На дизельных автомобилях Урал установлен двигатель КамАЗ-740 третьей комплектации. Поэтому ремонт и обслуживание двигателя смотрим в статьях по ремонту дизеля автомобиля «КамАЗ» Двигатель Камаз
Неисправность двигателя в эксплуатации определяется:
- - падением мощности;
- - повышенному расходу топлива и масла;
- - пониженному давлению масла;
- - характеру стуков и шумности работы.
Падение мощности двигателя сказывается на динамических качествах автомобиля: плохой разгон, преодоление подъемов на более низкой передаче, пониженная максимальная скорость.
Падение мощности двигателя может также характеризоваться снижением величины компрессии в одном или нескольких цилиндрах.
Снижение величины компрессии в цилиндрах двигателя указывает на износ поршневых колец и на негерметичность клапанов.
Компрессию замеряют при помощи прибора компрессометра на прогретом двигателе при температуре охлаждающей жидкости не менее 80 °С и при минимальной частоте вращения холостого хода (600 об/мин).
Для определения величины давления сжатия установить в стакан головки цилиндра вместо форсунки компрессометр и зажать скобой крепления форсунки.
На штуцер проверяемой секции насоса высокого давления надеть шланг из бензостойкой резины и опустить его конец в сосуд для сбора топлива, которое будет поступать из секции насоса при проверке компрессии.
Затем запустить двигатель и записать давление, показываемое манометром прибора при минимальных оборотах коленчатого вала двигателя.
Аналогично замерить компрессию в остальных цилиндрах.
У исправного двигателя величина компрессии должна быть не ниже 30 кгс/см 2, а разница давления в цилиндрах не превышать 2 кгс/см 2.
Контрольный расход топлива, указанный в технической характеристике автомобиля, определяется замером расхода топлива при движении груженого автомобиля со скоростью 40 км/ч на высшей передаче в двух противоположных направлениях ровного горизонтального асфальтированного участка шоссе протяженностью 1 км.
При исправном состоянии других агрегатов автомобиля увеличенный контрольный расход топлива является следствием неудовлетворительного технического состояния двигателя.
Продольный и поперечный разрез двигателя
Поперечный разрез двигателя
Повышенный расход масла (при отсутствии течи) указывает на износ цилиндропоршневой группы, закоксование отверстия в канавках под маслосъемные кольца, пригар колец.
Пониженное давление масла (при исправной работе системы смазывания) является следствием значительного износа подшипников коленчатого и распределительного валов.
Причинами внезапного и резкого падения давления масла в главной масляной магистрали могут быть засорение и заедание в открытом положении клапана масляного насоса, системы смазывания, а также аварийное изнашивание, повреждение вкладышей одного или нескольких подшипников.
Заедание клапана и аварийный износ вкладышей могут быть следствием эксплуатации двигателя на грязном масле.
Для обнаружения масла и определения характера стуков и шумности использовать стетоскоп.
По тону стука, а также по месту наибольшей слышимости его можно определить причину и место неисправности.
Сильные стуки высокого (металлического) тона, усиливающиеся при увеличении оборотов коленчатого вала, характерны для удара поршня о клапан при поломке пружины или заедании клапана в направляющей.
Стуки, прослушиваемые в верхней части блока цилиндров, затихающие с увеличением частоты вращения коленчатого вала и возрастающие при ее снижении, могут быть вызваны задирами рабочей поверхности гильз или поршней.
При увеличении зазоров в соединениях поршня с поршневым пальцем или поршневого пальца с верхней головкой шатуна, а также в коренных и шатунных подшипниках могут появиться стуки, легко прослушиваемые под нагрузкой, при резком изменении подачи топлива.
При увеличенном зазоре между поршнем и гильзой цилиндра прослушивается глухой стук после холодного запуска и стихающий или исчезающий полностью после прогрева двигателя.
Высокий тон звука в зоне расположения клапанов, как правило, свидетельствует об увеличенных зазорах между носком коромысла и торцом стержня клапана.