Колесная передача (рис. 1), представляет собой планетарный редуктор, состоящий из прямозубых цилиндрических шестерен с внешним и внутренним зацеплением
От ведущей шестерни колесной передачи вращение передается на четыре сателлита 14, равномерно расположенных по окружности вокруг ведущей шестерни.
Сателлиты вращаются на осях 10, закрепленных в отверстиях подвижного водила 12, соединенного с помощью болтов со ступицей ведущих колес, в сторону, противоположную направлению вращения ведущей шестерни.
Вращаясь на своих осях, сателлиты обкатываются по зубьям внутреннего зацепления ведомой шестерни 15, неподвижно закрепленной посредством ступицы 16 на шлицевом конце цапфы балки моста.
В ведущей шестерне имеется отверстие с эвольвентными шлицами, которые сопрягаются со шлицами внешнего конца полуоси.
Осевое перемещение ведущей шестерни на полуоси ограничено пружинным стопорным кольцом. Осевое перемещение полуоси ограничено сухарем 7 и упором полуоси 8.
Сателлиты с игольчатыми подшипниками посажены на оси, размещенные в соосных отверстиях водила 12 и зафиксированные в нем от осевого перемещения пружинными стопорными кольцами.
На оси сателлита надеты шайбы, исключающие касание шестерен и подшипников осей сателлитов с водилом.
Ведомая шестерня 15 колесной передачи опирается своим зубчатым венцом внутреннего зацепления на зубчатый венец внешнего зацепления ступицы 16 ведомой шестерни, а шлицевым концом эта ступица насажена на шлицевую часть цапфы балки моста.
Такое соединение не допускает вращения ведомой шестерни, осевое же перемещение шестерни ограничено пружинным кольцом, входящим в проточку зубчатого венца ведомой шестерни и упирающимся во внутренний торец зубчатого венца ступицы 16.
На оси сателлита надеты шайбы, исключающие касание шестерен и подшипников осей сателлитов с водилом.
Водило с внешней стороны закрыто крышкой 9 и в сопряжении со ступицей колеса уплотнено резиновым кольцом 13.
Смазка шестерен и подшипников колесной передач и осуществляется разбрызгиваемым маслом, которое заливают через отверстие в крышке 9, закрываемое пробкой 5.
Нижний край этого отверстия определяет необходимый уровень масла в колесной передаче.
Сливное отверстие, закрываемое пробкой 3, выполнено в ступице колеса, так как полости колесной передачи и ступицы колеса сообщаются.
При движении автомобиля масло в полости колесной передачи и ступицах колес перемешивается и поступает к подшипникам шестерен к ступицам колес и зубчатым зацеплениям.
Для улучшения подвода смазки к подшипникам осей сателлитов оси выполнены полыми и в них сделаны радиальные отверстия для подвода масла к подшипникам.
Главная передача среднего ведущего моста МАЗ-64227 состоит из центрального редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес.
Ремонт колесной передачи и ступицы задних колес
Разборку колесной передачи и снятие ступицы задних колес нужно производить в такой последовательности:
- - ослабить гайки крепления заднего колеса;
- - установить домкрат под одну сторону балки заднего моста и приподнять ступицу с колесами.
- - Подставить подставку и убрать домкрат;
- - отвернуть гайки крепления задних колес, снять прижимы, наружное колесо, распорное кольцо и внутреннее колесо, предварительно отсоединив кронштейн крепления удлинителя вентиля;
- - слить масло из колесной передачи, вывернув пробку, и снять крышку 9 (см. рис. 1);
- - отвернуть болты крепления и снять водило 12 колесной передачи в сборе с сателлитами;
- - вынуть полуось 6 вместе с ведущей шестерней колесной передачи;
- - вынуть поочередно оси 10 сателлитов, поддерживая сателлиты с подшипниками;
- - вынуть сателлиты 14 с подшипниками и опорными шайбами из водила;
- - отвернуть специальным ключом контргайку 2 подшипников ступицы 16 ведомой шестерни, снять стопорную шайбу 1, отвернуть гайку 33 подшипников и снять ступицу 16 вместе с ведомой шестерней 15 и внутренней обоймой подшипника 18;
- - поддерживая за кольцо подшипника 18 ступицу 17, снять ее с тормозными барабаном 29 и диском в сборе.
Если необходимо заменить сальник и подшипник ступицы, то выполнить следующее;
- - снять маслоуловитель 25 и крышку 27 сальника, отвернув болты крепления;
- - извлечь сальник из крышки и с помощью специальной оправки запрессовать новые сальники в крышку, избегая их повреждения и перекоса;
- - снять внутренние кольца наружных подшипников ступицы съемником (см. рис. 2);
- - выпрессовать наружные кольца наружного и внутреннего подшипника ступицы с помощью съемника, показанного на рис. 3.
При обнаружении течи по уплотнению кольца 32 (см. рис. 1) или ослабления болтов крепления ступицы необходимо отвернуть болты, при необходимости заменить кольцо и затянуть болты с последующим их стопорением пластинами.
Детали колесной передачи и ступицу промывают и тщательно осматривают.
На поверхности зубьев шестерен не допускается выкрашивание цементационного слоя.
При наличии трещин и обломов зубьев шестерни подлежат замене.
Установку ступиц и сборку колесной передачи производят в последовательности, обратной разборке.
После установки ступицы натяг подшипников необходимо отрегулировать следующим образом:
проворачивая ступицу, затянуть гайку 33 с приложением момента 40 — 50 кгсм, затем отвернуть ее на 60 — 75˚ и проверить ступицу на вращение. Она должна вращаться свободно, но без люфта;
- - после регулировки установить шайбу 1 (см. рис. 1), если штифт гайки не совпадает с отверстием шайбы, отвернуть гайку до совпадения ближайшего отверстия шайбы;
- - затянуть контргайку 2 с приложением момента 40 — 50 кгсм.
Полуоси среднего моста устанавливают так, чтобы короткая полуось находилась с правой стороны по ходу автомобиля.
Приспособление для установки полуоси ведущих мостов показана на рис. 4.
Для установки полуоси необходимо:
- 1. Надеть на стопорное кольцо полуоси гайку приспособления.
- 2. Вращая рукоятку приспособления, добиться того, чтобы приспособление с полуосью стало как бы одним целым, т. е. получить натяг.
- 3. Опираясь на шестерню бортовой передачи, используя ее, как точку опоры, а полуось с приспособлением как рычаг, необходимо вторым концом полуоси попасть в зацепление со шлицом шестерни дифференциала ведущего моста.
- 4. После завершения предыдущей операции осторожно ввести в зацепление бортовые шестерни с шестерней полуоси.
- 5. Снять приспособление со стопорного кольца и установить полуось на свое место.