Система отопления рассчитана на непрерывную работу в течение длительного времени и обеспечивает многократный обмен воздуха в кабине, необходимую скорость и температуру воздуха, температуру поверхностей кабины

Отопление кабины обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторе отопителя 19.

Наружный воздух проходит через решетку между ветровым стеклом и капотом, меняет направление и отделяется от дождевой воды.

Затем воздух из короба 10 воздухозаборника попадает в кожух отопителя и в зависимости от расположения заслонок подмешивания поступает или через радиатор отопителя или напрямую в распределители потоков воздуха левый 5 и правый 9.

Детали основного отопителя автомобилей выпуска с 2003 года: 1 - скоба; 2,4 - рычаги оси заслонок; 3 - кронштейн крепления оболочек тяг привода; 5 - фиксатор; 6, 7,18 - оболочки тяг привода; 8,9 - рейки привода заслонок; 10 - защитный кожух; 11 - корпус отопителя; 12 - крышка вентилятора; 13 - уплотнитель провода; 1 4 - провод; 15 - винт крепления крышки вентилятора; 16 - вентилятор отопителя; 17 - уплотнитель крыльчатки вентилятора; 19 - радиатор отопителя; 20 - прокладка крышки радиатора; 21 - крышка радиатора; 22 - кран отопителя; 23 - соединительный шланг; 24 - винт крепления крышки

Отопительно-вентиляционная установка (ОВУ) состоит из корпуса отопителя 11. включающего в себя кожух 4 и крышку 1 кожуха, соединенных через прокладку 6 скобами 7, распределителей потока воздуха левого 5 и правого 9, крепящихся к кожуху и крышке кожуха отопителя винтами 8, радиатора 19, крышки радиатора 21, электровентилятора 16, крышки вентилятора 12, заслонок подмешивания наружного воздуха, заслонок распределения потоков воздуха и заслонок вентиляции, расположенных внутри корпуса ОВУ и управляемых рейками 8 и 9 защитного кожуха 10, исключающего повреждение реек при монтаже.

На крышке кожуха ОВУ установлен добавочный резистор 8, обеспечивающий три скорости вращения электровентилятора.

Основной отопитель автомобилей выпуска до 2003 года: 1 - облицовка радиатора; 2 - радиатор отопителя; 3 - кожух отопителя; 4 - нижняя заслонка; 5 - ось центральной воздушной заслонки; 6 - заслонка короба воздухозаборника; 7 - короб воздухозаборника; 8 - тяга привода воздушной заслонки; 9 - вентилятор; 10 - электродвигатель; 11 - верхняя накладка электродвигателя; 12 - крышка электродвигателя; 13 - нижняя накладка электродвигателя; 14 - рычаг нижней заслонки; 15 - краник отопителя; 16 - панель управления отопителем

Крепление отопителя производится на кронштейне через резиновые втулки 11 двумя болтами 9 к стенке моторного отсека и болтом 3 через резиновую втулку к поперечине 19 кронштейна крепления ОВУ.

Кран отопителя приводится в действие микроэлектродвигателем через механический редуктор; кран имеет два положения — полностью открыт или полностью закрыт.

Радиатор ОВУ соединен шлангом 23 с краном управления отопителем и с системой охлаждения двигателя шлангами 15 и 17.

Шланги соединены со шлангами моторного отсека через обойму 14, прикрепленную к стенке отсека двумя гайками 16.

В системе шлангов отопителя установлен тройник 12 для устранения воздушных пробок в системе трубопроводов ОВУ при заправке (замене) охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя.

ОВУ подсоединена к каналам распределения воздуха, выполненным в панели приборов через воздуховоды 6 и 7

Органы управления
Панель управления отоплением и вентиляцией

Управление ОВУ осуществляется регуляторами 1 2, 3 и 4, расположенными на панели управления отоплением и вентиляцией.
3 — заглушка (для ГАЗ-2705) или ручка регулятора интенсивности прогрева воздуха в кабине ГАЗ-2705 «Комби» или в салоне автобусов 4 — ручка регулятора температуры воздуха в кабине (ручка одновременно управляет краном отопителя и заслонками подмешивания).

Крайнее левое положение ручки (широкая часть синего символа) соответствует режиму вентиляции.

В этом положении ручки кран отопителя закрыт, а заслонками подмешивания, управляемыми тягой 18, полностью перекрывается канал поступления наружного воздуха к радиатору отопителя и полностью открыт канал вентиляции.

Промежуточные и крайнее правое положения ручки 4 (широкая часть красного символа) соответствует режиму отопления.

В этом режиме при повороте ручки на 9° по часовой стрелке кран открыт, заслонками подмешивания частично открыт канал поступления наружного воздуха к радиатору отопителя и частично перекрыт канал вентиляции (промежуточное включение системы отопления).

При крайнем правом (по часовой стрелке) положении ручки полностью перекрыт канал вентиляции и весь поток наружного воздуха идет через радиатор отопителя.

Для отопления кабины следует открыть кран отопителя, повернуть ручку 4 по часовой стрелке на угол не менее 9° и дальнейшим поворотом ручки 4 подобрать комфортную температуру воздуха.

Устранение инея и конденсата

Для быстрого удаления инея и конденсата с ветрового и бокового стекол необходимо:

  • - установить регулятор распределения воздуха 1 в положение
  • - регулятор температуры воздуха 4 установить в крайнее правое положение (широкая часть красного символа);
  • - регулятор количества воздуха 2 установить на максимальную производительность вентилятора.

Для получения комфортного климата - необходимо:

  • - установить регулятор распределения потоков воздуха 1 в выбранное Вами положение;
  • - регулятором температуры 4 установить желаемую температуру воздуха (температуру наружного воздуха или теплового воздуха из отопителя);
  • - повернуть регулятор количества воздуха 2 из положения 0 в одно из трех положений, чтобы получить желаемую скорость поступления воздуха в салон.

Центральные и боковые вентиляционные решетки на панели приборов имеют ручки (рычаги) управления заслонками, перемещением которых можно менять направление потоков воздуха, увеличивать или уменьшать количество поступающего воздуха до полного закрытия канала поступления воздуха.

Для быстрого удаления запотевания и обмерзания стекол установите ручку 1 в положение направления потока воздуха на ветровое и боковые стекла, ручку 4 — в крайнее правое положение (широкая часть красного символа), а ручку 2 в крайнее правое (по часовой стрелке) положение максимальной скорости вращения электровентилятора ОВУ.

Распределение воздушных потоков в кабине автомобиля.

Распределение воздушных потоков в кабине осуществляется через воздуховоды и патрубки 1 2, 3, 4, 5 и 6.

Боковые 2 и 5 и центральные патрубки 3 и 4 обдува водителя и пассажира имеют рычаги управления заслонками.

Их перемещением можно менять направление потоков воздуха, увеличивать или уменьшать количество поступающего воздуха, вплоть до полного закрытия канала его поступления.

Эффективность работы системы отопления зависит от температуры охлаждающей жидкости в двигателе, которую в холодное время года необходимо поддерживать в пределах 85—100° С.

Система вентиляции предназначена для создания нормального микроклимата в кабине при эксплуатации автомобиля в летнее время года.

В кабине предусмотрены системы приточной и вытяжной вентиляции.

Принудительная приточная вентиляция осуществляется через ОВУ при закрытых окнах, люке крыши (при его наличии) и закрытом кране отопителя

Для включения вентиляции необходимо перевести ручку 4 в крайнее левое положение (широкая часть синего символа) и поворотом ручки 2 установить необходимую скорость подачи воздуха в кабину.

Крайнее правое положение ручки 2 соответствует максимальной скорости вращения электровентилятора.

Выберите, поворотом ручки 1, распределение потоков воздуха в кабине.

С помощью рычагов управления заслонками патрубков установить наиболее комфортное направление воздуха.

Принудительной приточной вентиляцией следует пользоваться в жаркую погоду при малых скоростях движения автомобиля и на стоянках.

При скоростях движения автомобиля выше 50 км/ч приточная вентиляция может осуществляться при выключенном электровентиляторе за счет скоростного подпора воздуха.

Приточная вентиляция осуществляется также через опускные стекла дверей.

Вытяжная вентиляция осуществляется через щели, связанные с атмосферой и расположенные в нижней части дверей кабины.

Проверка технического состояния и техническое обслуживание отопительно-вентиляционной установки (ОВУ)

Техническое обслуживание ОВУ сводится к периодической проверке технического состояния радиатора отопителя, крана и шлангов системы, работы электровентилятора, заслонок ОВУ и патрубков на панели приборов, распределяющих и направляющих потоки воздуха, подаваемого в кабину.

При подтекании охлаждающей жидкости двигателя в кабину необходимо в первую очередь проверить надежность крепления шлангов системы отопления хомутами, герметичность радиатора и крана отопителя.

При обнаружении течи в местах соединений необходимо подтянуть стяжные хомуты 13.

Если причина подтекания — радиатор отопителя (жидкость подтекает из корпуса ОВУ), радиатор необходимо снять, установить место подтекания жидкости и устранить течь.

Радиатор отопителя 19 сборной конструкции, трубчато-пластинчатый с пластмассовыми бачками.

Сердцевина радиатора изготовлена из алюминиевых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин.

С обеих сторон сердцевины устанавливается металлическое дно с резиновой прокладкой.

Прокладка уплотняет концы трубок, а устанавливаемый на эту прокладку бачок поджимается к прокладке отгибными усиками.

Внутри трубок установлены винтовые пластмассовые турбулизаторы для большего съема тепла с радиатора отопителя.

Если течь обнаружена в месте уплотнения трубок резиновой прокладкой, устранить поджатием отгибных усиков дна бачка.

Для этого надо надежно установить радиатор на резиновый коврик и слегка поджать ус металлического дна в месте подтекания.

Если жидкость подтекает через поврежденные трубки, радиатор следует поменять на новый.

В случае ремонта необходимо снять бачки, отогнув усики дна бачка, и поставить ремонтные трубки меньшего диаметра с последующим их дорнованием (те. с увеличением внутреннего диаметра трубок).

При нарушении герметичности крана 22 его необходимо снять и осмотреть.

Если обнаружена течь по соединению крышки с корпусом, подтянуть винты крепления крышки или отвернуть винты и заменить прокладку.

Для проверки работоспособности крана необходимо приложить палец к корпусу крана и повернуть ручку 4 на 9—10° из крайнего левого положения по часовой стрелке.

При этом подается питание на электропривод крана и должен прослушиваться щелчок срабатывания запирающей заслонки.

Если щелчка нет, электропривод неисправен.

Кран необходимо заменить.

Не работает электровентилятор ОВУ - или работает с повышенным шумом:

Причиной остановки электровентилятора 16 может быть нарушение электропитания вентилятора, заклинивание ротора вентилятора в корпусе отопителя, заедание вала электродвигателя в подшипниках или ненадежный контакт в разъеме электропровода 14.

Чтобы устранить заклинивание ротора вентилятора, необходимо снять электровентилятор, убедиться, что две скобы крепления фланца электровентилятора 17 на месте и не заклинивают ротор электровентилятора.

Необходимо повернуть ротор и убедиться, что вал электродвигателя вращается свободно.

Если вращение затруднено или ротор вообще не вращается, замените электровентилятор.

Если при повороте ручки 2 включения вентилятора скорость потока воздуха не изменяется, необходимо проверить надежность подключения сопротивления 8 (клеммы) к жгуту проводов или заменить сопротивление.

Разборка и ремонт системы отопления и вентиляции

Для снятия радиатора отопителя:

  • - слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя (3-4 л);
  • - ослабить хомуты крепления шлангов 15 и 17 к штуцерам радиатора 19;
  • - отсоединить шланги:
  • - отвернуть три винта 24 крепления крышки радиатора и снять крышку 21 с прокладкой 20;
  • - вынуть радиатор отопителя 19 из корпуса 11.

Установка радиатора отопителя производится в обратном порядке.

Для снятия крана 22 отопителя с электроприводом необходимо ослабить хомугы крепления шлангов к крану отопителя, отсоединить шланги и снять кран, предварительно отсоединив жгут питания.

Установка крана производится в обратном порядке.

Для снятия электровентилятора - необходимо открыть крышку вещевого ящика на панели приборов.

Отвернуть четыре винта крепления вещевого ящика и вынуть его вместе с крышкой из гнезда панели приборов.

Затем отвернуть два винта 15 крепления крышки электровентилятора и снять ее с корпуса отопителя.

Отсоединить провод подключения электродвигателя 14 (отсоединить колодку проводов), снять уплотнитель электропроводов 13 и вынуть электровентилятор из корпуса отопителя. Установка электровентилятора производится в обратном порядке.

Для снятия пульта управления необходимо снятие панели приборов.

Нарушение распределения потоков воздуха из ОВУ

Одной из причин нарушения распределения потоков воздуха является ослабление скоб 1 крепления оболочек 6 и 7 тросовых тяг привода к кронштейну 3.

В результате при повороте ручки 1 изгибается сама тяга, и заслонка не работает.

Скобу (скобы) необходимо надежно зафиксировать в отверстиях кронштейна, а в случае их поломки заменить.

Другой причиной нарушения распределения воздуха является неправильное положение заслонок в распределителях воздуха 5 и 9.

Для устранения данного недостатка необходимо: ручку 1 поставить в положение обдува ветрового и боковых стекол, при этом рычаг 2 оси заслонки должен находиться в крайнем правом положении, а рычаг 4 — в крайнем левом положении (по часовой стрелке).

Если этого не происходит, то необходимо освободить рейку (рейки) 8 и 9 из фиксатора 5, поставить рычаг (рычаги) в указанные выше положения и вновь зафиксировать рейки в фиксаторах.