Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости

Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова

Система охла­ждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждаю­щей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопрово­дов и шлангов, вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и го­ловки блока цилиндров.

Система охлаждения ВАЗ-2107

При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлажде­ния, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата.

Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения.

В системе охлаждения используется специальная жидкость ТОСОЛ А-40 - водный раствор антифриза Тосол-А (концентриро­ванного этиленгликоля с антикоррозионными и антивспенивающими присадками плотностью 1,12-1,14 г/см3). ТОСОЛ А-40 голу­бого цвета плотностью 1,078-1,085 г/см3, имеет температуру за­мерзания минус 40°С.

Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15-20°С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки "MIN".

Плотность жидкости проверяется ареометром при техническом обслуживании автомобиля.

При повышении плотности жидкости и пониженном уровне доливается дистиллированная вода. При нормальной плотности доливается жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения.

При пониженной плотности охлаждающей жидкости и необхо­димости эксплуатации автомобиля в холодное время года жид­кость заменяется новой.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щит­ке приборов.

При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шка­лы в пределах 80-100°С.

Переход стрелки в красную зону указы­вает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости или неисправности термостата), а также тяжелыми до­рожными условиями.

Слив жидкости из системы осуществляется через сливные от­верстия, закрываемые пробками: одна в левом углу нижнего бач­ка 33 радиатора, другая в блоке цилиндров слева по ходу движе­ния автомобиля.

К системе охлаждения подключен отопитель салона автомоби­ля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлан­гу 4 через кран радиатора отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводит­ся в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем при­вода генератора.

Насос охлаждающей жидкости ВАЗ-2107

Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны через уплотнительную прокладку болтами с моментом затяжки 22-27 Н м (2,2-2,7 кгс-м).

Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в подшипнике 24, который стопорится винтом 28, уста­новлен валик 27.

Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается.

На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой - ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм.

Уплотнительное кольцо при­жимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29.

Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крыш­ку 25 насоса.

Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторо­ну блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидко­сти.

При нормальном натяжении клинового ремня привода насоса прогиб ремня под усилием 100 Н (10 кгс) должен быть в переде­лах 10-15 мм.

Вентилятор

Вентилятор 19 представляет четырехлопастную крыльчатку, изготовленную из пластмассы, которая крепится болтами к сту­пице 26 шкива привода насоса.

Лопасти вентилятора имеют пе­ременный по радиусу угол установки и для уменьшения шума пе­ременный шаг по ступице.

Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора.

Радиатор и расширительный бачок

Радиатор с верхним 14 и нижним 33 бачками, с двумя рядами латунных вертикальных тру­бок 16 и лужеными охлаждающими пластинами 17 крепится че­тырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опо­ры 21.

Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой 11 и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым рас­ширительным бачком 8.

Пробка радиатора имеет впускной кла­пан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком.

Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5 - 1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаж­дающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и ох­лаждении двигателя.

При закипании жидкости или резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не ус­певает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрыва­ется, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком.

При увеличении давления при нагревании жидкости до 50 кПа от­крывается выпускной клапан 12, и часть охлаждающей жидкости отводится в расширительный бачок.

Расширительный бачок закрыт пробкой, которая имеет резино­вый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосфер­ному.

С 1988 года на двигатели автомобилей ВАЗ-2105, -2104 стали устанавливать радиаторы с алюминиевыми сердцевинами, изго­товленными из двух рядов горизонтальных круглых алюминие­вых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин.

Радиатор двухходовой с пластмассовыми бачками и патрубками для под­соединения шлангов. Один из бачков имеет перегородку.

Радиа­тор разборный, сердцевина крепится к бачкам через уплотнительные резиновые прокладки.

Для повышения эффективности охлаждения жидкости алюминиевые охлаждающие пластины штампуются с насечкой, а в часть трубок вставляются пластмас­совые турбулизаторы в виде штопоров. Все это обеспечивает турбулентное движение воздуха и жидкости в трубках.

Необходимо помнить, что не рекомендуется с алюминиевыми радиаторами использование воды в системе охлаждения в качестве охлаждающей жидкости, чтобы исключить коррозию алюми­ниевых трубок.

Термостат и работа системы охлаждения

Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необхо­димый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном теп­ловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85- 95 °С.

Термостат и работа системы охлаждения ВАЗ-2107

Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 41.

Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36.

Основной клапан установлен в стакан термоэлемента, в кото­ром завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе.

Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель.

Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане закрепле­ны две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной.

Термостат в зависимости от температуры охлаждающей жид­кости автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его.

На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидко­сти ниже 80°С основной клапан закрыт, перепускной открыт.

При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через перепускной кла­пан 42 в насос 36, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обес­печивается быстрый прогрев двигателя.

Если температура жидкости повышается выше 94°С, термочув­ствительный наполнитель термостата расширяется, сжимает ре­зиновую вставку 39 и выдавливает поршень 47, перемещая ос­новной клапан 4-1 до полного открытия.

Перепускной клапан 42 полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь направляется в рубашку охлаждения.

В пределах температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость цирку­лирует по малому и большому кругам.

Величина открытия основ­ного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлаж­денной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший теп­ловой режим работы двигателя.

Температура начала открытия основного клапана термостата должна находится в пределах 77-86°С, ход клапана не менее 6 мм.

Проверку начала открытия основного клапана выполняют в ба­ке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75°С.

Температуру воды постепенно увеличивают на 1°С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомобиле.

При исправном термо­стате после пуска холодного двигателя нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-95 °С.