Устройство коробки отбора мощности показано на рис. 1
Коробка отбора мощности закреплена при помощи шпилек к коробке передач с правой стороны и служит для передачи мощности от коробки передач на лебедку
Она имеет две передачи: для наматывания троса на барабан с передаточным отношением (от двигателя) 2,41 и для разматывания троса с передаточным отношением (от двигателя) 1,7.
Привод коробки отбора мощности осуществляется от шестерни третьей передачи промежуточного вала коробки передач, с которой в постоянном зацеплении находится ведущая шестерня коробки отбора мощности.
Управляют коробкой отбора мощности с места водителя рычагом.
Шестерни и подшипники коробки отбора мощности смазывают маслом, заливаемым в картер коробки передач.
Техническое обслуживание коробки отбора мощности
Уход за коробкой отбора мощности в процесс эксплуатации заключается в проверке состояния крепежных деталей и в проведении периодической смены смазки.
При сливе смазки из коробки передач отвертывать также пробку сливного отверстия коробки отбора мощности.
Неисправности коробки отбора мощности и способы их устранения
Коробка отбора мощности состоит из таких же деталей, что и коробка передач, поэтому неисправности и способы устранения будут аналогичными с коробкой передач.
Однако на некоторые неисправности в коробке отбора мощности следует обратить особое внимание. К ним относятся:
Завышенный шум в работе новых шестерен. Причиной этого дефекта может быть неправильное межцентровое расстояние шестерен коробки передач и коробки отбора мощности.
Поэтому в случае замены уплотнительной прокладки между фланцем картера коробки отбора мощности и привалочной поверхностью коробки передач нужно следить за тем, чтобы толщина этой прокладки была равна 0,7—0,9 мм.
Правильная толщина указанной прокладки обеспечивает требуемое межцентровое расстояние шестерен коробки передач и коробки отбора мощности и их нормальное зацепление.
Самовыключение блока шестерня ведомого вала. Эта неисправность может быть следствием неудовлетворительной сборки узла, не обеспечившей требуемой посадки блока на шлицы ведомого вала.
В связи с этим при сборке коробки отбора мощности следует тщательно подбирать блок шестерен по шлицам вала.
Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового перемещения блока при свободном скольжении его вдоль шлицев ведомого вала.
После подбора расположение шлицев вала и блока замаркировать.
При появлении течи масла через сальник штока переключения несколько завернуть гайку сальника.
Ремонт коробки отбора мощности
Коробку отбора мощности снимают с автомобиля вместе с коробкой передач.
Разборку коробки отбора мощности необходимо выполнить в следующем порядке.
- 1. Отсоединить нижний конец рычага 1 управления от штока 4 (см. рис.1).
- 2. Снять ось рычага управления и рычаг, выпрессовать втулку из отверстия рычага
- 3. Выпрессовать штифт крепления оси 13 ведущей шестерни, выпрессовать ось, снять ведущую шестерню 12 и опорные шайбы, вынуть подшипники ведущей шестерни.
- 4. Снять шпонку с ведомого вала 9.
- 5. Снять переднюю крышку 3 и прокладку.
- 6. Выпрессовать из крышки сальник ведомого вала.
- 7. Снять заднюю крышку 8 подшипников.
- 8. Вынуть промежуточный вал 11, выпрессовать передний и задний подшипники блока шестерен промежуточного вала.
- Раскернить и отвернуть гайку ведомого вала, вынуть ведомый вал и блок шестерен, выпрессовать задний и передний подшипники ведомого вала.
- 9. Выбить заглушку люка картера.
- 10. Снять заглушку отверстия под фиксатор.
- 11. Снять защитный колпак штока.
- 12. Вынуть шток 4. вилку 7, фиксатор, пружину, вывернуть гайку штока, снять кольцо, шайбу и сальник.
Сборка. Перед сборкой все детали коробки отбора мощности смазать маслом, заливаемым в узел.
Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской. При сборке пользоваться только новыми прокладками и сальниками.
Коробку отбора мощности собирают в последовательности, обратной разборке с учетом следующих указаний.
Подобрать по шлицам ведомого вала скользящий блок шестерен. Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении блока по валу.
Угловой люфт на шлицах не должен превышать 0,08 мм при проверке на радиусе начальной окружности венца с числом зубьев, равным 24.
Завести во внутреннюю полость картера скользящий блок шестерен так, чтобы зубчатый венец с прямыми зубьями располагался со стороны отверстия под фиксатор, а вилка включения передач вошла в канавку блока шестерен.
Задние подшипники промежуточного и ведомого валов устанавливать заподлицо с плоскостью картера.
Внутренние кольца шариковых подшипников ведомого и промежуточного валов запрессовать до упора в торцы буртов на валах. При этом между торцами буртов и колец щуп 003 мм не должен проходить.
Завернутую до отказа гайку крепления подшипника ведомого вала закернить в паз вала.
После установки на шток резинового сальника, металлической шайбы и войлочного кольца завернуть гайку сальника до тугого вращения.
Перед постановкой смазать рабочую поверхность сальника ведомого вала.
Запрессовать сальник в переднюю крышку заподлицо с наружным торцом крышки.
Поставить на пасту СК-ОЦБ заглушку в выточку картера.
Запрессовать в отверстие под фиксаторный шарик заподлицо со стенкой картера заглушку штока.
Запрессовать ось ведущей шестерни в картер заподлицо с плоскостью бобышки. Совместить отверстие в оси и бобышке картера.
Перед постановкой оси отверстия в картере смазать пастой СК-ОЦБ. Запрессовать штифт крепления оси заподлицо с торцом бобышки.
Запрессовать втулку в отверстие рычага управления коробкой отбора мощности до упора торца втулки в наружный торец рычага.
Собранную коробку отбора мощности поставить на стенд и испытать без нагрузки на шум, течь масла и легкость переключения.
Перед испытанием коробку отбора мощности заправить веретенным маслом.