Двигатель состоит из кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а также из систем охлаждения, смазочной, питания и регулирования, пуска
С помощью кривошипно-шатунного механизма возвратно-поступательное движение поршней в цилиндрах преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения своевременно открывает и закрывает клапаны, которые пропускают в цилиндры воздух и выпускают из цилиндров отработавшие газы.
Система охлаждения поддерживает требуемый тепловой режим двигателя.
Смазочная система подает масло к трущимся деталям двигателя для уменьшения трения и их изнашивания.
Система питания очищает и подает в цилиндры воздух и топливо, а с помощью регулятора автоматически регулирует поступление (подачу) топлива в камеру сгорания в зависимости от нагрузки двигателя.
Система пуска дизеля необходима для проворачивания коленчатого вала при пуске.
Здесь мы опишем набор составных частей двигателей КамАЗ-740.10, КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-7409.10, объясним схему действия и принцип работы их механизмов и систем.
Двигатель КамАЗ-740.10 (рис. 1) — четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с V-образным расположением восьми цилиндров; является базовым для всех модификаций двигателя марки.
Двигатель КамA3 - 7403.10 (рис. 2) имеет увеличенную мощность за счет применения газотурбинного наддува, при котором для сжатия воздуха и его нагнетания в цилиндры используется часть энергии отработавших газов.
Газодизель 7409.10 (рис. 3) может работать как на природном газе с воспламенением его запальной дозой дизельного топлива, так и на дизельном топливе в режиме дизеля.
Основные конструктивные данные и параметры двигателей приведены в технической характеристике (в скобках даны значения при работе двигателя в режиме дизеля).
Техническая характеристика двигателей КамАЗ
Модель 740.10
- Число тактов 4
- Число цилиндров 8
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°
Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8
Направление вращения коленчатого вала - правое
Диаметр цилиндров и ход поршня 120х120 мм
Рабочий объем 10,85 л
Степень сжатия 17
Номинальная мощность 154 кВт
Максимальный крутящий момент 637 Нм
Частота вращения коленчатого вала, об/мин:
- - номинальная 2600
- - при максимальном крутящем моменте (1600-1800)
- - на режиме холостого хода минимальная, не более 600
- - то же, максимальная, не более 2930
Фазы газораспределения впускного клапана:
- - открытие 13° до в. м. т.
- - закрытие 49° после н. м. т.
То же, впускного клапана:
- - открытие 66° до н. м. т.
- - закрытие 10° после в. м. т.
Давление масла в прогретом двигателе, кПа:
- - при номинальной частоте вращения 400-550
- - при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода, не менее 100
Модель форсунки 33-01
Модель топливного насоса высокого давления 33-02
Модель 7403.10
Число тактов 4
Число цилиндров 8
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°
Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8
Направление вращения коленчатого вала правое
Диаметр цилиндров и ход поршня 120х120 мм
Рабочий объем 10,85 л
Степень сжатия 16
Номинальная мощность, кВт 191
Максимальный крутящий момент, Нм 785
Частота вращения коленчатого вала, об/мин:
- - Номинальная 2600
- - при максимальном крутящем моменте 1600-1800
- - на режиме холостого хода минимальная, не более 600
- - то же, максимальная, не более 2930
Фазы газораспределения впускного клапана:
- - Открытие 13° до в. м. т.
- - закрытие 49° после н. м. т.
То же, впускного клапана:
- - открытие 66° до н. м. т.
- - закрытие 10° после в. м. т.
Давление масла в прогретом двигателе, кПа:
- - при номинальной частоте вращения 400-550
- - при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода, не менее 100
Модель форсунки 271
Модель топливного насоса высокого давления 334
Модель 7409.10
Число тактов 4
Число цилиндров 8
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°
Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8
Направление вращения коленчатого вала правое
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм 120х120
Рабочий объем, л 10,85
Степень сжатия 17
Номинальная мощность, кВт 154
Максимальный крутящий момент, Нм 637
Частота вращения коленчатого вала, об/мин:
- - номинальная 2550 (2600)
- - при максимальном крутящем моменте 1300-1800
- - на режиме холостого хода минимальная, не более 600
- - то же, максимальная, не более 2930
Фазы газораспределения впускного клапана:
- - открытие 13° до в. м. т.
- - закрытие 49° после н. м. т.
То же, впускного клапана:
- - открытие 66° до н. м. т.
- - закрытие 10° после в. м. т.
Давление масла в прогретом двигателе, кПа:
- - при номинальной частоте вращения 400-550
- - при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода, не менее 100
Модель форсунки 33-01
Модель топливного насоса высокого давления 335