Двигатель ЗМЗ-40524.10 является модификацией двигателя ЗМЗ-40522.10 с целью удовлетворения нормам по токсичности «Euro3» и повышения его надежности и ресурса
Двигатели ЗМЗ-40524. 10 предназначены для установки на грузовые автомобили и автобусы семейства «ГАЗель» полной массой до 3500 кг и на автомобили семейства «Соболь» полной массой до 2980 кг, выпускаемых ОАО «ГАЗ».
Двигатели выпускаются в климатическом исполнении «У2», предназначенные для эксплуатации в умеренном климате при значениях температуры окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха до 100 % при температуре плюс 25 °С.
Поперечный разрез двигателя ЗМЗ-40524 на рисунке 1.
Левая сторона двигателя ЗМЗ-40524 на рисунке 2
Вид двигателя спереди ЗМЗ-40524 на рисунке 3
Правая сторона двигателя ЗМЗ-40524 на рисунке 4
Блок цилиндров — отлит из серого чугуна и выполнен в виде моноблока с картерной частью опущенной ниже оси коленчатого вала.
Между цилиндрами в верхней части имеются выполненные в отливке протоки для прохода охлаждающей жидкости
В нижней части блока расположены пять гнезд коренных подшипников.
Крышки коренных подшипников, изготавливаемые из высокопрочного чугуна, обрабатываются в сборе с блоком цилиндров и поэтому они не взаимозаменяемы.
На нижних поверхностях 1, 2 и 4-ой крышек выбиты их номера для правильной установки.
При установке крышек замочные пазы под вкладыши в блоке цилиндров и в крышках следует располагать с одной стороны.
Блоки с пробоинами на стенках цилиндров, с трещинами на верхней плоскости блока и на ребрах, поддерживающих коренные подшипники, с пробоинами на водяной рубашке и картере подлежат выбраковке.
В результате естественного износа цилиндры в блоке приобретают по длине форму неправильного конуса, а по окружности - овала.
Наибольшей величины износ достигает в верхней части цилиндров против верхнего компрессионного кольца, при положении поршня в ВМТ, наименьший - в нижней части, при положении поршня в НМТ.
Цилиндры и поршни разбиты на пять размерных групп А, Б, В, Г, Д
Буква, обозначающая группу цилиндра, нанесена краской на левую наружную сторону блока напротив каждого цилиндра.
Все цилиндры в одном блоке должны, как правило, обрабатываться под один и тот же ремонтный размер с допуском +0,036...+0,072 мм от номинала, за исключением случаев, когда требуется вывести неглубокие царапины на зеркале цилиндров (в пределах увеличения диаметра цилиндра на 0,10 мм), здесь допускается исправление только дефектных цилиндров.
Техническая характеристика двигателя и его систем
Двигатель бензиновый четырехцилиндровый, четырехтактный, однорядный, с комплексной системой управления впрыском топлива, зажиганием и впуском воздуха
Диаметр цилиндра и ход поршня - 95,5х86 мм
Рабочий объем цилиндров - 2464 см 3
Степень сжатия - 9,4
Порядок работы цилиндров - 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала (со стороны шкива) - правое
Номинальная мощность при частоте вращения 4500±50 мин -1 брутто по ГОСТ 14846 - 98,0 (133,3) кВт (л.с.)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 4000±200 мин -1 брутто по ГОСТ 14846 - 214,0 (21,8) Нм (кгсм)
Система питания - Распределённый впрыск топлива электромагнитными форсунками во впускную трубу
Воздушный фильтр - С сухим сменным фильтрующим элементом (устанавливается на автомобиле)
Система вентиляции - Закрытая, принудительная, с клапаном разрежения
Система смазки - Комбинированная, с автоматическим регулированием температуры масла
Масляный фильтр - Полнопоточный, неразборный, тонкой очистки 406.1012005-01 или 406.1012005-02
Система охлаждения - Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Термостат - двухклапанный, с температурой открытия основного клапана 82±2˚ C - ТС 107-05 или ТР2-01 или ТА107-05
Электронная система управления - Управляет подачей воздуха, распределенным впрыском топлива электромагнитными форсунками во впускную трубу и зажиганием
Свечи зажигания - DR17YC/A
Электрооборудование - Постоянного тока, однопроводное, отрицательные клеммы источников и потребителей соединены с корпусом двигателя
Номинальное напряжение - 12 В
Генератор - со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения 5122.3771 или 4052.3701000 (ААК 5572 14У 80А 11.203.412)
Стартер - с дистанционным электромагнитным включением и редуктором 6012.3708 или 405.3708000 (AZE2154 12V1,9 kWz9 11.131.262)
датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости - терморезисторного типа ТМ111-02
датчик сигнализатора аварийного давления масла - контактного типа 2602.3829 или 4021.3829 или 6012.3829
Сцепление - сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной
Давление в системе смазки на прогретом двигателе в месте установки датчика аварийного давления масла при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин -1, не менее 98 (1,0) кПа (кгс/см 2)
Зазор между электродами свечей зажигания - 0,7-0,85 мм
Рабочая температура охлаждающей жидкости - 80-110 °C
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу - 850±50 мин -1
Повышенная частота вращения коленчатого вала - 3150±50 мин -1