Делитель передач автомобиля КамАЗ
Делитель передач механический, ускоряющий с пневматическим приводом включения передач состоит из картера 14, отлитого заодно с картером сцепления, первичного 1 и промежуточного 15 валов, одной пары шестерен, синхронизатора 8 и механизма переключения передач.
Первичный вал 1 установлен на двух шариковых подшипниках.
Передний подшипник первичного вала с уплотнительной манжетой установлен в расточке коленчатого вала, а задний подшипник 3 — в гнезде перегородки картера делителя.
От осевых перемещений задний подшипник зафиксирован стопорным кольцом.
Шлицованная передняя часть вала переходит в цилиндрическую шейку под передний шарикоподшипник.
На шлицах вала установлены ступицы ведомых дисков сцепления.
В средней части вал имеет цилиндрическую шейку, на которую посажены шестерня и подшипник 3.
Подшипник установлен на втулке, которая зафиксирована на валу вместе с маслонагнетающим кольцом 17 резьбовой гайкой.
Маслонагнетающее кольцо подает масло по наклонным отверстиям первичного вала в его полость, откуда оно поступает в каналы первичного и вторичного валов коробки передач.
Осевой ход первичного вала регулируют набором металлических прокладок, устанавливаемых между крышкой 2 и подшипником 3.
На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца.
Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца, что создает в комплексе с зубчатыми венцами каретки синхронизатора «замок», предотвращающий самовыключение передач в делителе.
На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор инерционного типа.
На двух роликовых подшипниках вращается косозубая ведущая шестерня с конусом, предназначенным для работы синхронизатора.
Первичный вал делителя имеет внутреннюю цилиндрическую полость для установки первичного вала коробки передач с передним роликовым подшипником в сборе.
Осевые усилия, возникающие при работе коробки передач, воспринимаются задним подшипником 3 первичного вала.
Необходимый уровень масла в картере делителя поддерживается за счет циркуляции его через два отверстия в стенках картеров делителя и основной коробки передач.
Промежуточный вал 15 делителя установлен на двух опорах: шариковом подшипнике, помещенном в гнезде перегородки картера делителя, и роликовом подшипнике, установленном в специальном гнезде, закрепленном в расточке заднего торца картера делителя.
Промежуточные валы делителя и коробки передач соосны за счет установки распорной втулки 12, выполняющей одновременно роль центрирующего кольца, и соединены между собой шлицами.
Шестерня привода промежуточного вала делителя косозубая, напрессована на сегментной шпонке на вал до упора в его торец.
На переднюю шейку вала установлен шариковый подшипник. От осевых перемещений на валу он фиксируется упорной шайбой, привернутой к валу двумя болтами.
Наружное кольцо подшипника, помещенное в гнезде перегородки картера, удерживается от осевых перемещений стопорным кольцом, установленным в его канавке.
Подшипник закрыт крышкой, в канавку которой установлено уплотнительное кольцо, между торцом крышки и перегородкой размещена уплотнительная прокладка. Осевые усилия воспринимаются шариковым подшипником.
Для обеспечения плавного выравнивания окружных скоростей и безударного включения высшей и низшей передач делителя на первичном валу установлен синхронизатор инерционного типа с конусными фрикционными кольцами.
Синхронизатор делителя по принципу действия не отличается от синхронизаторов основной коробки, но конструктивно выполнен по-другому, их детали не взаимозаменяемы, за исключением пружин и шариков фиксаторов.
Синхронизатор делителя (рис. 2) состоит из каретки 4, двух одинаковых фрикционных колец 1, шести блокирующих пальцев 3 и шести пальцев 2 фиксаторов.
Каретка 4 синхронизатора на наружном диаметре имеет канавку, в которую входят сухари вилки переключения передач.
Внутреннее отверстие каретки шлицованное, состоящее из трех зубчатых венцов.
Крайние зубчатые венцы имеют меньшую толщину зуба, чем средний, что в комплексе с зубчатыми венцами первичного вала делителя предохраняет передачи от самовыключения на ходу автомобиля.
В каретке по окружности выполнено шесть отверстий под блокирующие пальцы шесть отверстий под пальцы фиксаторов
Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, равным углу фасок блокирующих пальцев.
На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы два одинаковых фрикционных кольца 1.
Пальцы 2 фиксаторов установлены в отверстия каретки между фрикционными кольцами.
В средней части пальцы имеют канавку, в которую при переключении передач входит шарик 6, поджатый пружиной 5, расположенной в глухом отверстии каретки.
Работа синхронизатора аналогична работе синхронизатора второй и третьей передач пятиступенчатой коробки.
Механизм переключения передач делителя предназначен для обеспечения включения требуемой передачи на ходу автомобиля и состоит из вилки с сухарями и валика вилки, на конце которого установлен рычаг.
Валик вилки установлен в отверстия картера делителя.
В средней части на валик с помощью сегментной шпонки установлена вилка с сухарями.
Вилка закреплена двумя стяжными болтами.
Для обеспечения монтажа и доступа к механизму переключения на картере делителя имеется люк, закрытый крышкой.
На наружном конце валика на сегментной шпонке установлен рычаг, соединенный с поршнем силового цилиндра.
Рычаг закреплен стяжным болтом. Ход рычага ограничен двумя регулируемыми упорными болтами.
Включение низшей передачи осуществляется перемещением каретки синхронизатора делителя по шлицам его первичного вала назад до полного соединения ее с зубчатым венцом муфты первичного вала коробки передач.
При этом крутящий момент от первичного вала делителя передается на первичный вал коробки передач, а далее так же, как в пятиступенчатой коробке передач (рис. 3).
Включение высшей передачи осуществляется перемещением каретки синхронизатора делителя по шлицам его первичного вала вперед до полного соединения ее с зубчатым венцом шестерни первичного вала делителя.
Крутящий момент от первичного вала делителя через шестерню, сблокированную с ним, передается на шестерню привода промежуточного вала делителя и далее через шлицевое соединение на промежуточный вал коробки передач.
В этом случае при включении передач в основной коробке крутящий момент на всех передачах уменьшается в 0,815 раза, а скорость движения соответственно возрастает примерно в 1,22 раза.