Проверка состояния тормозных барабанов, колодок и фрикционных накладок тормозных механизмов колес производится при каждом ТО-2
Остаточная толщина тормозных накладок может быть проверена через смотровые окна в тормозных барабанах или в щитках тормозных механизмов.
При толщине накладки менее 5 мм следует снять тормозной барабан и произвести оценку износа по расстоянию от заклепки до поверхности накладки.
Перед снятием задних тормозных барабанов необходимо отключить стояночный тормоз.
Если тормозной барабан не снимается с колодок из-за буртика, образовавшегося при износе барабана, необходимо свести колодки.
Для сведения колодок следует вращением винта регулятора тормоза, повернуть регулировочный рычаг в сторону, противоположную ходу штока тормозной камеры при торможении.
Снятые детали тормоза очистить от загрязнений, удалить ржавчину и осмотреть рабочие поверхности. Тормозные барабаны не должны иметь трещин и сколов.
Если на тормозном барабане обнаружены глубокие задиры, риски или износ по диаметру более 0,5 мм, то такие барабаны следует расточить до одного из ближайших ремонтных размеров, приведенных в таблице.
Таблица 1
Размеры - Диаметр наружной поверхности колодок - Диаметр внутренний тормозного барабана, мм:
- КААЗ номинальный - 379,6 -0,60 мм - 380,5 +0,36 мм;
- РАА номинальный - 420 -0,4 мм - 420 +0,38 мм
- КААЗ первый ремонт - 380,6 -0,60 мм - 381,5 +0,36 мм;
- РАА первый ремонт - 421 -0,4 мм - 421 +0,38 мм
- КААЗ второй ремонт - 381,6 -0,60 мм - 382,5 +0,36 мм;
- РАА второй ремонт - 422 -0,4 мм - 422 +0,38 мм
- КААЗ третий ремонт - 382,6 -0,60 мм - 383,5 +0,36 мм;
- РАА третий ремонт - 423 -0,4 мм - 423 +0,38 мм
- КААЗ четвертый ремонт - 383,6 -0,60 мм - 383,5 +0,36 мм;
- РАА четвертый ремонт - 424 -0,4 мм - 424 +0,38 мм
Тормозной барабан должен растачиваться в сборе со ступицей с центровкой по наружным кольцам подшипников, запрессованных в ступицу.
Биение обработанной поверхности барабана не должно превышать 0,25 мм.
Если после механической обработки барабана его внутренний диаметр будет превышать 384,5 мм – для мостов "КААЗ" и 424 мм – для мостов "РАА", то такой барабан следует заменить.
Предельный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана, при достижении которого эксплуатация автобуса запрещается -386 мм – для мостов "КААЗ", и 426 мм – для мостов "РАА".
Тормозные колодки не должны иметь механических повреждений.
На фрикционных накладках не допускаются сколы и трещины, проходящие через отверстия для заклепок или протяженностью более 15 мм. В случае замасливания поверхностей накладок накладки подлежат замене.
Оценивать износ накладки следует по расстоянию от заклепки до поверхности накладки в месте наибольшего износа.
При износе накладки до уровня 0,5 мм над заклепкой накладка бракуется. Это расстояние должно быть для серийной колодки не менее 2 мм.
В случае применения накладок из другого материала следует руководствоваться временем изнашивания этих накладок в действующих условиях эксплуатации автобуса с тем, чтобы до следующего ТО-2 была гарантия не допустить изнашивания накладок до заклепок.
Не допускается установка на тормозные механизмы одного моста колодок с различным материалом накладок.
Новые накладки не должны иметь перекосов и других повреждений.
Размер накладок должен быть подогнан по тормозному барабану и обеспечить зазор между барабаном и накладкой не менее 0,9 мм.
Операцию подгонки выполнить на токарном станке с использованием специального приспособления.
Не следует заменять только одну из колодок тормоза или накладки на одной стороне автобуса.
Если необходимо заменить одну или обе накладки на одном колесе, то лучше произвести такую замену на обеих сторонах моста автобуса, чтобы исключить его увод в сторону при торможении.
Новые накладки не должны иметь перекосов и других повреждений.
Размер накладок должен быть подогнан по тормозному барабану и обеспечить зазор между барабаном и накладкой не менее 0,3 мм.
Операцию подгонки выполнить на токарном станке с использованием специального приспособления.
Не следует заменять только одну из колодок тормоза или накладки на одной стороне автобуса.
Если необходимо заменить одну или обе накладки на одном колесе, то лучше произвести такую замену на обеих сторонах моста автобуса, чтобы исключить его увод в сторону при торможении.
Замена тормозных колодок автобуса ПАЗ-32053-07 с мостами "КААЗ"
- Установить автобус на смотровую канаву. Ослабить гайки крепления диска колеса.
Поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась опорной поверхности.
Установить противооткатные упоры и прочную устойчивую опору под мост.
Выключить стояночный тормоз (если снимаются тормозные колодки заднего моста).
- Отвернуть гайки крепления диска колеса и снять колесо.
- Для облегчения снятия тормозного барабана, внутри которого образовалась канавка от действия тормозной накладки, следует утопить фиксатор регулятора тормоза и вращать его ключом влево (против часовой стрелки) до возврата разжимного кулака тормоза в исходное положение, затем ослабить гайки опорных пальцев 9 (рис. 1) колодок и повернуть пальцы метками внутрь.
После этого зазор между тормозной накладкой и барабаном станет максимальным.
- Снять барабан, стяжные пружины 6, отвернуть гайки опорных пальцев и снять тормозные колодки 1.
- Установить тормозные колодки с новыми накладками на тормозной щит при помощи опорных пальцев с втулками.
Поверхность втулки 12 пальца предварительно смазать тонким слоем смазки Литол-24.
Излишки смазки убрать. Попадание смазки на поверхность тормозных накладок не допускается. Метки на головках пальцев 9 должны быть направлены внутрь (рис. 1).
- Сцентрировать колодки относительно барабана, поворачивая опорные пальцы так, чтобы обеспечить прилегание колодок к барабану.
Зазор между тормозной накладкой и барабаном должен быть (0,5-0,9) мм. Зазор проверяется щупом через окна в щитках тормозных механизмов.
При регулировке угол поворота опорного пальца колодки не должен превышать ±40° от положения метками внутрь.
- Затянуть гайки опорных пальцев.
- Вращать фиксатор регулятора тормоза вправо до упора, то есть до соприкосновения тормозных колодок с барабаном.
Затем повернуть фиксатор влево на (120...180)°. При этом между тормозными колодками и барабаном установится зазор близкий к требуемому.
После чего отпустить фиксатор. Если фиксатор остался утопленным, повернуть его влево - вправо в пределах 30° до возврата в исходное положение под действием пружины.
Замена тормозных колодок автобуса ПАЗ-4234 с мостами КААЗ
- Выполнить работы 1-3 для замены тормозных колодок автобуса ПАЗ-32053-07 и снять барабан и пружину.
- Снять стопорную проволоку 16 (рис. 2), вывернуть стопорные болты 11 и выбить оси 10 колодок.
Перед установкой размер накладок должен быть подогнан по тормозному барабану и обеспечивать зазор между барабаном и накладкой не менее 0,3 мм.
Подгонку можно выполнить на токарном станке с применением приспособления, размеры, для изготовления которого указаны на рис. 2.
- Установить тормозные колодки с подогнанными новыми накладками на суппорт тормозного механизма при помощи опорных осей 10 с втулками 12. Поверхность втулок предварительно смазать тонким слоем смазки.
Излишки смазки убрать.
Попадание смазки на поверхность тормозных накладок не допускается.
При установке стопорных болтов 11 обеспечить их попадание в лыски осей 10. Стопорные болты зафиксировать стопорной проволокой 16.
- Установить стяжную пружину колодок и тормозной барабан, закрепив его на ступице болтами. Перед установкой барабана на ступицу нанести на посадочную поверхность ступицы тонкий слой графитной смазки.
После установки колодок смазать оси тормозных колодок через пресс-масленки 13 до появления свежей смазки из зазоров.
Для обеспечения доступа к масленкам нужно снять заглушки с защитных щитков тормозных механизмов или защитные щитки.
Попадание смазки на рабочие поверхности тормозных накладок и барабана не допускается.
Если замена тормозных колодок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ступицы нужно осторожно выдвинуть колесный датчик АБС до соприкосновения с зубчатым венцом ступицы, а затем провернуть ступицу на два-три оборота для получения необходимого зазора.
Замена тормозных колодок автобуса ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234 с мостами "РАА"
- Утопить фиксатор 2 (рис. 3) регулятора тормоза и вращать ключом против часовой стрелки до возврата разжимного кулака тормоза в исходное положение.
При этом зазор между тормозной накладкой и барабаном станет максимальным.
- Снять ступицу вместе с барабаном.
- Снять стяжные пружины и тормозные колодки.
При сборке смазать оси колодок согласно "Карты смазки".
- Снять для удобства проведения регулировок тормозные щитки.
- Ослабить гайки крепления эксцентриковых осей (опорных пальцев) колодок.
- Сблизить эксцентрики, повернув оси метками друг к другу.
- Ослабить гайки и болты крепления кронштейнов (5-передних, 6-задних) тормозных камер.
- Ослабить у задних тормозных механизмов болты крепления опоры разжимного кулака.
- Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,1-0,15 МПа (1,0-1,5) кгс/см 2, нажимая на тормозную педаль при наличии воздуха в системе.
При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в направлении хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану.
- Сцентрировать колодки относительно барабана, поворачивая эксцентрики так, чтобы обеспечить прилегание колодок к барабану, которое можно проверить щупом через окна в щитках передних тормозных механизмов или при снятых щитках у задних тормозов.
На расстоянии (20-30) мм от наружных концов накладок щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.
- Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей, болты крепления кронштейнов тормозных камер и опор разжимных кулаков.
- Прекратить подачу сжатого воздуха или отпустить регулировочный рычаг, присоединить к рычагу шток тормозной камеры и установить щитки задних тормозных механизмов.
Предварительная регулировка (установка) регулятора тормоза проводится для получения требуемых ходов штоков после замены колодок:
- Растормозить энергоаккумуляторы.
- Установить регулятор на вал привода тормоза и закрепить его на валу. Направление действия силы тормозной камеры должно совпадать с направлением стрелки, нанесенной на корпус регулятора.
- Утопить фиксатор 2 (рис. 3) внутрь регулятора до упора, нажав, на его торец пальцем.
Удерживая фиксатор в утопленном положении, вращать его ключом вправо до совмещения отверстий корпуса регулятора и вилки тормозной камеры.
- Соединить корпус регулятора с вилкой тормозной камеры и установить тягу привода регулятора.
- Вращать фиксатор вправо до упора, т.е. до соприкосновения тормозных колодок с барабаном. Затем повернуть фиксатор влево на (120-180)°. При этом между тормозными колодками и барабаном установится зазор близкий к требуемому.
- Отпустить фиксатор. Если он остался утопленным, повернуть его влево - вправо в пределах 30° до возврата в исходное положение под действием пружины.
Величина хода штока тормозной камеры поддерживается регулятором тормоза автоматически.
При обнаружении повышенного нагрева тормозных барабанов или низкой эффективности торможения необходимо измерить ход штока тормозной камеры при подаче в нее сжатого воздуха от тормозного крана при рабочем давлении (0,7-0,8) МПа. Величина хода штока тормозных камер должна быть в пределах (30-40) мм.
Разница ходов штоков правой и левой камер не должна превышать 5 мм.
Если ход штока не соответствует норме, то необходимо проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности регулятора и устранить ее.
Регулятор имеет неразборную конструкцию.
Обслуживание регулятора тормоза заключается в добавлении смазки ЖТ-72 в количестве (40-50) г через каждые 60000 км пробега путем нагнетания через отверстие, закрываемое пробкой 3 (рис. 3).
Внимание! Использование смазки Литол-24 приводит к неисправности регулятора.
Внимание! Чтобы тормозные колодки задних колес не примерзли к барабанам после длительной стоянки при резких колебаниях температуры, не рекомендуется оставлять автобус с включенным стояночным тормозом, не просушив тормоза плавными торможениями при движении.
Смазка опор вала разжимных кулаков выполняется до появления свежей смазки из зазоров между валом и кронштейном.