Так же, как и у других двигателей ВАЗ блоки цилиндров при ремонте необходимо растачивать и хонинговать под ремонтные поршни (увеличенные на 0,4 и 0,8 мм) с учетом обеспечения расчетного зазора между поршнем и цилиндром 0,025–0,045 мм
При промере цилиндров для установки индикатора на ноль используется калибр 67.8125.9502.
Диаметр цилиндров двигателя следующий:
- класс B - 82,01–82,02
- класс C - 82,02–82,03
- класс D - 82,03–82,04
- класс Е - 82,04–82,05
Шатунно-поршневая группа
Поршни:
Диаметр поршней различных классов, замеренный в плоскости, перпендикулярной оси пальца на расстоянии 55 мм от днища поршня, мм:
- класс A -.81,965–81,975
- класс B - 81,975–81,985
- класс C - 81,985–81,995
- класс D - 81,995–82,005
- класс Е - 82,005–82,015
Рис. 1. Маркировка поршня и шатуна: 1 - стрелка для ориентации поршня в цилиндре; 2 - ремонтный размер; 3 - класс; 4 - класс отверстия для поршневого пальца; 5 - класс шатуна по отверстию для поршневого пальца; 6 - номер цилиндра
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три класса через 0,004 мм, как и на других двигателях ВАЗ.
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (рис.1).
При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата.
Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат — на 0,8 мм.
Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
Поршневой палец плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна.
Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.
По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как и поршни).
Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна.
Рис. 2. Места на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна
По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы (табл. 1), маркируемые краской на стержне шатуна.
На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе.
Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на головках до минимальных размеров 16,5 и 35,5 мм (рис.2).
Классы шатунов по массе верхней и нижней головок
Таблица 1
Шатунные болты запрессованы в шатун. При разборке двигателя выпрессовать болты из шатунов не допускается.
В головке цилиндров имеются отличия в регулировке зазоров в клапанном механизме.
Зазор у выпускных клапанов на холодном двигателе должен быть в пределах 0,18–0,22.
Натяжитель цепи
У натяжителя цепи плунжер фиксируется не стопорным кольцом, а кернением корпуса. Поэтому порядок его разборки следующий.
Рис 4. Натяжитель цепи: 1 - колпачковая гайка; 2 - корпус натяжителя; 3 - стержень; 4 - пружина плунжера; 5 - шайба; 6 - плунжер; 7 - пружина; 8 - сухарь; 9 - пружинное кольцо; А - поверхность плунжера; В - места кернения на торце плунжера
Отверните колпачковую гайку 1 (рис.3), максимально вдвиньте плунжер 6 и затяните колпачковую гайку.
Затем утапливая плунжер, спилите края отверстия корпуса в местах "В" кернения и выньте плунжер с пружиной 4.
Отверните колпачковую гайку и выньте стержень 3 вместе с пружиной 7 и шайбой 5.
Собирается натяжитель в порядке обратном разборке. После установки плунжера раскерните корпус 2 в трех точках "В".
При этом выступы от кернения не должны касаться поверхности "А" при движении плунжера.