Радиатор трубочно-ленточного типа расположен перед двигателем. Он состоит из теплорассеивающей сердцевины (остова) 14, верхнего 16 и нижнего 8 бачков и деталей крепления
Три ряда расположенных вертикально овальных трубок сердцевины впаяны в бачки.
Для увеличения теплорассеивающей поверхности пространство между трубками заполнено гофрированной медной лентой, расположенной горизонтально и в перегибах припаянной к боковым поверхностям трубок.
К бачкам припаяны стальные боковые стойки, образующие вместе с нижней пластиной каркас радиатора.
В верхний бачок впаяны патрубок подвода нагретой жидкости из головок блока двигателя и отвода пара в расширительный бачок.
Нижний бачок снабжен патрубком для отвода от радиатора охлажденной жидкости к насосу.
Радиатор в сборе с кожухом 17 вентилятора крепится к кронштейнам рамы через резиновые кольца 4.
Сжатие резиновых колец ограничивается распорными втулками 3. Тяга 5 удерживает радиатор внизу от угловых перемещений вокруг поперечной оси.
Жалюзи 12 створчатого типа регулируют интенсивность обдува радиатора встречным потоком воздуха. Они размещены перед радиатором и состоят из горизонтально расположенных пластин, установленных шарнирно в рамке, с приводом от рукоятки 15, расположенной под щитком приборов, справа, у рулевой колонки.
Рукоятка привода стопорится в различных положениях шариковым фиксатором.
При вытягивании рукоятки пластины, поворачиваясь на шарнирах, уменьшают встречный поток воздуха, поступающий к радиатору.
Жалюзи закрывают при прогреве двигателя и при движении, если температура охлаждающей жидкости не поднимается выше 70°С.
Расширительный бачок компенсирует изменение объема жидкости при ее расширении вследствие повышения температуры на работающем двигателе, способствует удалению из охлаждающей жидкости воздуха и конденсации пара, поступающего в него из системы охлаждения, создает подпор жидкости при работающем жидкостном насосе, улучшая условия его работы, а также позволяет контролировать уровень заполнения системы охлаждения.
Он установлен над двигателем с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора, охлаждающей полостью блока цилиндров и охлаждающей полостью головки компрессора пневмопривода тормозов.
В заливной горловине бачка установлена пробка 1 (рис.2.) с выпускным 5 и впускным 6 клапанами.
Выпускной (паровой) клапан предохраняет радиатор и трубопроводы от разрушения при увеличении давления в системе вследствие расширения охлаждающей жидкости при повышении ее температуры или выделения пара.
Пружина 3 выпускного клапана 5 рассчитана на создание в системе охлаждения избыточного давления до 65 кПа.
Температура кипения охлаждающей жидкости при таком давлении повышается примерно до 113... 114 °С.
Впускной клапан 6 препятствует повышению разрежения в системе и сообщает ее с атмосферой при разрежении 1 ... 13 кПа.
Термостаты с твердым наполнителем и прямым ходом клапана предназначены для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его оптимального теплового режима при движении автомобиля.
Они размещены в коробке 16, закрепленной на переднем торце правого блока цилиндров. На основании 13 термостата (рис.3) закреплены стойки 1, 8, внутри которых размещены баллон 2 с активной массой и резиновой втулкой 11 и клапаны 4, 12 с пружинами 5, 7.
При прогреве холодного двигателя патрубок, соединяющий полости блока с радиатором, закрыт радиаторным клапаном 12, перепускной клапан 4 открыт и обеспечивает подвод жидкости к насосу.
Жидкость в этом случае циркулирует по малому кругу минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.
Прогрев двигателя до температуры (80 ± 2)°С вызывает плавление активной массы в баллоне, что приводит к смещению его вправо; при этом приоткрывается клапан 12 и прикрывается клапан 4.
Жидкость начинает циркулировать частично и по большому кругу с охлаждением ее в радиаторе. Полное открытие клапана 12 и закрытие клапана 4 происходит при температуре жидкости (93 ± 2) °С, что обеспечивает циркуляцию жидкости только через радиатор.
При снижении температуры жидкости объем активной массы в баллоне термостата уменьшается и пружина 7, перемещая клапаны 4, 12, увеличивает циркуляцию жидкости через блок цилиндров с одновременным снижением ее движения через радиатор.
Прогрев двигателя и выход его на оптимальный режим работы ускоряются.
Контроль за тепловым режимом двигателя осуществляется с помощью контрольно-измерительных приборов.
Указатель температуры охлаждающей жидкости размещен на щитке приборов и работает совместно с датчиком, установленным в стенке коробки термостатов.
Сигнальная лампа перегрева жидкости со светофильтром красного цвета вмонтирована в шкалу указателя температуры: датчик сигнальной лампы установлен в трубопроводе двигателя.
При температуре охлаждающей жидкости выше (101 ±3) °С срабатывает датчик и сигнальная лампа загорается.