При отсоединении топливопровода высокого давления от форсунки (кроме форсунок модели 51) придерживайте штуцер форсунки гаечным ключом во избежание его отвертывания и течи топлива

После отсоединения проверьте надежность затяжки штуцера без снятия форсунки с двигателя

При обслуживании каждой форсунке провести проверку и регулировку в следующем порядке:

Регулировку рекомендуется производить на специальном стенде типа КИ-3333, удовлетворяющем ГОСТ 10579-88.

Давление начала впрыска нужно определить по таблице

  • Давление начала впрыскивания форсунок моделей 267-02, 267-10, 261-10(11) регулируется винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании - понижается.
  • Давление начала впрыскивания форсунки моделей 204-50, 204-50.01 и 51-01 регулируется с помощью регулировочных шайб. При увеличении их общей толщины давление повышается, при уменьшении - понижается.

2. Проверить герметичность распылителя по запирающему конусу иглы и отсутствие течей в местах уплотнений линии высокого давления.

Для этого создать в форсунке давление топлива на 1-1,5 МПа (10-15 кгс/см 2) ниже давления начала впрыскивания.

При этом в течение 15 секунд не должно быть подтекания топлива из распыливающих отверстий; допускается увлажнение носика распылителя без отрыва топлива в виде капли.

Герметичность в местах уплотнений линии высокого давления проверить при выдержке под давлением в течение 2 мин; на верхнем торце гайки распылителя (при установке форсунки под углом 15° к горизонтальной поверхности) не должно образовываться отрывающейся капли топлива.

Регулировка начала впрыскивания форсунки

3. Подвижность иглы проверить прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания на опрессовочном стенде, при частоте впрыскивания 30-40 в минуту.

Допускается подвижность иглы проверять одновременно с проверкой качества распыливания по п.4.

4. Качество распыливания проверять на опрессовочном стенде прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту.

Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется как по всем струям, так и по поперечному сечению каждой струи.

Начало и конец впрыскивания при этом должны быть четкими. После окончания впрыскивания допускается увлажнение носика распылителя без образования капли.

Впрыскивание топлива у новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в эксплуатации форсунок не означает снижения качества их работы.

5. Герметичность уплотнения, соединения и наружных поверхностей полости низкого давления проверять опрессовкой воздухом давлением 0,45±0,05 МПа (4,5±0,5 кгс/см 2).

Пропуск воздуха в течение 10 секунд не допускается при подводе воздуха со стороны носика распылителя.

6. Герметичность соединений «распылитель-гайка распылителя» проверять опрессовкой воздухом давлением 0,5±0,1 МПа (51 кгс/см 2) в течение 10 секунд при подводе воздуха со стороны носика распылителя.

Пропуск пузырьков воздуха по резьбе гайки распылителя при погружении ее в дизельное топливо не допускается.

При закоксовке или засорении одного или нескольких распыливающих отверстий распылителя форсунку разобрать, детали форсунки прочистить и тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.

При не герметичности по запирающему конусу распылитель в сборе подлежит замене. Замена деталей в распылителе не допускается.

Каждую форсунку отрегулируйте на давление начала впрыскивания:

Разборку форсунки выполнять в следующей последовательности:

Форсунки моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01, 261-10(11):

  • 1. отвернуть колпак форсунки;
  • 2. отвернуть контргайку и вывернуть до упора регулировочный винт;
  • 3. отвернуть гайку пружины на полтора—два оборота;
  • 4. отвернуть гайку распылителя;
  • 5. снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадения.

Каждую форсунку нужно отрегулировать на давление начала впрыскивания

ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с общими головками цилиндров:

  • Модель форсунки 267.1112010-02 → давление начала впрыска - 26,5 +0,8 МПа (270 +8 МПа/см 2);
  • Модель форсунки 204.1112010-50.01 → давление начала впрыска - 26,5 +1.2 МПа (270 +12 кгс/см 2)

ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с общими головками цилиндров и V–образным ТНВД:

  • Модель форсунки 267.1112010-10 → давление начала впрыска - 26,5 +0,8 МПа (270 +8 МПа/см 2);
  • Модель форсунки 204.1112010-50 → давление начала впрыска - 26,5+1,2 МПа (270+12 кгс/см 2)

ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с индивидуальными головками цилиндров:

  • Модель форсунки 51.1112010-01 → давление начала впрыска - 26,5 +1,2 МПа (270 +12 кгс/см 2)

ЯМ3-236Н,Б,НЕ,БЕ:

  • Модель форсунки 261.1112010-11 (10) → давление начала впрыска - 20,6 +0,8 МПа (210+8 кгс/см 2)

Форсунка модели 51-01:

  • 1. отвернуть гайку распылителя;
  • 2. снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадения.

Нагар с корпуса распылителя счищать металлической щеткой или шлифовальной шкуркой с зернистостью не грубее М40.

Распыливающие отверстия прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм (для распылителя форсунок моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01 и 261-10(11)) и диаметром 0,28 мм (для распылителя форсунки модели 51-01).

Применять для чистки внутренних полостей корпуса распылителя и поверхностей иглы твердые материалы и шлифовальную шкурку не допускается.

Чистка распыливающих отверстий: 1 - распылитель; 2 - стальная проволока; 3 - зажимной патрон

Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.

Игла должна легко перемещаться: выдвинутая из корпуса распылителя на одну треть длины направляющей, при наклоне распылителя на угол 45° от вертикали, игла должна плавно, без задержек полностью опускаться под действием собственного веса.

Сборку форсунки производить в последовательности обратной разборке.

При затяжке гайки разверните распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, наверните гайку рукой, после чего гайку окончательно затяните.

Момент затяжки гайки распылителя 70-80 Нм (7-8 кгсм), штуцера форсунки — 80-100 Нм (8-10 кгсм).

После сборки отрегулировать форсунку на давление начала впрыскивания и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя.

Установка форсунок или распылителей, несоответствующих данному двигателю, категорически запрещается.