Генератор 37.3701 ВАЗ-2107
На автомобиле установлен генератор 37.3701 (ранее устанавливался Г-222). Это трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах
Ротор генератора приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Генератор установлен на кронштейне в передней части двигателя с правой стороны.
Техническая характеристика генератора 37.3701 (Г–222):
Максимальный отдаваемый ток (при напряжении 13В и частоте вращения ротора 5000 мин–1), А - 55 (45)
Рабочее напряжение, В 13,6–14,6
Передаточное отношение двигатель–генератор 2,04
Направление вращения (со стороны привода) правое
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в двух шариковых закрытых подшипниках.
Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Внутреннее кольцо заднего подшипника напрессовано на вал ротора, а наружное – запрессовано в заднюю крышку.
Второй подшипник ротора запрессован в переднюю крышку и зажат с двух сторон пластинами с четырьмя болтами.
Обмотка статора – трехфазная, соединенная по схеме «звезда». Реле сигнализатора заряда аккумуляторной батареи подключено к выводу нулевого провода (генератор Г-222).
У генератора 37.3701 лампа сигнализатора заряда соединена с выводом диодов питания обмотки возбуждения. Если после пуска двигателя лампа сигнализатора горит – в цепи генератора возникла неисправность.
Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов.
Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-радиаторы. На одной из пластин находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя.
Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора.
Обмотка возбуждения генератора расположена на роторе.
Выводы обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.
Питание к ним подводится через две медно-графитные щетки. С 1996 г. щеткодержатель конструктивно объединен с электронным интегральным регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора.
Регулятор напряжения – неразборный, ремонту он не подлежит.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения радиопомех между выводом «плюс» и «массой» генератора подключен конденсатор емкостью 2,2 мкф, установленный на задней крышке.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен быть подключен к кузову автомобиля, а «плюс» к выводу «30» генератора.
При работе генератора не отсоединяйте аккумуляторную батарею. Это может привести к повреждению электронных элементов бортовой сети.
Техническое обслуживание генератора заключается в контроле натяжения ремня его привода.
Возможные неисправности генератора
Причина неисправности (Метод устранения)
Генератор. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи загорается при работающем двигателе:
- Плохо натянут или оборван ремень генератора
Подтяните или замените ремень
- Неисправна цепь возбуждения генератора (он выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи), поврежден регулятор напряжения (для проверки используйте два источника постоянного тока напряжением 12 и 15 В или замените регулятор заведомо исправным)
Зачистите окислившиеся контакты, обожмите клеммы, замените перегоревший предохранитель F10, неисправный регулятор напряжения
- Зависли или изношены щетки, окислены контактные кольца (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи).
- Выступание щеток из щеткодержателя должно быть не менее 5 мм
Зачистите контактные кольца мелкой стеклянной шкуркой, проверьте отсутствие биения.
Устраните зависание щеток, при их износе замените щеткодержатель
- Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец, замыкание или обрыв в обмотке
Припаяйте выводы или замените ротор генератора или генератор в сборе
- Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на “ массу ” (при замыкании генератор “ воет ”)
Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе
- Короткое замыкание одного или нескольких положительных вентилей
Замените радиатор с положительными вентилями
- Обрыв в одном или нескольких вентилях
Замените радиатор с положительными вентилями, перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора
- Обрыв между штекером “ 85 ” генератора и центром звезды обмоток статора (проверяется омметром)
Восстановите соединение
Неисправно реле контрольной лампы заряда
Замените реле
Лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи не загорается, но аккумуляторная батарея заряжается плохо (стартер с трудом прокручивает коленчатый вал при пуске). Напряжение в бортовой сети ниже 13,6 В (проверяется автотестером)
- Плохо натянут ремень генератора
Подтяните ремень
- Включено слишком много мощных потребителей электроэнергии, особенно при низких оборотах двигателя. Короткое замыкание в потребителях (обычно это обмотки электродвигателей)
Ограничьте использование мощных потребителей на холостом ходу, не подключайте дополнительные потребители сверх допустимой мощности генератора, проверьте обмотки электродвигателей на отсутствие короткого замыкания
- Неисправны цепь возбуждения генератора, регулятор напряжения
Зачистите окислившиеся контакты, обожмите клеммы, замените неисправный регулятор напряжения
- Зависли или изношены щетки, окислены контактные кольца (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Выступание щеток из щеткодержателя должно быть не менее 5 мм
Зачистите контактные кольца стеклянной шкуркой, проверьте отсутствие биения. Устраните зависание щеток, при их износе замените щеткодержатель
- Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец, замыкание или обрыв в обмотке
Припаяйте выводы или замените ротор генератора или генератор в сборе
- Ослабло крепление или окислены наконечники проводов на выводе “ + ” генератора, аккумуляторной батарее, клеммы в разветвителе (на правом брызговике в моторном отсеке)
Зачистите клеммы и наконечники, подтяните соединения
- Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на “массу ” (при замыкании генератор “ воет ”)
Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе
- Повреждены диоды выпрямительного блока
Замените диоды или выпрямительный блок
Аккумуляторная батарея перезаряжается (быстро понижается уровень электролита). Напряжение в бортовой сети автомобиля выше 14,7 В (проверяется автотестером)
- Неисправен регулятор напряжения
Замените регулятор
- Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу “ Ш ” регулятора (Г- 222)
Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя
Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи не загорается при включении зажигания
Лампа перегорела
Замените лампу
Отошли или окислились контакты держателя лампы
Зачистите, обожмите контакты
Неисправно реле контрольной лампы заряда
Замените реле
Короткое замыкание в одном или нескольких отрицательных вентилях
Перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора
Замыкание обмотки статора на “массу ” (генератор “ воет ”).
Обрыв цепи между штекером “87” контрольной лампы заряда и блоком предохранителей
Проверьте омметром обмотку.
Замените статор или генератор в сборе.
Восстановите соединение
Шум генератора
Повреждены подшипники генератора (визг, “ вой ”), износ посадочного места в крышке генератора. (Шум остается при отключении проводов от генератора, но исчезает, если снять ремень)
Замените подшипники, крышку или генератор в сборе
Ротор задевает за полюсы статора
Проверьте биение вала ротора, износ подшипников и посадочных мест. Замените дефектные детали или генератор в сборе
Короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на “массу ” (генератор “ воет ”). Шум исчезает, если отключить провода от генератора
Замените статор или генератор в сборе
Короткое замыкание в одном из основных вентилей. Шум исчезает, если отключить провода от генератора
Замените радиатор с положительными вентилями, перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора