Генератор переменного тока со встроенным полупроводниковым выпрямителем и интегральным регулятором напряжения является основным источником электроэнергии
Генератор представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой протяжной вентиляции.
Генератор работает в однопроводной схеме электрооборудования автобуса с присоединением "минуса" на корпус.
Генератор включен параллельно с аккумуляторными батареями и обеспечивает питание потребителей при любых режимах работы двигателя, а также подзарядку аккумуляторных батарей.
Генератор установлен на двигателе и имеет привод от шкива коленчатого вала двигателя.
Генератор крепится к двигателю двумя лапами через кронштейн и третьей лапой к натяжной планке, при перемещении по которой происходит натяжение приводного ремня генератора.
Принципиальная схема генератора представлена на рис. 2
Внимание! Отсоединение и присоединение проводов к генератору производить только при отключенной аккумуляторной батарее.
Исправная работа генератора обеспечивается только при условии надежного электрического соединения всех контактов, в том числе между корпусом генератора и двигателем.
Работа генератора при отключенной аккумуляторной батарее может вывести из строя регулятор напряжения, а также другие потребители бортсети.
Техническое обслуживание и ремонт генератора должны проводиться только в специализированных мастерских квалифицированными специалистами.
Проверку выпрямительного блока производить только на разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткой.
Проверять только от источника постоянного тока напряжением не более 24 В, включенного последовательно с контрольной лампой.
Обслуживание генератора
Для обеспечения работы генератора рекомендуется содержать генератор в чистоте и выполнять следующие правила технического обслуживания.
Ежедневно проверять работоспособность генератора по показаниям контрольной лампы и вольтметра, расположенных в комбинации приборов на щитке приборов.
При запуске двигателя контрольная лампа должна загораться, а после пуска двигателя – гаснуть.
При нормальной работе генератора стрелка вольтметра находится в зеленой зоне шкалы «G» (генератор).
Расположение стрелки вольтметра в любой из красных зон этой шкалы свидетельствует о неисправности генератора.
Ежедневно следует проверять состояние и натяжение приводных ремней. При ТО-1 проверку проводить с применением измерительных приборов.
Особое внимание к натяжению ремней следует уделять в начале их эксплуатации в течение (1-2) суток.
Регулировка натяжения ремня производится с таким расчетом, чтобы при нажатии на середину ремня с усилием 40 Н прогиб был в пределах (10-15) мм.
При установке новых ремней допускается устанавливать меньшее значение прогиба – 10 мм.
Регулировка натяжения ремня производится с помощью натяжной планки.
Для этого после ослабления крепления генератора к кронштейну и планке сместить корпус генератора в требуемое положение и закрепить.
Внимание! При слабом натяжении ремня генератор не отдаст полной мощности. При чрезмерном натяжении ремня или перекосе генератор преждевременно выйдет из строя.
Критерием предельного состояния ремня является расслоение более чем на 1/3 длины, наличие трещин резины глубиной до корда шнура и невозможность компенсации удлинения в приводе.
При проверках натяжения и установке нового ремня проверять отсутствие повреждений, замасленности поверхностей ручьёв шкивов и расположение ручьёв шкивов в одной плоскости.
Не реже одного раза в месяц рекомендуется контролировать степень заряженности аккумуляторных батарей, которая должна быть не ниже 75 %.
При ТО-2 без снятия генератора с двигателя следует проверить крепление генератора к двигателю и крепление гаек стяжных болтов крышек.
Проверять затяжку и чистоту всех мест присоединения проводов к генератору и аккумуляторным батареям. При необходимости очистить места соединений, подтянуть контактные гайки и винты.
При каждом сезонном обслуживании (без снятия генератора) следует проверить состояние щеточного узла в следующем порядке:
Отсоединить провод от вывода "Ш" генератора.
Отвернуть винты крепления щеткодержателя и аккуратно снять его.
Проверить свободное (без заеданий и рывков) перемещение щеток в направляющих щеткодержателя.
Проверить высоту щеток, которая должна быть не менее 8 мм. При необходимости щетки заменить.
Установить щеткодержатель со щетками на генератор в обратной последовательности.
Генератор снимать с двигателя следует только для выполнения текущего ремонта и работ, связанных с износом контактных колец, заменой подшипников и других специальных работ.
Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, то кольца необходимо проточить.
Стартер
Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель с электромагнитным тяговым реле и приводом, имеющим муфту свободного хода.
Включение стартера осуществляется ключом выключателя приборов и стартера.
Внимание! Запрещается включение стартера при работающем двигателе, а также трогать с места автобус путем прокручивания трансмиссии через двигатель стартером.
Проверка состояния стартера дизеля
Через каждые 120000 км пробега:
Проверить затяжку крепежных болтов, при необходимости подтяните их.
Зачистить наконечники проводов к клеммам стартера и аккумуляторной батареи и подтяните их крепления.
Снять крышку со стороны коллектора и проверьте состояние щеточно-коллекторного узла.
Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгара.
Если коллектор загрязнен или имеет следы значительного подгара, протереть его чистой салфеткой, смоченной в бензине.
При невозможности устранения грязи или подгара протиркой, зачистить коллектор мелкой шлифовальной шкуркой.
При значительных подгарах коллектора, не поддающихся зачистке, проточить коллектор на станке.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору.
При предельном износе щеток, а также при наличии значительных сколов заменить их новыми.
Продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом.
Проверить состояние контактной системы реле стартера.
При значительном подгаре зачистить контактные болты и пластину контактную шлифовальной шкуркой или напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом плоскостности контактных поверхностей медных болтов.
При значительном износе пластины и болтов, перевернуть контактную пластину, а контактные болты развернуть на 180°.
Проверьте легкость перемещения привода по валу якоря. При включении и отключении реле привод должен без заеданий перемещаться по шлицам вала якоря.
Удалить с внутренних поверхностей направляющей втулки привода (шлицевой и гладкой), прилегающих к ней частей вала попавшую из картера загрязненную загустевшую смазку с продуктами износа, которая значительно затрудняет осевое перемещение привода по шлицам вала при вводе шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика.
На очищенные поверхности нанести тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221 (ЦИАТИМ-201).
Состояние шестерни привода и упорных шайб проверить визуально.
Зазор между торцом шестерни и упорными шайбами при включенном положении должен быть (2-4) мм.
Возможные неисправности генератора и стартера и методы устранения
Неисправности генератора
Неисправность в проводке или контактных соединениях к генератору или другим элементам питания - Определить место неисправности и устранить неисправность
Нет надежного контакта между щетками и кольцами:
- - щетки заедают в направляющих - проверить состояние щеточного узла и устранить неисправность;
- - изношены щетки - заменить щетки;
- - загрязнены или замаслены кольца - протереть кольца чистой тканью смоченной в бензине.
- Если этим способом загрязнения не удаляются, кольца зачистить шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием и вторично протереть
Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец или обрыв в катушке возбуждения - Снять щеткодержатель с регулятором напряжения.
Проверить сопротивление катушки возбуждения между контактными кольцами. При отпайке запаять, при обрыве – заменить ротор.
Неисправность (пробой или обрыв) диодов выпрямительного блока - Проверить и при необходимости заменить выпрямительный блок
Неисправность (пробой или обрыв) дополнительных диодов выпрямительного блока - Проверить и при необходимости заменить выпрямительный блок
Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора - Разобрать генератор, снять статор и проверить сопротивление обмоток фаз.
При исправном статоре сопротивление обмоток фаз не должно отличаться друг от друга более 10 %.
При обрыве или коротком замыкании заменить статор.
Обрыв или короткое замыкание вентилей выпрямительного блока - Заменить выпрямительный блок
Генератор не дает зарядного тока
(Контрольная лампа горит. Стрелка вольтметра находится в левой красной зоне шкалы «G»)
Неисправность реле разгрузки цепи возбуждения генератора - Заменить реле
Контрольная лампа заряда мигает, стрелка амперметра колеблется
Ослабление приводного ремня - Подтянуть ремень
Нет надежного контакта между щетками и кольцами: - См. выше
Стрелка вольтметра находится в правой красной зоне шкалы «G»
Неисправен регулятор напряжения - Заменить регулятор напряжения
Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором - Устранить замыкание
Неисправна аккумуляторная батарея - Проверить, при необходимости зарядить или заменить аккумуляторную батарею
Чрезмерное натяжение или перекос приводного ремня - Отрегулировать натяжение ремня и устранить перекос
Механические неисправности
Шум подшипников
Изношены или повреждены подшипники - Заменить подшипники
Неисправности стартера
Стартер не работает (при его включении свет фар не ослабевает)
- - Обрыв или неисправности в проводке - Проверить проводку к стартеру и устранить неисправность. Протереть коллектор салфеткой, смоченной в бензине, или очистить коллектор стеклянной шкуркой. Проверить отсутствие заедания щеток в щеткодержателях.
- - Отсутствие контакта щеток с коллектором
- - Обрыв соединений внутри стартера
Очистить боковые грани щеток или заменить изношенные щетки новыми.
Проверить состояние щеточных пружин и, в случае их неисправности, заменить.
Снять стартер, проверить и устранить дефекты или заменить стартер
- Неисправность тягового реле
Зачистить контакты реле стартера или развернуть контактные болты в гнездах на 180°, а контактную пластину установить обратной стороной, или заменить реле
Стартер не проворачивает двигатель или вращает его очень медленно
- - Низкая температура двигателя (зимой) - Прогреть двигатель
- - Применение масла, не соответствующего сезону - Заменить масло
- - Коррозия контактных соединений на батареях - Зачистить контактные соединения
- - Разряжены или неисправны батареи - Зарядить или заменить батареи
- - Плохой контакт в цепи питания стартера - Очистить и затянуть выводы проводов
- - Подгар контактов реле - Зачистить контакты реле
- - Плохой контакт щеток с коллектором - Очистить коллектор и щетки, устранить зависание, или заменить щетки
- - Слабый контакт в клеммах аккумулятора - Зачистить, закрепить, смазать
Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает двигатель
- - Вышел из строя привод - Заменить привод
- - Нарушена регулировка стартера - Отрегулировать стартер
Реле работает с перебоями (включает стартер и сейчас же выключает)
- - Обрыв удерживающей обмотки реле - Заменить реле
- - Разряжены аккумуляторные батареи - Зарядить или заменить батареи
Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле
- - Сильно забиты торцы зубьев венца маховика - Заменить венец маховика
- - Нарушена регулировка стартера - См. выше
- - Заедание шестерни на валу из-за отсутствия или некачественной смазки - Очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-221 (-201)
- - Фрезеровка зубьев шестерни привода из-за включения его на работающий двигатель - Заменить привод
После пуска дизеля стартер остаётся во включенном состоянии
- Приварилась контактная пластина к болтам контактного реле стартера - Зачистить контакты реле стартера или развернуть контактные болты в гнездах на 180°, а контактную пластину установить обратной стороной. Или заменить реле