Автомобили оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом
Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля.
Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.
В приводе тормозных механизмов могут быть установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов.
Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы среднего и заднего мостов,
которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 1, 2). Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.
Стояночная тормозная система выполняет также функции запасной.
Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.
При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворотом) в крайнее фиксированное положение.
Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружина приводит в действие тормозные механизмы.
При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении.
С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.
Стояночная тормозная система автомобилей МАЗ-631705, 631708, 642505, 642508, 533605 может быть выполнена в двух вариантах:
1) Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами.
Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.
Эта же система выполняет функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.
При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается водителем в любом промежуточном нефиксированном положении.
С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается.
2) Стояночная система состоит из двух независимых систем: основной, действующей через трансмиссию на колеса среднего и заднего мостов автомобиля, и дополнительной, действующей на колеса заднего мост и управляющей тормозами прицепа.
Основная стояночная тормозная система включает в себя барабанный тормоз (рис. 3), установленный на выходном валу раздаточной коробки в приводе среднего и заднего мостов, и механический, многоходовой с ручным управлением тормозной привод (рис. 4).
Дополнительная стояночная тормозная систем включает в себя рабочие тормоза заднего моста автомобиля, контур привода тормозов прицепа и тормозов заднего моста автомобиля и кран с ручным управлением.
Кран имеет следящее действие по углу поворота рукоятки, что позволяет регулировать интенсивность торможения при использовании данной тормозной системы в качестве запасной.
Дополнительная стояночная тормозная система используется для кратковременного торможения автопоезда совместно с основной тормозной системой на дорогах с уклоном более 12 %.
Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом.
Она предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. При повороте заслонки одновременно отключается подача топлива.
При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение полуприцепа.
Схемы пневматического привода тормозов приведены в статье - "Схемы пневмопривода тормозов"
Работа механизмов описана в статье - "Как работают механизмы тормозов"
Возможные неисправности тормозов
Воздушные баллоны пневмосистемы не заполняются или заполняются медленно (регулятор давления не срабатывает):
- Пневмосистема имеет значительную утечку сжатого воздуха. Повреждены шланги и трубопроводы. недостаточная затяжка мест соединений, трубопроводов, шлангов, соединений и переходной арматуры - Замените шланги и трубопроводы. Подтяните места соединений. Неисправные детали соединений и уплотнений замените
- Недостаточная затяжка корпусных деталей аппаратов. Корпусные детали аппаратов негерметичны из-за некачественного литья - Подтяните крепление корпусных деталей. Замените аппарат
- Неисправен аппарат. Утечка происходит через атмосферный вывод аппарата - Замените аппарат
- Негерметичен воздушный баллон - Замените баллон
- Замерз или засорен осушительный патрон осушителя воздуха - Проверьте выход воздуха из вывода 21. При неисправности отогрейте патрон горячей водой
- Постоянный выпуск воздуха через выпускное окно осушителя сжатого воздуха (в зимнее время) - См. описание осушителя
Воздушные баллоны пневмосистемы не заполняются (регулятор давления срабатывает):
- Неправильно отрегулирован регулятор давления - Отрегулируйте регулятор давления регулировочным винтом, при необходимости замените регулятор давления
- Наличие изломов и смятии трубопроводов - Замените трубопровод
- Наличие транспортной заглушки или инородных тел в трубопроводе - Удалите заглушку и посторонние предметы, продуйте трубопровод сжатым воздухом
- Неправильно отрегулирован 4-х контурный защитный клапан - Проверьте и при необходимости отрегулируйте или замените
Давление в баллонах контуров большое или маленькое при работающем регуляторе давления:
- Неисправен манометр - Замените
- Не отрегулирован регулятор давления - Отрегулируйте регулятор регулировочным винтом. Если не регулируется замените регулятор
- Неправильно отрегулирован 4-х контурный клапан - Отрегулируйте или замените
Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом при полностью нажатой тормозной педали:
- Неисправен тормозной кран - Замените тормозной кран
- Загрязнение полости под резиновым чехлом рычага привода двухсекционного тормозного крана - Очистите от грязи полости под резиновым чехлом. При необходимости замените чехол
- Наличие значительной утечки сжатого воздуха в магистралях I и II контуров после тормозного крана - Замените шланги и трубопроводы. Подтяните места соединений.
- Не отрегулирован привод тормозного крана - Отрегулируйте привод
- Неправильная установка привода регулятора тормозных сил - Отрегулируйте установку регулятора тормозных сил или замените регулятор тормозных сил
- Ход штоков тормозных камер превышает установленную величину - Отрегулируйте ход штоков, Замените регулировочный рычаг (с автоматической регулировкой)
- Износ тормозных колодок - Проверьте толщину тормозных накладок и при необходимости замените колодки
При установке рукоятки крана стояночного тормоза в отторможенное положение начинается утечка воздуха из тормозного крана или ускорительного клапана:
- Разрыв диафрагмы колец в клапане управления тормозами прицепа - Воздух не должен попадать в вывод 42 клапана прицепа. Замените изношенные детали и клапан управления тормозами прицепа
- Нарушено уплотнение между полостью энергоаккумулятора и рабочей камерой - Определите поврежденную камеру и замените
Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночным или запасным тормозами:
- Неисправен ускорительный клапан, кран стояночного тормоза - Замените тормозной аппарат
- Засорены трубопроводы или шланги контура питания крана с ручным управлением - Очистите трубопроводы и продуйте их сжатым воздухом. При необходимости замените на исправные
- Неисправны пружинные энергоаккумуляторы - Замените тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами
- Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину - Отрегулируйте ход штоков
При установке рукоятки крана стояночного тормоза в отторможенное положение автомобиль не растормаживается:
- Утечка воздуха из трубопроводов контура питания крана с ручным управлением из атмосферного вывода ускорительного клапана - Устраните место утечки способами, указанными в п.1
- Вышел из строя упорный подшипник пружинного энергоаккумулятора - Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумуляторов
- Неисправен кран стояночного тормоза - Определите, поступает ли воздух в вывод 4 ускорительного клапана стояночной системы. Замените кран
- Неисправен ускорительный клапан - Замените клапан
- Утечка воздуха из пружинного энергоаккумулятора - Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором
При движении автомобиля происходит подтормаживание задней тележки без приведения в действие тормозной педали и крана стояночного тормоза:
- Неисправен тормозной кран. Неправильно отрегулирован привод тормозного крана - См. регулировку привода тормозного крана
- Нарушено уплотнение между полостью пружинного энергоаккумулятора и рабочей камерой - Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором
- Недостаточное давление в контуре стояночного тормоза - Проверьте давление в контуре. Проверьте 4-контурный клапан
Неэффективное торможение прицепа (полуприцепа) или отсутствие торможения при нажатой тормозной педали или включенном запасном тормозе:
- Утечка сжатого воздуха - Устраните способами, указанными в п. 1
- Неисправны аппараты привода клапана управления тормозами прицепа по двухпроводному приводу, соединительные головки - Замените неисправные детали
- Неисправны тормозные аппараты прицепа или тормозные механизмы прицепа - Проверьте наличие и уровень давления в соединительных головках тягача. Проверьте состояние тормозной аппаратуры прицепа
Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательного тормоза:
- Неисправен кран пневматический включения вспомогательного тормоза. - Замените кран
- Неисправен пневмоцилиндр привода заслонки вспомогательного тормоза. Неисправен цилиндр выключения подачи топлива механизма заслонок. Утечка сжатого воздуха
- Засорены трубопроводы - Замените неисправные цилиндры. При необходимости снимите узлы вспомогательного тормоза, очистите от нагара, промойте и просушите
- Устраните утечку способами, указанными в пункте 1. Трубопроводы снимите и продуйте сжатым воздухом
- При нажатии на тормозную педаль или при включении стояночного тормоза фонари стоп-сигнала не загораются
- Неисправен датчик включения стоп-сигнала или аппараты пневмопривода - Замените датчик или аппараты
Наличие значительного количества масла в пневмосистеме:
- Износ поршневых колец цилиндров - Замените компрессор