Устройство главной передачи ведущих мостов показано на рисунке 1.
Одним из характерных признаков, указывающих на необходимость разборки и регулировки редуктора, является повышенный шум при движении автомобиля.
Причины повышенного шума:
- - смещение пятна контакта в зацеплении конических шестерен в результате нарушения регулировки конических подшипников;
- - задиры и сколы зубьев шестерен, износ подшипников, а также недостаточный уровень масла в картере моста.
Ведущие мосты автомобиля — проходного типа, с верхним расположением главной передачи.
Главная передача моста — двойная, состоит из пары конических шестерен 1 и 14 (рис. 3) со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен 4 и 29 с косыми зубьями.
К ведомой цилиндрической шестерне болтами прикреплен симметричный конический дифференциал с четырьмя сателлитами.
В зависимости от технических требований на автомобиль главные передачи имеют передаточные числа 7,32; 6,7; 8,9 и 8,05.
Для отличия главных передач они маркируются пластинами с обозначением передаточного числа, устанавливаемыми под болт крепления крышки стакана подшипников ведущей цилиндрической шестерни.
Главные передачи с передаточным числом 8,9 не имеют маркировочных пластин.
Шестерни главных передач отличаются метками на ведущей и ведомой цилиндрических шестернях (смотрим таблицу)
Таблица 1.
Передаточное число 6,7:
- - метки на торце ведущей цилиндрической шестерне со стороны установки конической шестерни - два сверления ∅ 10 мм на расстоянии 12 мм от края на глубину 2 мм;
- - метка на ведомой цилиндрической шестерне - фаски с двух сторон под венцом шестерни
Передаточное число 7,32:
- - метки на торце ведущей цилиндрической шестерне со стороны установки конической шестерни - сверление ∅ 10 мм на глубину 2 мм;
- - метка на ведомой цилиндрической шестерне - фаска под зубчатым венцом
Передаточное число 8,05
- - метки на торце ведущей цилиндрической шестерне со стороны установки конической шестерни - цилиндрическая проточка ∅ 52 мм;
- - метка на ведомой цилиндрической шестерне - Риска на торце ∅ 290 мм
Передаточное число 8,9:
- - метки на торце ведущей цилиндрической шестерне со стороны установки конической шестерни - Нет
- - метка на ведомой цилиндрической шестерне - Нет
Главная передача устанавливается на картер моста 10 (рис. 4) через уплотнительную паронитовую прокладку 9 толщиной 0,8 мм и крепится с помощью одиннадцати болтов и двух шпилек.
Одиннадцать болтов и шпильки установлены снаружи, а два болта — в полости конических шестерен.
Доступ к внутренним болтам возможен только после снятия боковой крышки 6.
Под наружные болты и гайки шпилек установлены пружинные шайбы.
Внутренние болты зашплинтованы проволокой.
Шестерни и подшипники главной передачи смазываются маслом, заливаемым в картер моста и картер главной передачи до уровня контрольного отверстия.
Масло подхватывается шестернями, разбрызгивается и через роликовый подшипник 2 (см. рис. 3) попадает в полость конических шестерен картера главной передачи, откуда стекает в картер моста.
Подшипники ведущей конической шестерни смазываются маслом из полости конических шестерен, которое через карман на крышке картера и маслоподводящий штуцер подается в стакан подшипников.
Главные передачи переднего и заднего мостов отличаются от главной передачи среднего моста приводными фланцами.
На передний конец вала ведущей шестерни переднего моста устанавливаются втулка 21 с крышкой 22, а на задний конец — фланец 18.
Главная передача заднего моста имеет один фланец со стороны ведущей конической шестерни.
На противоположном конце вала ведущей шестерни шлицы могут не выполняться.
Картеры 10 (см. рис. 4) мостов комбинированные, состоят из литой средней части и запрессованных в нее трубчатых кожухов полуосей.
Полуоси полностью разгруженные, соединение полуоси со ступицей — шлицевое.
Передний мост автомобиля ведущий управляемый. Конструкция шкворневого узла переднего ведущего моста показана на рис. 5.
Крутящий момент на передние ведущие колеса передается через полуоси и шарниры равных угловых скоростей (рис. 6).
Для надежной и долговечной работы ведущих мостов применяйте масла согласно химмотологической карте и поддерживайте необходимый уровень ее в картерах.
Для замены смазки в шарнирах полуосей переднего моста снимите колесо, тормозной барабан со ступицей, щит тормоза, поворотную цапфу. Удалите смазку и промойте детали шарнира равных угловых скоростей.
Регулярно контролируйте затяжку болтов крепления главной передачи к картеру моста.
Ослабление затяжки болтов приводит к изгибу картера.
Замена масла в картерах ведущих мостов и проверка его уровня
Очистите от пыли и грязи картер ведущего моста.
Отверните пробку 3 (рис. 7) контрольного отверстия и сливную пробку 4 в картере, слейте масло (сливать его целесообразно сразу после остановки автомобиля, когда оно еще теплое).
Заверните сливную пробку. Отверните шланг 5 со штуцера 2 системы герметизации, прочистите его проволочным ершиком и заверните.
Промойте картер моста, залив в него 1,5-2 литра маловязкого масла.
Слейте маловязкое масло и залейте в картер 13,5 литра чистого трансмиссионного масла ТСп-15к (МТ-16п).
Масло следует менять поочередно во всех ведущих мостах.
Проверьте уровень масла в ведущем мосту, отвернув пробку контрольного отверстия.
Масло должно находиться на уровне нижней его кромки.
Заливное отверстие, закрытое пробкой 1, используется при заправке в мост масла после смены конических шестерен.
Проверьте герметичность соединений и отсутствие подтекания масла.
Подтяните болты 1 (рис. 8) крепления редуктора, болты 2 и 3 крышек проходного вала и болты 4 стаканов подшипников главной передачи. На поверхности картера и в местах разъемов не должно быть следов подтекания масла.
Смазка шарниров полуосей переднего моста и нижних подшипников шкворней
Отверните пробку 1 (рис. 9) заливного отверстия корпуса поворотного кулака и проверьте наличие смазки. Она должна быть на уровне заливного отверстия.
При недостаточном уровне долейте разогретую смесь, состоящую из 50% смазки AM (карданная) и 50% ТСп-15к и залейте в корпус поворотного кулака до установленного уровня.
Заверните пробку.
Для замены смазки в шарнирах равных угловых скоростей переднего ведущего моста разберите шарниры, удалите старую смазку, промойте детали шарниров.
Свежую смазку заложите непосредственно внутрь шаровых опор.
Верхние подшипники шкворней смажьте через масленку 2 с помощью шприц-пресса.