Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 14», «на 17», «на 19», «на 21», «на 22», «на 36» (или специальный ключ для гайки крепления шкива коленчатого вала, при отсутствии такого ключа можно воспользоваться газовым ключом), торцовые головки «на 12» и «на 13» (или специальный ключ для болтов крепления головки блока цилиндров), отвертка, молоток, съемник масляного фильтра.
Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.
Снимите двигатель с автомобиля (см. «Как заменить двигатель ВАЗ-2123»).
Снимаем опоры двигателя для этого
Головкой или накидным ключом на 17 откручиваем гайку крепления правой опоры к кронштейну
Снимаем опору
Головкой на 13 откручиваем болт крепления щитка стартера к кронштейну
Откручиваем четыре гайки крепления кронштейна к блоку цилиндров
Снимаем кронштейн со шпилек блока цилиндров
Отворачиваем четыре гайки и снимаем кронштейн левой опоры силовой установки
На шпильки блока цилиндров для кронштейна левой опоры монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде
Откручиваем ключом на 13 две гайки крепления щитка стартера к выпускному коллектору
Снимаем щиток
После этого снимаем узлы двигателя, снятие которых описано в статьях на сайте без учета операций по отсоединению проводов, трубопроводов и навесных агрегатов:
Снимаем катушку зажигания, смотрим Замена модуля зажигания Нива Шевролет
Снимаем датчик детонации, смотрим Замена датчиков ЭСУД Нива Шевролет
Демонтируем генератор и кронштейн генератора, смотрим Замена генератора Нива Шевролет
Снимаем кронштейн масляного фильтра, описано в статье Замена уплотнений кронштейна масляного фильтра двигателя ВАЗ-2123
Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, описано в статье Как разобрать систему вентиляции картера ВАЗ-21214
Демонтируем масляный насос, смотрим в статье Как снять и отремонтировать маслонасос автомобиля Нива ВАЗ-2121
Снимаем насос охлаждающей жидкости, смотрим в статье Как заменить водяной насос Нива Шевролет
Снимаем маховик, смотрим в статье Как заменить сальники коленчатого вала двигателя ВАЗ-21214
Откручиваем и снимаем головку блока цилиндров, описано в статье Замена прокладки ГБЦ Нива Шевролет
Снимаем цепь привода ГРМ, смотрим статью Цепь Нива Шевролет замена
Откручиваем и снимаем валик привода масляного насоса, описано в статье Как заменить шестерню привода масляного насоса двигателя ВАЗ-21214
Далее:
Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.
Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника и снимаем держатель в сборе с сальником.
Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления
Снимаем прокладку держателя заднего сальника
Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие статьи).
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.
Снимаем кронштейн.
Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ)
Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком
Снимаем крышку шатуна
Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.
Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.
Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра
Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.
Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.
Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца и снимаем верхнее компрессионное кольцо.
Таким же образом снимаем нижнее компрессионное кольцо
Извлекаем два диска масляного кольца.
Снимаем расширитель маслосъемного кольца
Для снятия поршня с шатуна поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.
Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.
Сдвинув поршневой палец, извлекаем его из отверстия в поршне.
Снимаем поршень с верхней головки шатуна.
Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы.
Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.
Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала
Снимаем крышку коренного подшипника
Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.
Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.
Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.
Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца
Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала
После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.