Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, состоит из водяной рубашки в блоке и головке цилиндров двигателя, насоса охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка, вентилятора, термостата, пробки расширительного бачка, кожуха вентилятора, сливных краника и пробки.
В схему системы охлаждения включен радиатор 5 отопителя кабины, а для автобусов и ГАЗ-2705 "Комби", кроме того, радиатор 4 дополнительного отопителя и электронасос
На автомобиле установлен краник 2 радиатора отопителя с электроприводом.
В одном корпусе располагается краник, соединенный через механический редуктор микроэлектродвигателем, включаемым ручкой 1.
Краник имеет два положения — полностью открыт или полностью закрыт, до поворота рукоятки на 90° вправо от исходного положения кран закрыт, при дальнейшем повороте рукоятки вправо до упора — кран открыт.
В сливной ветви радиатора отопителя в самой верхней ее точке расположен тройник 7.
Тройник расположен в кабине под панелью приборов с правой стороны.
В вывернутом на 2—3 оборота положении пробки 8 тройника происходит сообщение системы отопления с атмосферой, что позволяет полностью исключить воздушные пробки при заполнении системы охлаждения двигателя и системы отопления рабочей жидкостью.
Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает решающее влияние на износ двигателя и экономичность его работы.
Оптимальная температура охлаждающей жидкости (85—90° С) поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и чехла на облицовке радиатора.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в патрубок термостата, находящийся на головке цилиндров.
Кроме того, на щитке приборов имеется сигнализатор, загорающийся красным светом при повышении температуры жидкости выше 105° С.
Датчик сигнализатора находится в задней крышке головки цилиндров.
При загорании сигнализатора следует немедленно установить и устранить причину перегрева.
Термостат с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107-01 расположен в выходном патрубке головки цилиндров и соединен шлангами с насосом охлаждающей жидкости и радиатором.
Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78—82° С. При температуре 94° С он уже полностью открыт.
При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя.
При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.
Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором, и термостат не отключает его от двигателя.
Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор.
В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.
Для поддержания оптимального температурного режима двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха необходимо закрывать облицовку радиатора чехлом.
Ни в коем случае нельзя снимать термостат.
В холодное время года двигатель без термостата прогревается долго и работает при низкой температуре охлаждающей жидкости.
В результате ускоряется его износ, увеличивается расход топлива, происходит обильное отложение смолистых веществ в двигателе, а также не обеспечивается нормальная температура воздуха в кабине автомобиля.
В теплое время года при отсутствии термостата большая часть охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу (через рубашку охлаждения двигателя), минуя радиатор. В результате это приведет к перегреву двигателя.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа.
Подшипник насоса отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником неразборной конструкции.
Жидкость, просочившаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 3, которое необходимо периодически очищать.
Подшипник насоса от перемещения удерживается фиксатором 1 который завернут до упора и закернен.
Подшипник заполняется смазкой при сборке, и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.
Шкив насоса охлаждающей жидкости приводится во вращение вместе со шкивом генератора одним клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Вентилятор — шестилопастный, пластмассовый.
Приводится во вращение от коленчатого вала клиновым ремнем. Вентилятор вращается в двух подшипниках.
Подшипники установлены в специальном кронштейне, закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками.
Радиатор — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками.
Бачки соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку путем обжимки опорной пластины по фланцу пластмассовых бачков.
На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к кузову автомобиля.
На правом бачке (по ходу автомобиля) в нижней части имеется сливная пробка для слива охлаждающей жидкости.
Расширительный бачок— пластмассовый, соединен шлангом с патрубком, подводящим охлажденную жидкость от радиатора к двигателю, и трубкой — с патрубком термостата и левым бачком радиатора.
На бачке имеется метка MIN — нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке.
Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой, поддерживающей повышенное давление в системе охлаждения.
Пробка расширительного бачка, герметически закрывающая систему охлаждения, имеет два клапана: паровой, открывающийся при давлении 80-110 кПа (0,8-1,1 кгс/см 2), и воздушный, открывающийся при разрежении 1,0-10 кПа (0,01-0,1 кгс/см 2).