Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 14», «на 17», «на 19», «на 21», «на 22», «на 36» (или специальный ключ для гайки крепления шкива коленчатого вала, при отсутствии такого ключа можно воспользоваться газовым ключом), торцовые головки «на 12» и «на 13» (или специальный ключ для болтов крепления головки блока цилиндров), отвертка, молоток, съемник масляного фильтра.

Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.

Снимите двигатель с автомобиля (см. «Как заменить двигатель ВАЗ-2123»).

Снимаем опоры двигателя для этого

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой или накидным ключом на 17 откручиваем гайку крепления правой опоры к кронштейну

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем опору

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой на 13 откручиваем болт крепления щитка стартера к кронштейну

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Откручиваем четыре гайки крепления кронштейна к блоку цилиндров

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем кронштейн со шпилек блока цилиндров

Отворачиваем четыре гайки и снимаем кронштейн левой опоры силовой установки

На шпильки блока цилиндров для кронштейна левой опоры монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде

Откручиваем ключом на 13 две гайки крепления щитка стартера к выпускному коллектору

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем щиток

После этого снимаем узлы двигателя, снятие которых описано в статьях на сайте без учета операций по отсоединению проводов, трубопроводов и навесных агрегатов:

Снимаем катушку зажигания, смотрим Замена модуля зажигания Нива Шевролет

Снимаем датчик детонации, смотрим Замена датчиков ЭСУД Нива Шевролет

Демонтируем генератор и кронштейн генератора, смотрим Замена генератора Нива Шевролет

Снимаем кронштейн масляного фильтра, описано в статье Замена уплотнений кронштейна масляного фильтра двигателя ВАЗ-2123

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, описано в статье Как разобрать систему вентиляции картера ВАЗ-21214

Демонтируем масляный насос, смотрим в статье Как снять и отремонтировать маслонасос автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снимаем насос охлаждающей жидкости, смотрим в статье Как заменить водяной насос Нива Шевролет

Снимаем маховик, смотрим в статье Как заменить сальники коленчатого вала двигателя ВАЗ-21214

Откручиваем и снимаем головку блока цилиндров, описано в статье Замена прокладки ГБЦ Нива Шевролет

Снимаем цепь привода ГРМ, смотрим статью Цепь Нива Шевролет замена

Откручиваем и снимаем валик привода масляного насоса, описано в статье Как заменить шестерню привода масляного насоса двигателя ВАЗ-21214

Далее:

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника и снимаем держатель в сборе с сальником.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем прокладку держателя заднего сальника

Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие статьи).

Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем кронштейн.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ)

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем крышку шатуна

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.

Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.

Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Таким же образом снимаем нижнее компрессионное кольцо

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Извлекаем два диска масляного кольца.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем расширитель маслосъемного кольца

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Для снятия поршня с шатуна поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Сдвинув поршневой палец, извлекаем его из отверстия в поршне.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем поршень с верхней головки шатуна.

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы.

Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем крышку коренного подшипника

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала

После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.