Снять крышку головки блока цилиндров (650.1003256 - в сборе).

Высвободить жгут форсунок из скобок кронштейна

Отсоединить электропровода от форсунок.

Снять кронштейн жгута форсунок (650.3724126).

 Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

Отключить датчик температуры охлаждающей жидкости (3) (650.1130556) (см. Рис. 1).

Вывернуть винт (1), извлечь 1.-образный адаптер (2) и пучок электропроводов (см. Рис. 21).

Отвернуть болт поворотный (310200) с двумя медными шайбами (312381) крепления трубки слива топлива с головки.

Снять трубку слива топлива (650.1104346).

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

Вывернуть 12 болтов (1) (см. Рис. 2) крепления стоек оси коромысел (650.1007108).

Снять коромысла с осью и стойками в сборе (650.1007088).

Вынуть штанги коромысел (650.1007176).

Разложить детали в нужном порядке.

Вывернуть 14 болтов М20 (650.1003016) и 24 болта М14 (650.1003017) крепления головки блока цилиндров.

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

Снять головку блока цилиндров (см. Рис. 3).

Снять прокладку головки блока цилиндров (650.1003210).

Закрепить гильзы, используя приспособление 1462 (см. Рис. 4).

Установка головки блока цилиндров ЯМЗ-650

1. Установить прокладку головки блока цилиндров таким образом, чтобы отметка производителя была сверху.

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

  • 2. Проверить наличие центровочных штифтов. (Использовать 2 винта без головок (А) с диаметром 14 мм, длинной 170 мм (см. Рис. 5)).
  • 3. Установить головку блока цилиндров.
  • 4. Снять винты (А).

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

5. Наживить болты крепления головки блока цилиндров и затянуть в порядке, указанном на Рис. 6.

Затяжку производить четырьмя приемами, используя приспособления 2322 + 9777:

  • - 1-й прием: болты (1 - 14) М20х1,5 - 215 мм моментом Мкр = 200 Нм;
  • - 2-й прием: болты (15 - 38) М14х1,5 - 190 мм моментом Мкр = 120 Нм;
  • - 3-й прием: болты М20 ослабить, затем затянуть моментом Мкр = 100 ± 10 Нм и довернуть на угол 180˚ ± 6˚;
  • - 4-й прием: болты М14 ослабить, затем затянуть моментом Мкр = 80 ± 10 Нм и довернуть на угол 100˚ ± 6˚.

 Выполнив затяжку в указанном порядке, в будущем подтягивать болты запрещено.

Смазка болтов:

  • - поскольку новые болты уже смазаны, никакой дополнительной смазки не требуется;
  • - при повторном и последующем использовании болтов, смазывать резьбу и под его головкой герметиком “Локтайт 542”.

Установка коромысел с осью и стойками в сборе

  • 1. Смазать маслом посадочные поверхности.
  • 2. Установить штанги коромысел.
  • 3. Убедиться в наличии центровочных штифтов.
  • 4. Установить ось коромысел.

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

5. Затянуть болты стоек оси коромысел согласно указанному порядку и рекомендуемым моментом (см. Рис. 7):

  • - затянуть предварительно, соблюдая порядок затяжки моментом Мкр = 20 ± 4 Нм;
  • - затянуть окончательно, соблюдая порядок затяжки моментом Мкр = 40 ± 4 Нм плюс доворот на 90˚ ± 6˚
  • - проверить момент затяжки динамометрическим ключом Мкр = 100 ± 10Нм.

Смазка болтов: поскольку новые болты уже смазаны, никакой дополнительной смазки не требуется.

6. Установить кронштейн жгута форсунок, затянув болты его крепления моментом Мкр = 7,5 ± 1,5 Нм.

Регулировка коромысел

Проверку и регулировку зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через два часа после его остановки.

Для проверки и регулировки зазоров необходимо установить поршень регулируемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, когда впускные и выпускные клапаны закрыты.

Проверку и регулировку зазоров рекомендуется проводить в соответствии с порядком работы цилиндров: 1 - 5 - 3 - 6 - 2 - 4.

Нумерация цилиндров ведется от вентилятора.

ВНИМАНИЕ!

ВМТ на такте сжатия можно определить по свободному проворачиванию от руки штанг коромысел впускных и выпускных клапанов регулируемого цилиндра.

Если штанги зажаты и не проворачиваются, необходимо коленчатый вал повернуть на 360˚ (один оборот).

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

Зазоры проверяются с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы.

Величина зазора “А” (см. Рис. 8) должна быть:

  • - на впуске 0,40 ± 0,05 мм,
  • - на выпуске 0,70 ± 0,05 мм.

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек оси коромысел (на доворачивание) и, если необходимо, подтянуть их.

Момент затяжки должен быть 80 - 100 Нм.

Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо:

1. Отсоединить и вывернуть датчик частоты вращения двигателя из картера маховика (1) (см. Рис. 9).

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

  • 2. Вращая вал коленчатый с помощью поворотного устройства, по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия (1 положение (см. Рис. 10))
  • 3. Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел впускных и выпускных клапанов (поочередно) и вывернуть винт на пол-оборота.
  • 4. Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение со щупом (регулировка производится как для впускных, так и для выпускных клапанов).
  • 5. Удерживая регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом Мкр = 40 ± 8 Нм
  • (при последующей проверке зазоров щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить с небольшим усилием (1 кгс), толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске - свободно, без приложения усилия).
  • 6. далее, поворачивая вал коленчатый последовательно на 120˚ от 1 положения (начального), отрегулировать в том же порядке зазоры в 5, 3, 6, 2 и 4 цилиндрах соответственно.
  • 7. Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме быть не должно.