Система питания включает приборы подачи в карбюратор топлива и воздуха, приготовления горючей смеси и выпуска отработавших газов
Система питания состоит из топливного бака, топливного насоса, воздушного фильтра, карбюратора, впускной трубы, выпускного коллектора, глушителей и трубопроводов
Очистка топлива на автомобиле осуществляется топливными фильтрами, установленными на приемной трубке датчика уровня топлива в баке, в топливном насосе и карбюраторе.
Топливный бак 39 стальной, сварен из двух половин. Стальные листы с внутренней стороны освинцованы. Снаружи бак окрашен черной эмалью.
Вместимость топливного бака 39 л, включая и резерв 4-6,5 л.
Бак установлен в багажном отделении кузова справа по ходу автомобиля на резиновой прокладке и закреплен к кузову двумя хомутами, стянутыми болтом.
Заливная горловина бака выведена в нишу в правом заднем крыле и закрывается глухой пробкой 26 на резьбе.
Для доступа к пробке необходимо нажать на передний торец крышки на крыле, которая закрывает нишу.
Для вентиляции и доступа атмосферного воздуха топливный бак имеет вентиляционный шланг 28, который выведен вторым концом в нишу заливной горловины.
Топливо, попавшее в петлю вентиляционного шланга при движении автомобиля по неровной дороге, образует жидкостный затвор, препятствующий испарению бензина из бака.
Сверху бака через уплотнительную прокладку закреплен датчик 38 уровня топлива в сборе с патрубком и приемной трубкой, снабженной топливным сетчатым фильтром.
Датчик 38 соединен электрическими проводами с указателем уровня топлива, установленным на щитке приборов. При остатке в баке резерва топлива рычажок поплавка замыкает контакт контрольной лампы резерва.
Топливные и электрические соединения бака сверху закрыты щитком.
Бак имеет сливную пробку, для доступа к которой в полу кузова находится отверстие, закрытое заглушкой. С 1985 года на автомобилях сливные пробки на топливных баках не устанавливаются.
На автомобилях ВАЗ-2104 устанавливаются топливные баки с автомобиля ВАЗ-2102 вместимостью 45 л.
Топливопроводы 1 и 2 изготовлены из стальных оцинкованных или освинцованных трубок.
Топливопроводы соединены между собой, с баком, с топливным насосом, а также топливный насос 3 с карбюратором 5 резиновыми шлангами в тканевой оплетке и закреплены стяжными хомутами с винтом и гайкой.
На кузове топливопроводы закреплены пластмассовыми держателями. Отверстия в кузове для прохода топливопроводов загерметизированы резиновыми заглушками.
Топливный насос 3 диафрагменного типа, с механическим приводом; установлен на левой стороне блока цилиндров, закреплен на двух шпильках через теплоизоляционную проставку 33 и регулировочные прокладки 34 и 35; снабжен рычагом 22 ручной подкачки топлива.
Подача насоса не менее 60 л/ч при частоте качаний 2000 циклов в минуту. Давление, развиваемое насосом, 20-30 кПа.
Привод топливного насоса осуществляется от эксцентрика 31 вала привода масляного насоса и распределителя зажигания через толкатель 32.
Насос состоит из нижнего корпуса 24 с рычагами привода, верхнего корпуса 9 с клапанами и патрубками, диафрагменного узла и крышки 12.
Диафрагменный узел имеет три диафрагмы: две верхние 18 рабочие для подачи топлива, одну нижнюю 20 предохранительную, работающую в контакте с картерным маслом и предохраняющую попадание топлива в картер двигателя при повреждениях рабочих диафрагм.
Между рабочими и предохранительной диафрагмами установлены дистанционные наружная 19 и внутренняя 17 прокладки.
Наружная прокладка имеет отверстие для выхода топлива наружу при повреждениях рабочих диафрагм.
Диафрагмы с тарелками и с внутренней дистанционной прокладкой 17 установлены на шток 21 и закреплены сверху гайкой. Диафрагменный узел установлен между верхним и нижним корпусами насоса.
Под диафрагменный узел на шток установлена сжатая пружина. Шток 21 Т- образным хвостовиком вставлен в прорезь балансира 25. Такая конструкция позволяет, не разбирая диафрагменный узел, снимать его с двигателя.
В нижнем корпусе 24 на оси 6 установлены рычаг 36 механической подачи топлива и балансир 25. В нижнем корпусе также на оси с кулачком 37 установлен рычаг 22 ручной подкачки топлива, который под действием пружины 23 возвращается в исходное положение.
В верхнем корпусе 9 насоса установлены текстолитовые шестигранные всасывающий 15 и нагнетательный 8 клапаны. Клапаны пружинами поджимаются к латунным седлам 7 и 14.
Сверху к корпусу центральным болтом крепится крышка 12. Между крышкой и корпусом установлен пластмассовый сетчатый фильтр 10. В верхнем корпусе 9 насоса запрессованы всасывающий 13 и нагнетательный 11 патрубки.
При работе двигателя эксцентрик 31 вала привода через толкатель 32 действует на рычаг 36 и поворачивает балансир 25, который за шток 21 оттягивает диафрагмы насоса вниз.
При этом пружина диафрагм еще более сжимается, создается разрежение, в результате которого топливо через всасывающий клапан заполняет рабочую полость (полость над диафрагмами).
При сбеге эксцентрика с толкателя освобождается рычаг 36, балансир 25 и шток с диафрагмами.
Диафрагмы под действием сжатой пружины создают давление топлива в рабочей полости, закрывается всасывающий клапан 15, и топливо через нагнетательный клапан 8 подается в поплавковую камеру карбюратора.
При небольшом расходе топлива ход диафрагм будет неполным; при этом ход рычага 36 частично будет холостым.
При ручной, подкачке топлива нажимают на рычаг 22, кулачок 37 действует на балансир 25 и оттягивает шток с диафрагмами. Происходит всасывание топлива в рабочую полость.
При отпускании рычаг и кулачок под действием пружины 23 возвращаются в исходное положение, а диафрагмы нагнетают топливо в поплавковую камеру карбюратора.
При установке топливного насоса на двигатель подбирают регулировочные прокладки 34 и 35 таким образом, чтобы минимальное выступание толкателя 32 над привалочной плоскостью теплоизоляционной проставки 33 (с учетом прокладки 35 между проставкой и топливным насосом) составляло 0,8-1,3 мм.
Минимальное выступание толкателя устанавливается медленным поворотом коленчатого вала двигателя. Прокладки изготавливаются трех типов и имеют толщину 0,30, 0,75 и 1,25 мм.
Между теплоизоляционной проставкой и блоком цилиндров всегда должна ставиться прокладка толщиной 0,30 мм.
Для определения неисправности топливного насоса отсоединяют шланг от нагнетательного патрубка 11 насоса и с помощью рычага 22 ручной подкачки топлива проверяют подается ли топливо. При этом коленчатый вал должен находиться в положении, при котором ход рычага 22 будет полным.
Если топливо не подается, то отсоединяют шланг от всасывающего патрубка 13 насоса и проверяют создается ли разрежение на входе этого патрубка
При наличии разрежения могут быть повреждены или засорены топливопровод или топливный фильтр тонкой очистки. Если неисправен топливный насос шланги разрежения нет, то для устранения неисправности потребуется снятие и разборка насоса.
Фильтр тонкой очистки топлива. Перед топливным насосом 3 на резиновых шлангах может быть установлен фильтр тонкой очистки (на рисунке не показан) и закреплен на шлангах стяжными хомутами.
Фильтр неразборной конструкции, с бумажным фильтрующим элементом в пластмассовом корпусе, корпус с крышкой сварены ультразвуковой сваркой или токами высокой частоты. Тонкость фильтрующего элемента до 15 мк.
Для правильной установки фильтра на шлангах на его корпусе нанесена стрелка направления движения топлива через фильтр.
Привод управлении карбюратором - рычажного типа. Дроссельная заслонка первичной камеры открывается от нажатия педали, которая установлена на рычаге валика, помещенного в моторном отсеке на кронштейнах щитка передка кузова.
Один из рычагов валика соединен продольной тягой через двухплечий промежуточный рычаг и поперечную тягу с рычагом привода дроссельных заслонок карбюратора.
Воздушная заслонка карбюратора управляется рукояткой, расположенной в салоне под панелью приборов.
Рукоятка соединена тягой с трехплечим рычагом управления воздушной заслонкой. Оболочка тяги крепится на крышке пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры карбюратора.
Привод дроссельной заслонки первичной камеры регулируется изменением длины продольной тяги; у воздушной заслонки - изменением длины тяги привода заслонки.