Термоклапан — предназначен для автоматического регулирования подачи масла в масляный радиатор в зависимости от температуры масла и его давления
На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и масляным фильтром.
Термоклапан состоит из корпуса 3, отлитого из алюминиевого сплава, двух клапанов: предохранительного, состоящего из шарика 4 и пружины 5, и перепускного, состоящего из плунжера 1, управляемого термосиловым датчиком 2, и пружины 10; резьбовых пробок 7 и 8 с прокладками 6 и 9.
Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру 11.
От масляного насоса масло подается под давлением в полость термоклапана А.
При давлении масла выше 0,7-0,9 кгс/см шариковый клапан открывается, и масло поступает в канал корпуса термоклапана Б к плунжеру 1.
При достижении температуры масла 81 + 2°C поршень термосилового элемента 2, омываемого потоком горячего масла, начинает перемещать плунжер 10, открывая путь потоку масла из канала Б к масляному радиатору.
Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего падения давления масла в системе смазки.
Для проверки технического состояния термоклапан разобрать, промыть его детали в керосине или бензине и продуть сжатым воздухом.
Убедиться, что плунжер термоклапана перемещается в отверстии корпуса свободно, без заеданий, а пружина находится в исправном состоянии.
На сопрягаемых поверхностях плунжера и корпуса не должно быть отложений и заусенцев, которые могут привести к заклиниванию плунжера.
Проверить износ отверстия термоклапана и плунжера.
Сопрягаемые детали: корпус термоклапана - плунжер
- Отверстие – Ø22+0,02
- Вал – Ø22-0,015-0,045
- Зазор – 0,065 /0,015
При значительном отклонении размера от номинала, изношенную деталь браковать.
Длина пружины плунжера в свободном состоянии должна быть 70 мм.
Усилие на пружину при сжатии ее до длины 41,8 мм должно быть 57,3 ± 10,5 Н. При меньшем усилии пружину браковать.
Длина пружины предохранительного шарикового клапана в свободном состоянии должна быть 56 мм. Усилие на пружину при сжатии ее до длины 41 мм должно быть 7,5 ± 1,5 Н. При ослаблении пружину заменить.
Проверить исправность термосилового датчика по вылету поршня при различных температурах омывающего датчик масла и нагрузках на поршень, создаваемых пружиной.
Начальный вылет поршня при температуре масла (20 ± 15)˚C и нагрузке на поршень 44,1 ± 4,4 Н должен быть не более 7 мм.
При температуре (95 ± 2) °Cи нагрузке на поршень 113 ± 11,3 Н, создаваемой в результате дальнейшего сжатия пружины с 44,1 ± 4,4 Н, вылет поршня должен быть не менее 12,88 мм.
При температуре (115 ± 2)˚C и усилии, создаваемым в результате дальнейшего сжатия пружины, вылет должен быть не более 21 мм.
При несоответствии вылета приведенным величинам термосиловой датчик браковать.
Вылет измерять индикатором часового типа с ценой деления 0,01 мм. Интенсивность нагрева масла не должно быть выше 1˚C/мин.
При проведении испытания масло должно непрерывно перемешиваться, для получения одинаковой температуры во всем объеме.
При сборке термоклапана пробку плунжера завернуть моментом 39,2-44,1 Нм (4-4,5 кгсм), пробку шарикового клапана моментом 24,5-29,4 (2,5...3 кгсм), штуцер моментом 19,6-49,1 (2-5 кгсм), предварительно нанеся на резьбу штуцера герметик «стопор-6».
После установки на двигатель прогреть двигатель до температуры плюс 90˚C и проверить герметичность термоклапана.