На автомобилях установлен стеклоочиститель с тремя щетками для очистки ветровых стекол

Стеклоочиститель включается переключателем 1 (рис.1), который имеет три положения:

«Выключено», «Включена малая скорость», «Включена большая скорость».

При включении первой (малой скорости) включаются контакты «L» и «V», а также «D» и «I» переключателя 1.

Напряжение подается по серому проводу на термобиметаллический предохранитель 10 и с него на неподвижный контакт 8. далее ток поступает на штекерную колодку и с нее по белому проводу на клемму «L» переключателя.

С клеммы «L» ток проходит на клемму «V», по желтому проводу выходит на клемму «D», и через штекерную колодку на положительную электрощетку якоря электродвигателя.

Пройдя через якорь, рабочий ток поступает на неподвижный контакт 7 и с него через штекерную колодку по черному проводу выходит на массу.

От взаимодействия магнитных полей постоянного магнита 5 и магнитного поля якоря, последний начинает вращаться.

При этом вращается кулачок 9, установленный на червячной шестерне редуктора стеклоочистителя, замыкая и размыкая контакты 6, 7 и 8.

Установка рычагов стеклоочистителя МАЗ

При включении второй, повышенной скорости замыкаются контакты клемм «L» и «H» переключателя 1, размыкаются контакты клемм «D» и «I», рабочий ток поступает уже не на положительную клемму якоря, а по коричневому проводу на дополнительную электрощетку, что приводит к уменьшению рабочих витков якоря и, следовательно, к уменьшению магнитного поля якоря, в результате чего частота вращения якоря увеличивается.

При выключении стеклоочистителя разрывается цепь клемм «L» и V» переключателя 1, но якорь 4 электродвигателя продолжает вращаться, так как питание на него поступает через замкнутые контакты 6 и 8 на штекерную колодку, с нее по красному проводу на переключатель 1, через него — на клемму «D», с которой ток проходит по желтому проводу на положительную электрощетку якоря, через якорь— на отрицательную щетку, на контакт 7 и с него на массу.

Якорь вращается до тех пор, пока кулачок 9 не разомкнет контакты 6 и 8. Это положение кулачка соответствует укладке щеток стеклоочистителя внизу ветрового стекла автомобиля.

Вследствие инерции якоря последний может до останова сделать еще несколько оборотов, что приведет к уходу щеток вверх по ветровому стеклу, что будет мешать водителю.

С целью устранения этого явления введен контакт 7, при замыкании которого с контактом 6 происходит шунтирование электрощеток якоря между собой, что легко проследить по схеме.

При шунтировании происходит резкий останов якоря, что обеспечивает укладку щеток строго в заданном положении.

В системе отопления и вентиляции кабины установлены два электродвигателя, которые включаются на малую и большую частоту вращения, что изменяет производительность вентиляторов.

На первом положении переключателя 11 оба электродвигателя работают на большой скорости, так как включены параллельно. На втором положении оба электродвигателя соединяются последовательно.

Техническое обслуживание стеклоочистителя

Электродвигатели стеклоочистителя и системы отопления в процессе эксплуатации техническому обслуживанию не подвергаются.

Возможные неисправности стеклоочистителя и способы устранения

- Причина неисправности

  • Способ устранения

Не работает стеклоочиститель

- Сгорел предохранитель № 12

  • Заменить предохранитель

- Неисправность в цепи

  • Проверить цепи по схеме
  • Устранить неисправность

- Износ электрощеток

  • Разобрать электродвигатель и заменить электрощетки

Щетки стеклоочистителя не останавливаются в нижнем положении

- Неправильно установлена рычажная система

  • Установить тяги в соответствии с рисунком

- Неисправны контакты системы останова

  • Снять стеклоочиститель, осмотреть контакты и отремонтировать

Стеклоочиститель работает с перебоями

- Ослабла гайка на валу привода рычагов стеклоочистителя

  • Затянуть гайку 8 (см. рисунок)

При отказе в работе стеклоочистителя следует сначала убедиться в исправности предохранителя № 12 и наличии напряжения на сером проводе в штекерной колодке стеклоочистителя.

Если напряжение на проводе имеется, то проверяется исправность предохранителя 10 (см. рис.1), установленного на корпусе стеклоочистителя. Если там напряжение есть, то следует проверить исправность переключателя 1.

Убедившись в исправности переключателя, стеклоочиститель необходимо снять и отремонтировать.

Ремонт

У стеклоочистителя после разборки осматриваются якорь, электрощетки, контактная система механизма останова и червячное колесо редуктора.

При износе зубьев колеса оно заменяется новым. Контакты механизма останова начищаются.

Электрощетки при износе заменяются новыми.

Якорь осматривается и при необходимости коллектор протачивается и шлифуется.

При монтаже стеклоочистителя на автомобиль после ремонта или при установке нового стеклоочистителя следует устанавливать рычажную систему так, как показано на рисунке, т. е. вытянутыми в одну линию.

Несоблюдение этого правила приведет к нарушению работы стеклоочистителя или выходу его из строя.

new

Карбюратор К–151В (рис. 1) – вертикальный, эмульсионный, двухкамерный, с падающим потоком смеси и последовательным открытием дроссельных заслонок

Для снятия дисков сцепления выполните операции с 1 по 5 раздела " Замена выжимного подшипника УАЗ-3151 "