Регулировка натяжения ремней приводов автомобиля МАЗ

Привод водяного насоса, компрессора и генератора осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов

Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.

Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.

Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-2З6НЕ

Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.

Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса может послужить причиной разрушения подшипников насоса.

Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7—12 мм (рис. 1)

Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМ3-236НПроверка натяжения ремня компрессора МАЗ

или 10—15 мм (рис. 2), а ремень компрессора — на 4 — 8  мм на короткой ветви (рис. 3)

Проверка натяжения ремня генератора МАЗ

Натяжение ремней привода генератора проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 4), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 — 15  мм.

Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМ3-2З6НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 (рис. 1) регулировать натяжным устройством, для чего:

  • - ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;
  • - при помощи воротка Ø12  мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;
  • - не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;
  • - проверить натяжение ремня.

Регулировка натяжения ремней приводов автомобиля МАЗ

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236Н, Б регулируйте прокладками (рис. 5).

Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну - две регулировочные прокладки (рис. 5).

Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки.

Затем проверьте правильность натяжения ремня.

При замене старого ремня все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.

Натяжение ремня компрессора регулировать натяжным устройством.

Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства — на половину оборота и гайку болта-натяжителя — на два оборота.

Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня.

После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120-150 Нм (12-15 кгсм) и гайку болта-натяжителя — моментом 10-20 Нм (1-2 кгсм), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.

Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления.

Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке.

После регулировки надежно закрепить генератор.

При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.