Генератор переменного тока со встроенным полупроводниковым выпрямителем и интегральным регулятором напряжения является основным источником электроэнергии

Генератор представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой протяжной вентиляции.

Генератор: 1 - щеткодержатель; 2 - статор; 3 - вал ротора; 4 - вентилятор; 5, 7 - подшипники; 6 - шкив; 8 - контактные кольца; 9 - щетки

Генератор работает в однопроводной схеме электрооборудования автобуса с присоединением "минуса" на корпус.

Генератор включен параллельно с аккумуляторными батареями и обеспечивает питание потребителей при любых режимах работы двигателя, а также подзарядку аккумуляторных батарей.

Генератор установлен на двигателе и имеет привод от шкива коленчатого вала двигателя.

Генератор крепится к двигателю двумя лапами через кронштейн и третьей лапой к натяжной планке, при перемещении по которой происходит натяжение приводного ремня генератора.

Принципиальная схема генератора представлена на рис. 2

Схема генератора 3112.3771; 1 - регулятор напряжения; 2 - ротор; 3 - статор; 4 - блок выпрямительный; 5 - конденсатор помехоподавляющий. Выводы: "+" - для соединения с АКБ и нагрузкой; "Ш" - для соединения с замком зажигания и контрольной лампой заряда АКБ; "W"—для соединения с тахометром; "+0” - для соединения с цепью блокировки стартера

Внимание! Отсоединение и присоединение проводов к генератору производить только при отключенной аккумуляторной батарее.

Исправная работа генератора обеспечивается только при условии надежного электрического соединения всех контактов, в том числе между корпусом генератора и двигателем.

Работа генератора при отключенной аккумуляторной батарее может вывести из строя регулятор напряжения, а также другие потребители бортсети.

Техническое обслуживание и ремонт генератора должны проводиться только в специализированных мастерских квалифицированными специалистами.

Проверку выпрямительного блока производить только на разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткой.

Проверять только от источника постоянного тока напряжением не более 24 В, включенного последовательно с контрольной лампой.

Обслуживание генератора

Для обеспечения работы генератора рекомендуется содержать генератор в чистоте и выполнять следующие правила технического обслуживания.

Ежедневно проверять работоспособность генератора по показаниям контрольной лампы и вольтметра, расположенных в комбинации приборов на щитке приборов.

При запуске двигателя контрольная лампа должна загораться, а после пуска двигателя – гаснуть.

При нормальной работе генератора стрелка вольтметра находится в зеленой зоне шкалы «G» (генератор).

Расположение стрелки вольтметра в любой из красных зон этой шкалы свидетельствует о неисправности генератора.

Ежедневно следует проверять состояние и натяжение приводных ремней. При ТО-1 проверку проводить с применением измерительных приборов.

Особое внимание к натяжению ремней следует уделять в начале их эксплуатации в течение (1-2) суток.

Регулировка натяжения ремня производится с таким расчетом, чтобы при нажатии на середину ремня с усилием 40 Н прогиб был в пределах (10-15) мм.

При установке новых ремней допускается устанавливать меньшее значение прогиба – 10 мм.

Регулировка натяжения ремня производится с помощью натяжной планки.

Для этого после ослабления крепления генератора к кронштейну и планке сместить корпус генератора в требуемое положение и закрепить.

Внимание! При слабом натяжении ремня генератор не отдаст полной мощности. При чрезмерном натяжении ремня или перекосе генератор преждевременно выйдет из строя.

Критерием предельного состояния ремня является расслоение более чем на 1/3 длины, наличие трещин резины глубиной до корда шнура и невозможность компенсации удлинения в приводе.

При проверках натяжения и установке нового ремня проверять отсутствие повреждений, замасленности поверхностей ручьёв шкивов и расположение ручьёв шкивов в одной плоскости.

Не реже одного раза в месяц рекомендуется контролировать степень заряженности аккумуляторных батарей, которая должна быть не ниже 75 %.

При ТО-2 без снятия генератора с двигателя следует проверить крепление генератора к двигателю и крепление гаек стяжных болтов крышек.

Проверять затяжку и чистоту всех мест присоединения проводов к генератору и аккумуляторным батареям. При необходимости очистить места соединений, подтянуть контактные гайки и винты.

При каждом сезонном обслуживании (без снятия генератора) следует проверить состояние щеточного узла в следующем порядке:

Отсоединить провод от вывода "Ш" генератора.

Отвернуть винты крепления щеткодержателя и аккуратно снять его.

Проверить свободное (без заеданий и рывков) перемещение щеток в направляющих щеткодержателя.

Проверить высоту щеток, которая должна быть не менее 8 мм. При необходимости щетки заменить.

Установить щеткодержатель со щетками на генератор в обратной последовательности.

Генератор снимать с двигателя следует только для выполнения текущего ремонта и работ, связанных с износом контактных колец, заменой подшипников и других специальных работ.

Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, то кольца необходимо проточить.

Схема электроснабжения и пуска
Схема контрольно-измерительных приборов

Стартер

Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель с электромагнитным тяговым реле и приводом, имеющим муфту свободного хода.

Включение стартера осуществляется ключом выключателя приборов и стартера.

Внимание! Запрещается включение стартера при работающем двигателе, а также трогать с места автобус путем прокручивания трансмиссии через двигатель стартером.

Проверка состояния стартера дизеля

Через каждые 120000 км пробега:

Проверить затяжку крепежных болтов, при необходимости подтяните их.

Зачистить наконечники проводов к клеммам стартера и аккумуляторной батареи и подтяните их крепления.

Снять крышку со стороны коллектора и проверьте состояние щеточно-коллекторного узла.

Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгара.

Если коллектор загрязнен или имеет следы значительного подгара, протереть его чистой салфеткой, смоченной в бензине.

При невозможности устранения грязи или подгара протиркой, зачистить коллектор мелкой шлифовальной шкуркой.

При значительных подгарах коллектора, не поддающихся зачистке, проточить коллектор на станке.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору.

При предельном износе щеток, а также при наличии значительных сколов заменить их новыми.

Продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом.

Проверить состояние контактной системы реле стартера.

При значительном подгаре зачистить контактные болты и пластину контактную шлифовальной шкуркой или напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом плоскостности контактных поверхностей медных болтов.

При значительном износе пластины и болтов, перевернуть контактную пластину, а контактные болты развернуть на 180°.

Проверьте легкость перемещения привода по валу якоря. При включении и отключении реле привод должен без заеданий перемещаться по шлицам вала якоря.

Удалить с внутренних поверхностей направляющей втулки привода (шлицевой и гладкой), прилегающих к ней частей вала попавшую из картера загрязненную загустевшую смазку с продуктами износа, которая значительно затрудняет осевое перемещение привода по шлицам вала при вводе шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика.

На очищенные поверхности нанести тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221 (ЦИАТИМ-201).

Состояние шестерни привода и упорных шайб проверить визуально.

Положение шестерни привода в выключенном положении (А не более 34 мм)
Замер зазора от торца шестерни до упорного кольца

Зазор между торцом шестерни и упорными шайбами при включенном положении должен быть (2-4) мм.

Возможные неисправности генератора и стартера и методы устранения

Неисправности генератора

Неисправность в проводке или контактных соединениях к генератору или другим элементам питания - Определить место неисправности и устранить неисправность

Нет надежного контакта между щетками и кольцами:

  • - щетки заедают в направляющих - проверить состояние щеточного узла и устранить неисправность;
  • - изношены щетки - заменить щетки;
  • - загрязнены или замаслены кольца - протереть кольца чистой тканью смоченной в бензине.
  • Если этим способом загрязнения не удаляются, кольца зачистить шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием и вторично протереть

Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец или обрыв в катушке возбуждения - Снять щеткодержатель с регулятором напряжения.

Проверить сопротивление катушки возбуждения между контактными кольцами. При отпайке запаять, при обрыве – заменить ротор.

Неисправность (пробой или обрыв) диодов выпрямительного блока - Проверить и при необходимости заменить выпрямительный блок

Неисправность (пробой или обрыв) дополнительных диодов выпрямительного блока - Проверить и при необходимости заменить выпрямительный блок

Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора - Разобрать генератор, снять статор и проверить сопротивление обмоток фаз.

При исправном статоре сопротивление обмоток фаз не должно отличаться друг от друга более 10 %.

При обрыве или коротком замыкании заменить статор.

Обрыв или короткое замыкание вентилей выпрямительного блока - Заменить выпрямительный блок

Генератор не дает зарядного тока

(Контрольная лампа горит. Стрелка вольтметра находится в левой красной зоне шкалы «G»)

Неисправность реле разгрузки цепи возбуждения генератора - Заменить реле

Контрольная лампа заряда мигает, стрелка амперметра колеблется

Ослабление приводного ремня - Подтянуть ремень

Нет надежного контакта между щетками и кольцами: - См. выше

Стрелка вольтметра находится в правой красной зоне шкалы «G»

Неисправен регулятор напряжения - Заменить регулятор напряжения

Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором - Устранить замыкание

Неисправна аккумуляторная батарея - Проверить, при необходимости зарядить или заменить аккумуляторную батарею

Чрезмерное натяжение или перекос приводного ремня - Отрегулировать натяжение ремня и устранить перекос

Механические неисправности

Шум подшипников

Изношены или повреждены подшипники - Заменить подшипники

Неисправности стартера

Стартер не работает (при его включении свет фар не ослабевает)

  • - Обрыв или неисправности в проводке - Проверить проводку к стартеру и устранить неисправность. Протереть коллектор салфеткой, смоченной в бензине, или очистить коллектор стеклянной шкуркой. Проверить отсутствие заедания щеток в щеткодержателях.
  • - Отсутствие контакта щеток с коллектором
  • - Обрыв соединений внутри стартера

Очистить боковые грани щеток или заменить изношенные щетки новыми.

Проверить состояние щеточных пружин и, в случае их неисправности, заменить.

Снять стартер, проверить и устранить дефекты или заменить стартер

- Неисправность тягового реле

Зачистить контакты реле стартера или развернуть контактные болты в гнездах на 180°, а контактную пластину установить обратной стороной, или заменить реле

Стартер не проворачивает двигатель или вращает его очень медленно

  • - Низкая температура двигателя (зимой) - Прогреть двигатель
  • - Применение масла, не соответствующего сезону - Заменить масло
  • - Коррозия контактных соединений на батареях - Зачистить контактные соединения
  • - Разряжены или неисправны батареи - Зарядить или заменить батареи
  • - Плохой контакт в цепи питания стартера - Очистить и затянуть выводы проводов
  • - Подгар контактов реле - Зачистить контакты реле
  • - Плохой контакт щеток с коллектором - Очистить коллектор и щетки, устранить зависание, или заменить щетки
  • - Слабый контакт в клеммах аккумулятора - Зачистить, закрепить, смазать

Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает двигатель

  • - Вышел из строя привод - Заменить привод
  • - Нарушена регулировка стартера - Отрегулировать стартер

Реле работает с перебоями (включает стартер и сейчас же выключает)

  • - Обрыв удерживающей обмотки реле - Заменить реле
  • - Разряжены аккумуляторные батареи - Зарядить или заменить батареи

Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле

  • - Сильно забиты торцы зубьев венца маховика - Заменить венец маховика
  • - Нарушена регулировка стартера - См. выше
  • - Заедание шестерни на валу из-за отсутствия или некачественной смазки - Очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-221 (-201)
  • - Фрезеровка зубьев шестерни привода из-за включения его на работающий двигатель - Заменить привод

После пуска дизеля стартер остаётся во включенном состоянии

- Приварилась контактная пластина к болтам контактного реле стартера - Зачистить контакты реле стартера или развернуть контактные болты в гнездах на 180°, а контактную пластину установить обратной стороной. Или заменить реле