В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок- выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле
Электрооборудование всех этих узлов и агрегатов работает в схеме, приведенной на рис. 1.
На всех приведенных в разделе схемах обозначены буквы цвета проводов: Б - белый, Г голубой; Ж — желтый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; З — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; Ч — черный; Ф — фиолетовый.
С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют и цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения со смонтированным в едином агрегате с ним механизмом привода шестерни.
Механизм управляется тяговым реле, установленным на корпусе стартера.
Техническая характеристика стартера:
- - Тип - СТ 103А-01
- - Номинальное напряжение, В - 24
- - Номинальная мощность, кВт - 11
- - Ток холостого хода, А - 110
- - при тормозном моменте 6 кгсм, А - 825
- - Напряжение включения тягового реле. В - 20
- - давление щеточных пружин, кгс - 1,5
- - Масса стартера, кг – 34
Устройство стартера показано на рис. 2.
Шестерня 15 привода вводится в зацепление с венцом маховика при помощи тягового реле 7.
Из зацепления шестерня выходит автоматически после запуска двигателя.
Стартер выполнен по однопроводной схеме, где вторым проводом служит масса автомобиля.
Для обеспечения надежного соединения с массой на задней крышке 31 стартера имеется болт 28 подсоединения гибкого провода массы.
Для доступа к электрощеткам и осмотра коллектора в крышке имеются окна. Снаружи окна закрыты защитной лентой 1.
Для смазки подшипников на крышках и в корпусе стартера выполнены каналы с помещенными в них войлочными фильцами.
Каналы закрыты резьбовыми заглушками 10, 16 и 27. Стартер устанавливается на постели блока цилиндров двигателя и закрепляется двумя стяжными хомутами.
В постели блока цилиндров двигателя запрессован штифт, обеспечивающий правильную установку стартера и предохраняющий его от проворота.
При повороте ключа замка-выключателя приборов и стартера в положение II (см. рис. 1) замыкаются контакты клемм «АМ» и «СТ» замка и напряжение подается на промежуточное реле 6 пуска стартера.
Реле замыкает контакты клемм Б и С и по проводу Б10 напряжение поступает на тяговое реле стартера.
Втягивающая обмотка реле перемещает якорь и через рычаг 12 (см. рис. 2) подает шестерню к венцу маховика. При этом одновременно замыкаются контакты тягового реле и включается электродвигатель стартера. Происходит проворачивание двигателя.
В процессе пуска втягивающая обмотка тягового ране закорачивается (шунтируется) диском 6 якоря реле, и шестерню удерживает в рабочем положении только поле, создаваемое удерживающей обмоткой, которая потребляет не значительный ток.
После запуска двигателя шестерня автоматически отключается от венца маховика, свинчиваясь по косым шлицам вала якоря.
Ключ замка-выключателя возвращается в рабочее положение I за счет пружин замка, так как положение ключа II нефиксированное.
Тяговое реле отключает основной рабочий ток, и стартер выключается.
При каждом ТО-2 проверяют плотность присоединения проводов к клеммам стартера и аккумуляторных батарей и очищают эти соединения от пыли, грязи и следов масел;
Через каждые 45 —- 50 тыс., км пробега автомобиля необходимо:
- снять стартер с двигателя, осмотреть состояние коллектора, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгаров.
В случае загрязнения или подгара коллектор протереть тряпочкой, смоченной в бензине или керосине с последующей протиркой. Если подгар не устраняется протиркой зачистить коллектор мелкой шкуркой.
В случае сильного подгара якорь вынимают и протачивают;
- - проверить электрощетки на свободное, без заеданий перемещение в щеткодержателе;
- - замерить высоту электрощеток и при необходимости заменить;
- - проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтянуть их;
- - проверить состояние контактов реле стартера. При подгаре рабочих поверхностей болтов и диска их необходимо зачистить шлифованием шкуркой.
При большом подгаре контакты болтов и диска можно зачистить напильником с последующей шлифовкой мелкой шкуркой. При зачистке необходимо следить, чтобы не нарушилась параллельность контактных поверхностей болтов и диска.
При значительном износе контактных поверхностей болтов их нужно повернуть вокруг своей оси на 180˚ а контактный диск перевернуть на другую сторону.
Имеющиеся оплавления по периметру болтов и диска зачистить напильником. Контактный диск должен свободно вращаться на штоке якоря;
- - проверить надежность крепления тягового реле к корпусу стартера. При необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами;
- - залить в масленки по 10 капель турбинного или моторного масла;
- - протереть стартер ветошью.
Если при внешнем осмотре и осмотре щеточно-коллекторного узла окажется, что состояние стартера хорошее, то стартер разбирать не следует.
Необходимо только произвести смазку подшипников, залив в них по 10 капель масла, протереть стартер, проверить регулировку тягового реле, после чего стартер можно устанавливать на двигатель.
Возможные неисправности стартера и способы их устранения
- Причина неисправности
- Способ устранения
Якорь стартера не вращается, реле стартера не срабатывает
- Сгорел предохранитель № 1
- Заменить предохранитель
- Неисправно промежуточное реле 6 (см. рис. 1)
- Проверить и заменить реле
- Разряжены аккумуляторные батареи
- подзарядить батареи
- Обрыв втягивающей обмотки тягового реле 7 (см. рис. 2)
- Проверить реле и заменить
- Обрывы проводов в цепях стартер
- устранить неисправности
Реле стартера срабатывает, но якорь стартера не вращается (свет фар автомобиля при включении стартера слабеет)
- Плохой контакт на выводных клеммах аккумуляторных батарей или на клеммах стартера
- Зачистить выводные клеммы батарей и затянуть болты
- Подтянуть болты крепления проводов к стартеру
- Разряжены аккумуляторные батареи
Подзарядить аккумуляторные батареи
- Короткое замыкание внутри стартера
- Снять и отремонтировать стартер
Реле стартера срабатывает, но якорь стартера не вращается (свет фар автомобиля при включении стартера не слабеет)
- Обрыв соединений внутри стартера
- Снять и отремонтировать стартер
Стартер слабо проворачивает вал двигателя
- Низкая температура двигателя (зимой)
- Прогреть двигатель
- Разряжены или неисправны аккумуляторные батареи
- Проверить и подзарядить аккумуляторные батареи
- Подгар контактов тягового реле 7 (рис. 2)
- Снять стартер и зачистить контакты реле
Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает двигателя
- Поломка зубьев венца маховика
- Сменить венец маховика
- Разогнут рычаг или поломан палец рычага 12 (см. рис. 2)
- Исправить рычаг рихтовкой или заменить его
- Нарушена регулировка привода стартера
- Отрегулировать привод
Тяговое реле стартера работает с перебоями (включает стартер и тут же выключает)
- Обрыв удерживающей обмотки тягового реле
- Заменить реле
- Короткое замыкание в стартере
- Снять и отремонтировать стартер
Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле
- Забиты торцы зубьев венца маховика
- Зачистить зубья
- Нарушена регулировка стартера
- Отрегулировать привод стартера
- Заедание шестерни на валу из-за закоксовывания смазки на шлицах вала якоря
- Очистить шлицы от закоксовавшейся смазки и смазать вал смазкой ЦИАТИМ-203