Для регулировки угла опережения впрыскивания топлива на картере маховика предусмотрены два люка (см. рис. 1), а на маховике в двух местах нанесены значения углов

Для нижнего указателя 3 эти значения выполнены на маховике в цифровом выражении, а для бокового указателя 4 — в буквенном выражении, при этом, букве «А» соответствует значение в цифровом выражении 20°; букве «Б» - 15°; букве «В» -10°; букве «Г» - 5°.

Совмещение рисок на маховике с указателями картера маховика: 1 - картер маховика; 2 - маховик; 3, 4 - указатели картера маховика; 5 - пробка верхнего люка; А - направление вращения коленчатого вала

Вращать коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совмещения меток на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения или на маховике с указателем, соответствующих установочному углу опережения впрыскивания топлива:

При этом клапаны в 1-ом цилиндре должны быть закрыты.

Поворачивание коленчатого вала

Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике (рис. 2)   при снятой крышке люка картера маховика.

Муфта привода топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-236НЕ2, БЕ2: 1 - ведущая полумуфта; 2 - болт клеммового соединения; 3 - фланец полумуфты; 4 - пластины привода; 5 - болты крепления пластины привода; 6 - шайбы; 7 - демпферная муфта; 8 - указатель; 9 - ТНВД; А - метка на демпферной муфте; Б - метка на указателе

В момент совмещения меток должны совместиться метка «А» на торце муфты (рис. 3, 4) с риской «Б» на указателе. Если метки не совместились необходимо произвести регулировку.

Порядок регулировки угла опережения впрыска двигателей ЯМЗ-236НЕ2, БЕ2 (рис. 3):

  •  - ослабить затяжку болта 2 клеммового соединения: фланец 3 — ведущая полумуфта 1;
  •  - поворотом демпферной муфты совместить указанные метки;
  •  - не сбивая совмещенного положения меток, затянуть болт клеммового соединения моментом 16-18 кгсм. При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости должно быть в пределах ±1 мм.

Замер производить вблизи мест крепления пластин.

В случае появления гофр на пластинах 4, их устранение производится путем поочередного ослабления и последующей затяжки моментом 11-12,5 кгсм четырех болтов 5 крепления пластин к фланцу полумуфты и к демпферной муфте;

  • - проверить правильность установки угла опережения впрыскивания.
Муфта привода топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-236Н, Б, НЕ, БЕ: 1 - вал привода; 2 - пластины привода; 3 - ведущая полумуфта; 4 - болты; 5 - болт клеммового соединения; 6 - болты; 7 - полумуфта ведомая; 8 - муфта опережения впрыска топлива; 9 - топливный насос высокого давления; А - метка на муфте; Б - метка на указателе

Порядок регулировки угла опережения впрыска двигателей ЯМЗ-236Н, Б, НЕ, БЕ (рис. 4):

  •  - проверить плотность посадки полумуфты 3 на валу привода 1 и затяжку клеммового болта 5 (момент затяжки 43,2-—58,9 Нм (4,4...6 кгсм));
  •  - отвернуть (ослабить) два болта 4 и поворотом муфты опережения за счет овальных отверстий на фланце полумуфты совместить метки «А» и «Б»;
  • - 236НЕ2 БЕ2: 6˚ +1˚ на двигателях, укомплектованных ТНВД V- образного исполнения установочный угол опережения впрыскивания топлива  6˚… 7˚
  • - 236НЕ, БЕ: 13˚±1˚  
  • - 236Н, Б: 15˚ +1˚ на двигателях, укомплектованных ТНВД V- образного исполнения, установочный угол опережения впрыскивания топлива 10˚…11˚
  •  - провернув коленчатый вал, проверить правильность установки угла опережения впрыскивания. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или 1° поворота коленчатого вала.

Проверить наличие масла в муфте опережения впрыска топлива (двигатели ЯМЗ-236Н, Б, НЕ, БЕ), и, при необходимости, долить масло, для контроля установить муфту отверстиями в верхнее положение и вывернуть пробки.

При медленном повороте муфты на 70° из одного отверстия должно начать вытекать масло. После доливки масла пробки завернуть.

Установку угла опережения впрыска топлива нужно производить по моментоскопу, установленному на штуцер 1-й секции ТНВД.

Величина угла опережения впрыска должна быть:

  • - для двигателя ЯМЗ-238ФМ — 23 ˚;
  • - для двигателя 51М3-238ПМ — 22 °.

Угол опережения впрыска топлива нужно устанавливать в следующем порядке:

  • - убедиться в правильном взаимном расположении меток на муфте опережения впрыска и ведущей полумуфте привода топливного насоса. Метки должны находиться с одной стороны;
  • - снять трубку высокого давления первой секции ТНВД;
Устройство моментоскопа: 1 - стеклянная трубка; 2 - переходная трубка; 3 - отрезок топливопровода высокого давления; 4 - шайба; 5 - накидная гайка
  • - на штуцер первой секции насоса установить моментоскоп (см. рис. 5);
  • - включить подачу топлива скобой регулятора;
  • - прокачать топливом систему питания двигателя, для чего отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса и, двигая ее вверх-вниз, прокачать систему в течение 2-3 мин. После прокачки рукоятку насоса навернуть до упора;
  • - вращать коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике до появления топлива в стеклянной трубке 1 (см. рис. 5).

Вылить излишки топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее пальцем;

  • - провернуть коленчатый вал против часовой стрелки примерно на ⅛ оборота. Затем, медленно проворачивая его по часовой стрелке, внимательно следить за уровнем топлива в стеклянной трубке.

Момент начала движения топлива в трубке соответствует началу подачи топлива 1-й секцией насоса.

Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке корпуса шестерен распределения: 1 - крышка шестерен распределения; 2 - шкив коленчатого вала; А - направление вращения коленчатого вала

При правильной регулировке в момент начала движения топлива риска на шкиве коленчатого вала 2 должна находиться против соответствующей риски на крышке шестерен распределения (рис. 6) или аналогичная риска на маховике 2 должна совпадать с указателем на картере маховика (рис. 7).

Совмещение рисок на маховике с указателем на картере маховика: 1 - указатель на картере маховика; 2 - маховик; 3 - картер маховика; А - направление вращения коленчатого вала

Если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились, необходимо отвернуть болты и провернуть муфту валика привода топливного насоса на фланце против направления ее рабочего вращения, после чего затянуть болты крепления и вновь проверить установку угла опережения впрыска.

Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или 1 проворачивания коленчатого вала.

Если в момент начала движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода нужно провернуть по направлению ее рабочего вращения.

Смещение муфты валика привода относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.

После окончания регулировки угла опережения болты крепления муфты нужно затянуть.

Привод топливного насоса высокого давления: 1 - вал привода ТНВД; 2 - блок цилиндров двигателя; 3 - пластины привода; 4 - болт крепления пластин к фланцу полумуфты; 5 - шайбы; 6 - фланец полумуфты; 7 - гайки; 8 - стяжной болт фланца полумуфты; 9 - ведущая полумуфта; 10 - ведомая полумуфта; 11 - болт крепления пластин к ведущей полумуфте; 12 - муфта опережения впрыска; 13 - указатель; 14 - ТНВД; 15 - болты крепления ведомой полумуфты к муфте опережения  впрыска; 16 - болт крепления пластин к ведомой полумуфте; а, б - метки

Если на двигателе установлен привод топливного насоса высокого давления новой конструкции с указателем 13 (рис. 8), то регулировка угла опережения впрыска топлива производится без моментоскопа следующим образом.

Совмещают метки, показанные на рисунках; при этом должны совместиться метка «а» (рис. 8)  на торце муфты 12 с риской «б» на указателе

Если метки «а» и «б» не совместились, нужно отвернуть две гайки 7 и поворотом муфты опережения впрыска за счет овальных отверстий на фланце 6 полумуфты совместить указанные метки.

Не сбивая совмещенного положения меток «а» и «б», затягивают гайки 7 болтов и фланца полумуфты и, повернув коленчатый вал, проверяют правильность установки угла опережения впрыска.