В статье рассмотрим систему рециркуляции отработавших газов, систему выпуска отработавших газов и подвеску двигателя

Остальные системы двигателя ЗМЗ-402 рассмотрены в следующих статьях:

Система вентиляции картера — закрытая принудительная действующая за счет разрежения  во впускной трубе и воздушном фильтре

При работе двигателя газы из картера отсасываются: на холостом ходу и малых нагрузках — через калиброванное отверстие карбюратора во впускную трубу на полных нагрузках — через воздушный фильтр, на остальных режимах — через воздушный фильтр и калиброванное отверстие карбюратора

На работающем двигателе при исправной системе вентиляции в его картере должно быть разрежение которое можно определить при помощи водяного пьезометра присоединенного к патрубку указателя уровня масла.

Если система работает ненормально то в картере будет избыточное давление.

Это возможно в случае закоксовывания каналов вентиляции или чрезмерного прорыва газов в картер двигателя.

При эксплуатации автомобиля не нарушайте герметичность системы вентиляции картера двигателя и не допускайте его работы при открытой маслозаливной горловине: это вызывает повышенный износ двигателя.

Система рециркуляции двигателя

Схема рециркуляции отработавших газов: А - на холодном двигателе; Б - на прогретом до температуры 40° C двигателе, на частичных нагрузках; 1 - шланг от термовакуумного выключателя к клапану рециркуляции; 2 - шланг от термовакуумного выключателя к карбюратору; 3 - карбюратор; 4 - термовакуумный выключатель; 5 - головка цилиндров; 6 - выпускной коллектор; 7 - впускная труба; 8 - клапан рециркуляции

Часть автомобилей снабжена системой рециркуляции отработавших газов, которая состоит из клапана рециркуляции 8, установленного на газопроводе, термовакуумного включателя 4, ввернутого в водяную рубашку головки цилиндров, и двух соединительных шлангов.

Рециркуляция отработавших газов во впускной тракт осуществляется на двигателе, прогретом до температуры охлаждающей жидкости не ниже 35-40° С, на частичных нагрузках.

Система рециркуляции отработавших газов не работает на холостом ходу и при полном открытии дроссельных заслонок.

Для проверки работоспособности системы рециркуляции отработавших газов необходимо на прогретом двигателе увеличить частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу с малой частоты вращения до 3000мин -1 не более, и наблюдать визуально за перемещением штока клапана 8.

Если шток не перемещается, проверить наличие управляющего разрежения на диафрагменном механизме клапана рециркуляции.

Если разрежение имеется, то неисправен клапан, который необходимо заменить.

При отсутствии управляющего разрежения необходимо заменить термовакуумный включатель.

Система выпуска отработавших газов: 1 - прокладка; 2 - приемная труба; 3 - кронштейн; 4 - труба выхлопная; 5 - амортизатор; 6 - резонатор; 7 - стремянка; 8 - хомут; 9 - глушитель

Система выпуска отработавших газов состоит из выпускного коллектора двигателя, приемных труб, соединенных газоприемником, резонатора, глушителя и выхлопной трубы.

Глушитель и резонатор неразборной конструкции крепятся к раме с помощью кронштейнов и резиновых амортизаторов.

Подвеска двигателя: 1 - подушка передней опоры; 2 - кронштейн двигателя; 3 - ограничитель задней опоры; 4 - подушка задней опоры

Подвеска двигателя состоит из двух кронштейнов двигателя, двух резиновых подушек, расположенных по обеим сторонам в передней части двигателя, и задней резиновой подушки под удлинителем коробки передач.

Резиновые подушки устанавливаются на поперечинах рамы.