

Передачи не включаются

- Поломка пальцев и фиксаторов синхронизаторов

Заменить синхронизаторы

Повышенный шум при работе коробки передач

а) ослабление крепежных деталей

Подтянуть крепеж

б) износ и поломка зубьев шестерен

Заменить изношенные детали

Течь масла из коробки передач

а) износ или потеря эластичности манжет

Заменить манжеты

б) повышенное давление в картере коробки

Продуть сапун

в) нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям

Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки