Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией

Направление циркуляции показано стрелками на рисунке

Жидкость циркулирует в зависимости от нагрева по двум кругам, по малому и большому кругу.

Система охлаждения двигателя:

(I) Пробка радиатора: 

  • - (а) Паровой (выпускной) клапан пробки радиатора открывается при избыточном давлении в системе 0,45–0,55 кгс/см², что соответствует температуре охлаждающей жидкости 109–111°C.
  • - (б) Воздушный (впускной) клапан открывается при разрежении в системе 0,01–0,10 кгс/см².

(II) Схема работы термостата: 

  • - (а) Клапан термостата закрыт при температуре ниже 78°C.
  • - (б) Клапан термостата полностью открыт при температуре выше 91°C.

(III) Водяной насос и компоненты системы охлаждения:

  1. Картер масляный двигателя. 2. Блок цилиндров. 3. Крышка распределительных шестерен. 4. Пружина распорная (каркас шланга). 5. Шланг радиатора отводящий. 6. Рубашка охлаждения блока цилиндров. 7. Канал для подачи охлаждающей жидкости в блок. 8. Ремни привода вентилятора, водяного насоса, генератора. 9. Шкив коленчатого вала. 10. Краник радиатора сливной. 11. Кронштейн крепления радиатора. 12. Бачок радиатора нижний. 13. Кронштейн бачка радиатора. 14. Подушка подвески радиатора. 15. Трубка радиатора. 16. Пластина (усилитель) радиатора нижняя. 17. Брызговик передний. 18. Пластины радиатора. 19. Вентилятор. 20. Кожух вентилятора. 21. Пластины жалюзи радиатора. 22. Пластина жалюзи нижняя. 23. Шланг слива жидкости из отопителя. 24. Датчик контрольной лампы перегрева жидкости в радиаторе. 25. Пробка радиатора. 26. Бачок расширительный. 27. Пробка расширительного бачка. 28. Клапан пробки расширительного бачка. 29. Патрубок радиатора подводящий. 30. Шланг соединительный от горловины радиатора к расширительному бачку. 31. Генератор. 32. Кольцо распорное вентилятора. 33. Шкив вентилятора. 34. Гнездо водяного насоса в крышке распределительных шестерен. 35. Масленка водяного насоса. 36. Крыльчатка водяного насоса. 37. Корпус водяного насоса. 38. Рубашка охлаждения впускной трубы. 39. Шланг перепускной малого круга циркуляции охлаждающей жидкости. 40. Труба впускная. 41. Термостат. 42. Патрубок выпускной. 43. Шланг подачи горячей жидкости в отопитель. 44. Кран запорный отопителя. 45. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 46. Ось коромысел клапанов. 47. Крышки коромысел. 48. Фланец под карбюратор. 49. Клапан выпускной пробки. 50. Пружина крышки пробки. 51. Горловина радиатора заливная. 52. Прокладка уплотнительная. 53. Корпус крышки пробки. 54. Клапан впускной пробки. 55. Клапан термостата. 56. Датчик термостата. 57. Рубашка охлаждения головки цилиндров. 58. Головка цилиндров. 59. Провод высокого напряжения. 60. Свеча зажигания искровая. 61. Канал выпускной головки цилиндров. 62. Патрубок подводящий пускового подогревателя. 63. Ступица шкива вентилятора. 64. Роликовый водяной насос. 65. Втулка распорная. 66. Отверстие контрольное для выхода смазки. 67. Подшипники водяного насоса. 68. Шайба уплотняющая водяного насоса. 69. Болт крепления крыльчатки. 70. Манжета сальника. 71. Уплотнитель стены. 72. Кольцо манжеты сальника. 73. Пружинное уплотнение.

При холодном двигателе, когда клапан термостата закрыт, минуя радиатор, через перепускной шланг 6 во всасывающую полость водяного насоса, а затем в водяную рубашку двигателя – это малый круг.

При прогретом двигателе, когда клапан термостата открыт, - через выпускной патрубок по шлангу в верхний бачок радиатора, а из радиатора через подводящий шланг в водяную рубашку двигателя – это большой круг.

Техническое обслуживание системы охлаждения

Ежедневно перед выездом проверяют уровень охлаждающей жидкости.

Уровень воды в радиаторе должен быть на 40 мм ниже верхнего края заливной горловины, уровень низкозамерзающей жидкости  на 70—80 мм.

В радиатор заливают чистую мягкую воду и возможно реже ее менять. Весной (а лучше два раза в год) систему охлаждения рекомендуется промывать.

Правильная эксплуатация двигателя является наиболее надежным методом борьбы с накипью и коррозией в системе охлаждения. Если же накипь появилась, то радиатор промывают следующим образом.

Радиатор снимают с автомобиля, затем в него заливают 10%-ный раствор едкого натра (каустической соды), предварительно нагретого до температуры 90˚ С.

Через 30—40 мин раствор сливают и промывают радиатор чистой проточной водой в направлении, противоположном нормальной циркуляции. При необходимости промывку повторяют.

Во избежание разрушения алюминиевых деталей заливать в рубашку охлаждения блока цилиндров раствор щелочи недопустимо.

С раствором едкого натра следует обращаться осторожно, так как он вызывает ожоги кожи и разъедает ткани одежды.

Защита рубашки охлаждения двигателя от коррозии может быть проведена следующим образом.

Приготовить раствор хромпика из расчета 4—8 г на 1 л воды и залить его в систему охлаждения. С этим раствором проработать в течение месяца (лучше всего в летнее время), а затем слить его.

При выкипании воды из раствора во время работы в систему добавлять воду, а при утечке — раствор.

Следует знать, что раствор хромпика менее 3 г на 1 л приводит к усилению коррозии алюминиевых деталей.

Приводные ремни агрегатов, установленных на двигателях, должны быть натянуты так, чтобы они не пробуксовывали на приводных шкивах и не возникало больших нагрузок на подшипники агрегатов от перенатяга ремней.

Натяжение ремня привода водяного насоса и вентилятора на двигателе автомобиля ГАЗ-53А должно быть таким, чтобы под усилием 4 кГ, приложенным в середине ветви натяжной ролик — шкив водяного насоса, стрела прогиба не превышала 10—15 мм, а в середине ветви шкив водяного насоса — шкив генератора 10-12 мм.

Натяжение ремня водяного насоса регулируют перемещением натяжного ролика, а ремня привода генератора — перемещением самого генератора.

На двигателе автомобиля ГАЗ-66 ремень привода водяного насоса является одновременно и ремнем привода генератора. Натяжение его регулируют перемещением генератора.

Стрела прогиба ветви генератор — водяной насос под усилием 4 кГ не должна превышать 10-15 мм.

Натяжение ремней привода компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления регулируют перемещением насоса гидроусилителя.

Стрела прогиба каждого из двух ремней должна быть не более 15—20 мм под усилием 1 кГ на ветви шкив компрессора —► шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

Водяной насос: 1 - ступица вентилятора; 2 - валик; 3 - корпус; 4 - контрольное отверстие; 5 - пресс-масленка; 6 - крыльчатка; 7 - контрольное отверстие; 8 - пружина; 9. 10 - обоймы сальника; 11 - манжета сальника; 12 - шайба сальника; 13 - запорное кольцо сальника

При капитальном ремонте радиатора с него должны быть сняты верхний и нижний банки.

Наружная поверхность радиатора должна быть очищена от грязи, а внутренняя поверхность бачков и трубок — от накипи.

Вмятины на стенках бачков должны быть выправлены.

Трубки радиатора должны быть проверены специальным стержнем, изготовленным по размеру и профилю трубок.

Заглушенные и помятые трубки должны быть заменены новыми.

Допускаются заглушивание не более 10 трубок и замена трубок не более 50 шт.

Трубки после ремонта должны быть продуты сжатым воздухом.

Охлаждающие пластины должны быть выправлены.

Собранный радиатор должен быть тщательно промыт щелочным раствором для нейтрализации хлористого цинка и водой для удаления щелочи.

Отремонтированный радиатор должен быть испытан на герметичность сжатым воздухом под давлением 1 кГ/см 2.

Радиатор, наполненный сжатым воздухом и погруженный в воду, не должен пропускать воздух.

Пробка радиатора должна быть герметичной. Выпускной клапан пробки должен открываться под давлением воздуха не менее 0,45-0,55 кГ/см 2. Впускной клапан должен открываться при разрежении 0,01-0,10 кГ/см 2.

Погнутые пластинки жалюзи радиатора должны быть выправлены или заменены новыми.

Отремонтированные жалюзи должны свободно открываться и закрываться при повороте рычага в пределах 90°.

При закрытии жалюзи зазоры между поверхностями пластин не должны превышать 1,5 мм на длине 200 мм.

Водяной насос центробежного типа.

Для уплотнения насоса служит самоподтягивающийся сальник с пружиной. Резиновая манжета сальника и графитосвинцовая шайба вращаются вместе с валиком 2 (рис. 2).

Подтекание жидкости через контрольное отверстие 7, свидетельствует о неисправности сальника. В этом случае следует насос отремонтировать.

Для смены деталей сальника крыльчатку насоса надо снять, предварительно отвернув болт.

Не допускается заглушать контрольное отверстие 7, так как в этом случае жидкость, просачивающаяся из насоса, попадает в подшипники и портит их.

Подшипники смазываются через масленку 5 до тех пор, пока свежая смазка не покажется из контрольного отверстия 4. Избыток смазки нужно удалять.

Перед сборкой водяного насоса все детали должны быть протерты и обдуты сжатым воздухом.

При установке крыльчатки и сальника водяного насоса в корпус торцовые поверхности текстолитовой уплотняющей шайбы должны быть покрыты тонким слоем графитной коллоидной смазкой.

Подшипники должны быть смазаны тугоплавкой смазкой ЦИАТИМ-201.

Наполнение смазкой подшипников производить до ее появления в контрольном отверстии корпуса. Крышку ступицы при постановке наполнить смазкой ЦИАТИМ-203.

При вращении валика водяного насоса крыльчатка не должна задевать за корпус, сальник водяного насоса должен быть герметичным.

Проверку водяного насоса на герметичность производить на специальном стенде при 3250 об/мин и температуре воды не ниже 40°С.

Натяжной ролик ГАЗ-53 Перед сборкой все детали натяжного ролика должны быть промыты и протерты.

При сборке стопорное кольцо на оси натяжного ролика обжать в кольцевой канавке оси до размера 21,5 мм по наружному диаметру кольца не более.

В полость подшипника положить 4—5 г смазки ЦИАТИМ-201.

Выберите язык