Обычно завод-изготовитель устанавливает на автомобиль диски для бескамерных шин 53х13Н2 ЕТ 35, 5Jx14H2 ET 35 или 5½ Jx14H2 ET35, где: 5 (51/2) — ширина обода в дюймах;
J — условное обозначение профиля обода;
- 13 (14) — посадочный диаметр обода под шину в дюймах;
- H2 — условное обозначение формы посадочных полок обода;
- ET — условное обозначение вылета обода;
Вылет обода (ET) — это расстояние между плоскостью, разделяющей обод колеса пополам (плоскость, равноудаленная от бортов обода), и привалочной (крепежной) плоскостью колеса.
35 — вылет обода в миллиметрах.
Автомобиль комплектуется бескамерными шинами 175/70R13 82Т (или Н) или 175/65R14 82Н, где:
- 175 (185) — ширина профиля в миллиметрах
- 70 (65) — отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
- R - обозначение радиальной шины;
- 13 (14) — посадочный диаметр шины в дюймах;
- 82 — индекс нагрузки (максимально допустимая нагрузка на шину 475 кгс);
- Т (Н) — индекс скорости (максимально допустимая скорость 190 и 210 км/ч соответственно).
Максимальная нагрузка на шину (MAX LOAD) дублируется в расшифрованном виде вместе с указанием максимально допустимого давления (MAX AT) воздуха в шине.
Допускается также устанавливать на автомобиль шины с посадочным диаметром 14 дюймов и индексом скорости T.
Давая рекомендации в выборе тех или иных шин, завод-изготовитель исходит из условий обеспечения максимальной устойчивости, управляемости, проходимости и безопасности автомобиля.
Так, колеса с большим вылетом могут задевать за детали тормозных механизмов, а с меньшим — увеличивают нагрузку на подшипники ступиц и могут привести к непредсказуемому поведению автомобиля при экстренном торможении или в случае отказа одного из контуров тормозной системы.
Высокопрофильные шины могут задевать за детали кузова при максимальных ходах подвески, а широкие — тереться о лонжероны автомобиля или его крылья при больших углах поворота.
Шина с меньшим индексом нагрузки может лопнуть под максимально загруженным автомобилем, а занижение индекса скорости чревато разрушением шины при движении на высокой скорости.
Шины, которые могут быть установлены на автомобиль, подразделяются на три типа: летние, зимние и всесезонные.
Если автомобиль эксплуатируется круглый год, а зима снежная, то лучше иметь два комплекта колес: с зимними и летними шинами.
Зимние шины изготовлены из более мягкой резины, что позволяет им не «каменеть» при отрицательных температурах, а на протекторе выполнены узкие волнистые прорези — ламели.
Это позволяет шине лучше удерживать автомобиль на скользком покрытии.
На боковинах зимних шин нанесена снежинка и может быть надпись M+S или M.S. (от англ. mud — «грязь» и snow — «снег»), которая обозначает тип рисунка протектора и свидетельствует об улучшенной проходимости шины.
Возможность использования зимой шипованных шин зависит от конкретных условий эксплуатации автомобиля.
Следует учитывать, что шипы предназначены для улучшения сцепных свойств шины только на скользком твердом покрытии, таком как лед или укатанный снег.
В остальных случаях шины бесполезны, а на асфальте даже могут немного ухудшать сцепление шины с дорогой.
Использование зимней шины летом приводит к ее интенсивному износу.
Всесезонные шины можно использовать круглый год. От остальных шин их отличает надпись ALLSEASON или TOUSTERRAIN на боковине.
По своим показателям они удовлетворительно себя ведут в различных погодных условиях, но при этом летом проигрывают по техническим показателям летним шинам, а зимой зимним.
Рисунок протектора может быть универсальным или направленным, и не регламентирован требованиями завода-изготовителя.
При направленном рисунке протектора на боковине шины наносятся надпись ROTATION и стрелка, указывающая направление вращения колеса при движении автомобиля вперед.
Частным случаем направленного рисунка является ассиметричный. В этом случае на боковине нанесена надпись OUTSIDE, которая при монтаже должна находиться с наружной стороны.
Проверка состояния колес
1. Перед каждой поездкой внимательно осматриваем колеса автомобиля и элементы их крепления. Каждое колесо крепится к ступице четырьмя болтами.
Энергично нажимаем на боковину колеса ногой, раскачивая его в поперечном направлении.
Если болты крепления колеса не затянуты, оно начнет болтаться на ступице.
При малейшем подозрении на ослабление крепления колеса проверяем затяжку болтов.
Диски колес должны быть без трещин и следов деформации. На шинах не допускается наличие порезов, отслоений, разрывов, вздутий («грыжи»), выступания корда.
2. При отсутствии механических повреждений шины пригодность ее к эксплуатации определяется высотой рисунка протектора.
Визуально определяем высоту протектора по индикаторным выступам в канавках рисунка.
Выступы имеют высоту 1,6 мм. Как только высота протектора сравняется с высотой выступа, шина подлежит замене.
Индикаторы расположены по всей окружности шины на некотором расстоянии друг от друга. Находим их по условным обозначениям в виде букв «TWI» или стрелкам «▲» на боковине шины.
3. Точно высоту протектора определяем при помощи глубиномера штангенциркуля и сравниваем степень износа шины по краям и в середине
Ускоренный износ средней части протектора свидетельствует об эксплуатации шины с повышенным давлением, по краям шины — с пониженным, а быстрый износ внутренней или наружной части протектора указывает на необходимость регулировки углов установки колес.
Интенсивный износ одного из колес, возможно, вызван деформацией элементов подвески или силовых элементов кузова автомобиля.
4. Появление вибрации, ощущаемой на кузове или рулевом колесе при движении автомобиля с постоянной скоростью свыше 80 км/ч, может быть следствием дисбаланса одного из колес.
Для выявления причины проверяем балансировку колес в шиномонтажной мастерской.
Если вибрация вызвана деформацией диска, повреждением шины или неравномерным ее износом, заменяем шину или диск.
5. Поочередно вывешиваем каждое колесо автомобиля и покачиваем его в вертикальной плоскости.
В ступицах с изношенными подшипниками будет чувствоваться люфт. Чтобы убедиться в том, что люфт не вызван неисправными деталями подвески, повторяем проверку при нажатой педали тормоза. Если стук исчез, значит, неисправен подшипник ступицы.
Неисправные подшипники заменяем. Если стук слышен, проверяем состояние передней подвески.
Проверка давления в шинах
Давление воздуха в шине автомобиля не постоянно. При повышении температуры окружающего воздуха давление в шине возрастает, а при понижении — падает.
При небольших колебаниях температуры окружающего воздуха давление в шине меняется незначительно.
Если перепад температур достигает 10 —15 ˚С, то необходимо проверить и, при необходимости, довести давление в шинах до нормы.
Повышается давление в шине и во время движения автомобиля с большой скоростью и частыми маневрами.
Зимой это практически незаметно. Холодный воздух и низкая температура покрытия дороги не позволяют шине нагреться.
В летний период набегающий поток теплого воздуха плохо охлаждает шину, и ее температура начинает повышаться.
Дополнительный нагрев шины происходит от разогретого солнечными лучами покрытия дороги. Все это может повысить давление в шине на 0,2—0,3 бар.
Давление в шине измеряется только тогда, когда ее температура равна температуре окружающего воздуха.
Снимаем декоративный колпак колеса
Отворачиваем защитный колпачок ниппеля.
Плотно прижимаем ножку манометра к торцу ниппеля, и удерживаем его в таком положении 1—2 с, после чего отсоединяем манометр от ниппеля.
Возвращаем стрелку манометра на ноль и повторяем проверку.
Если давление в шине ниже 1,9 бар (0,19 МПа), то подкачиваем ее при помощи насоса или компрессора.
Если давление в шине колеса выше нормы, то стравливаем воздух, утапливая ось ниппеля специальным шипом на корпусе манометра или лезвием отвертки.
Выпускаем воздух из шины небольшими порциями с промежуточной проверкой давления.
Наворачиваем на ниппель защитный колпачок.
Аналогично проводим проверку давления в остальных колесах автомобиля.
Замена колеса
Устанавливаем автомобиль, по возможности, на ровной горизонтальной площадке. Если в салоне автомобиля находятся пассажиры, то их следует высадить.
Вынимаем из багажного отделения запасное колесо и необходимый инструмент.
Фиксируем автомобиль стояночным тормозом и устанавливаем под колесо, расположенное по диагонали от заменяемого, с двух сторон противооткатные упоры.
Снимаем декоративный колпак диска колеса.
Баллонным или торцовым ключом на 17 мм ослабляем затяжку всех болтов крепления колеса приблизительно на пол-оборота
Устанавливаем под порог автомобиля домкрат
Верхняя площадка домкрата должна быть установлена под специальным кронштейном, приваренный к порогу кузова.
При этом нижняя опорная площадка домкрата должна находиться строго под верхним упором.
Плавно поднимаем автомобиль, одновременно проверяя отсутствие его перемещения вперед или назад.
Подъем производим до тех пор, пока заменяемое колесо автомобиля не окажется на расстоянии 2-3 см от опорной поверхности.
Окончательно выворачиваем болты крепления и снимаем колесо.
Устанавливаем запасное колесо на ступицу. Придерживая колесо, предварительно наживляем болты его крепления.
Придерживая колесо от вращения, крест-накрест затягиваем болты его крепления.
Плавно опускаем автомобиль до плотного касания колеса с опорной поверхностью. далее полностью опускаем автомобиль на колеса и складываем домкрат.
Окончательно затягиваем болты крепления колеса по той же схеме моментом 65,2-92,6 Нм.
Укладываем снятое колесо в багажное отделение и надежно закрепляем его.
Убираем противооткатные упоры.
Проверяем давление в шине и при необходимости доводим его до нормы.