Так же, как и у других двигателей ВАЗ блоки цилиндров при ремонте необходимо растачивать и хонинговать под ремонтные поршни (увеличенные на 0,4 и 0,8 мм) с учетом обеспечения расчетного зазора между поршнем и цилиндром 0,025–0,045 мм
При промере цилиндров для установки индикатора на ноль используется калибр 67.8125.9502.
Диаметр цилиндров двигателя следующий:
класс В ...... 82,01–82,02
класс С ...... 82,02–82,03
класс D ...... 82,03–82,04
класс Е ...... 82,04–82,05
Шатунно-поршневая группа
Поршни
Диаметр поршней различных классов, замеренный в плоскости, перпендикулярной оси пальца на расстоянии 55 мм от днища поршня, мм:
класс А ...... 81,965–81,975
класс В ...... 81,975–81,985
класс С ...... 81,985–81,995
класс D ...... 81,995–82,005
класс Е ...... 82,005–82,015
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три класса через 0,004 мм, как и на других двигателях ВАЗ.
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня ( рис.1 ).
При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата.
Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат — на 0,8 мм.
Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
Поршневой палец плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна.
Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.
По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как и поршни).
Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна.
По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы (табл. 1), маркируемые краской на стержне шатуна.
На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе.
Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на головках до минимальных размеров 16,5 и 35,5 мм (рис.2).
Классы шатунов по массе верхней и нижней головок
Таблица 1
Масса головок шатуна, г |
Класс |
Цвет маркировки |
|
верхней |
нижней |
||
519±3 |
A |
белый |
|
186±2 |
525±3 |
B |
голубой |
531±3 |
C |
красный |
|
519±3 |
D |
черный |
|
190±2 |
525±3 |
E |
фиолетовый |
531±3 |
F |
зеленый |
|
519±3 |
G |
желтый |
|
194±2 |
525±3 |
H |
коричневый |
531±3 |
I |
оранжевый |
Шатунные болты запрессованы в шатун. При разборке двигателя выпрессовать болты из шатунов не допускается.
В головке цилиндров имеются отличия в регулировке зазоров в клапанном механизме.
Зазор у выпускных клапанов на холодном двигателе должен быть в пределах 0,18–0,22.
Натяжитель цепи
У натяжителя цепи плунжер фиксируется не стопорным кольцом, а кернением корпуса. Поэтому порядок его разборки следующий.
Отверните колпачковую гайку 1 (рис.3), максимально вдвиньте плунжер 6 и затяните колпачковую гайку.
Затем утапливая плунжер, спилите края отверстия корпуса в местах "В" кернения и выньте плунжер с пружиной 4.
Отверните колпачковую гайку и выньте стержень 3 вместе с пружиной 7 и шайбой 5.
Собирается натяжитель в порядке обратном разборке. После установки плунжера раскерните корпус 2 в трех точках "В". При этом выступы от кернения не должны касаться поверхности "А" при движении плунжера.