Система питания дизеля топливом (рис. 1) состоит из топливного насоса высокого давления 4, форсунок 13, трубопроводов низкого 6 и высокого 9 давления, впускного 12 и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой 3 и тонкой 10 очистки, топливного бака 1, трубопроводов и шлангов
Топливный насос высокого давления (далее сокр. ТНВД, рис. 2) предназначен для подачи в камеры сгорания цилиндров дизеля дозированных порций топлива под высоким давлением, в определенные моменты времени, чтобы обеспечить требуемую мощность.
Эти порции топлива должны быть одинаковыми у всех секций ТНВД.
На дизель устанавливается ТНВД мод. 773-20.06 (для Д-245.9Е2) и ТНВД мод. 773-20.05 (для Д-245.7Е2) производства ОАО "ЯЗДА".
ТНВД объединен в один агрегат с всережимным регулятором 25 и подкачивающим насосом поршневого типа 16.
Регулятор служит для управления подачей топлива топливным насосом в зависимости от частоты вращения (нагрузки) дизеля. Одновременно он защищает дизель от разноса при падении нагрузки.
Регулятор имеет корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи, работающий на пусковых оборотах, и противодымный пневмокорректор 30.
Пневмокорректор предназначен для уменьшения подачи топлива при снижении числа оборотов дизеля с целью снижения дымления.
Одновременно он служит в качестве упора, предотвращающего увеличение подачи топлива при резком нажатии на педаль управления подачей топлива, когда турбокомпрессор дизеля еще подает малое количество воздуха ввиду низкого числа оборотов дизеля.
Двуплечий рычаг корректора избыточного
давления входит в зацепление с тягой регулирующей рейки топливного насоса под действием давления смазочного масла из системы смазки дизеля.
Изменение давления воздуха, подводимого из впускного трубопровода дизеля на диафрагму пневмокорректора, передается с помощью двуплечего рычага на зуб тяги с пружиной регулирующей рейки.
Таким образом, корригируется величина подачи топлива топливного насоса.
Рабочие детали топливных насосов смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце.
Слив масла из корпуса насоса в картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце. Перед установкой насос необходимо заполнить маслом в количестве (200-250) см 3.
Заливное отверстие находится во фланце 4 насоса.
Все регулировки насоса высокого давления и его разборка для замены деталей производятся в специальной мастерской высококвалифицированными специалистами.
Перепускной клапан служит для создания необходимого давления (0,12-0,19) МПа в каналах низкого давления ТНВД.
Избыточное топливо, подаваемое топливоподкачивающим насосом, через перепускной клапан поступает на слив.
При неработающем двигателе перепускной клапан обеспечивает герметичность полости низкого давления ТНВД, что является необходимым условием для надежного пуска двигателя.
Форсунка предназначена для впрыска топлива в цилиндр дизеля с обеспечением необходимого распыла топлива и ограничения начала и конца подачи.
На дизеле применяется форсунка с осевым подводом топлива и пятидырчатым распылителем закрытого типа 455.1112010-50 (ОАО "ЯЗДА") или 172.1112010-11.01 производства ЗАО "АЗПИ".
Форсунка имеет маркировку "455-10", а распылитель форсунки – "335-120". Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.
Разборка и регулировка форсунки производятся на специальном стенде в мастерской квалифицированными специалистами.
Топливоподкачивающий насос низкого давления поршневого типа, предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки к ТНВД.
Насос установлен на корпусе ТНВД и приводится в действие эксцентриком кулачкового вала ТНВД.
При неработающем двигателе топливоподкачивающий насос приводится в действие рукой для заполнения топливом системы питания и удаления воздуха из нее перед пуском дизеля.
Прокачка осуществляется движением рукоятки вверх-вниз.
Внимание! Не допускается работа топливной системы с засоренным топливным фильтром.
Привод управления подачей топлива - механический, состоит из педали, соединенной тягой с рычагом управления рейкой топливного насоса высокого давления.
Ход педали до упора в коврик пола должен обеспечить поворот рычага управления рейкой топливного насоса до полной подачи топлива.
При необходимости отрегулировать положение педали изменением длины тяги, предварительно расконтрив гайки.
После регулировки гайки необходимо законтрить.
При перемещении рычага в крайнее положение назад (к маховику) дизель развивает максимальную частоту вращения. При крайнем переднем положении рычага подача топлива прекращается.
Для отключения подачи топлива служит пневматический цилиндр, который управляется электрическим сигналом от замка зажигания. Шток цилиндра воздействует на рычаг останова ТНВД.
Система питания дизеля воздухом (рис. 3) состоит из воздушного фильтра, турбокомпрессора, охладителя наддувочного воздуха, патрубков, трубопроводов и хомутов крепления.
Воздушный фильтр сухого типа со сменными бумажными фильтрующими элементами служит для очистки поступающего в цилиндры воздуха.
Воздушный фильтр (рис. 4) состоит из корпуса 5, двух фильтрующих элементов 6 и 7, крышки 4. Для обеспечения герметичности имеются резиновые прокладки.
Малый (внутренний) фильтрующий элемент обеспечивает очистку воздуха в случае механического разрушения наружного фильтрующего элемента.
Внимание! Подсос неочищенного воздуха в цилиндры двигателя, возникающий из-за разгерметизации впускного тракта, приводит к резкому снижению срока службы двигателя.
Для облегчения контроля засорённости воздушного фильтра установлен датчик между фильтром и турбокомпрессором, а на панели приборов - сигнализатор.
По мере засорения фильтра растёт разряжение во впускном трубопроводе и по достижении величины 6,5 кПа срабатывает сигнализатор, а на панели приборов загорается контрольная лампа «Засоренность воздушного фильтра».
При загорании лампы следует очистить или заменить фильтрующий элемент.
Турбокомпрессор (рис. 5) состоит из центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной центростремительной турбины.
Регулирование наддува происходит путем перепуска части отработавших газов мимо колеса турбины при превышении давления наддува определенного значения.
Внимание! Изменение длины тяги исполнительного механизма турбокомпрессора не допускается.
Подшипники турбокомпрессора смазываются и охлаждаются маслом, поступающим от системы смазки дизеля.