На автомобиле ЗИЛ–5301, кроме реле регулятора напряжения, которое находится слева от водительского кресла внизу, есть еще реле обмотки возбуждения

Реле обмотки возбуждения находится на панели реле с правой стороны, возле панели кнопочных предохранителей

Это реле и защищает нашу обмотку возбуждения во время пуска с ЭФУ, и когда бывает затрудненный пуск, особенно в холодное время года. Поэтому наблюдается после пуска:

  • - отсутствие зарядки или слабая зарядка;
  • - показания тахометра на «0».
Реле

Через некоторое время реле включается и появляется зарядка.

Некоторые товарищи, жалуются на показания тахометра, типа – «стрелка тахометра начинает прыгать».

Этот дефект обусловлен подгоранием контактов этого реле.

Рассмотрим ниже основные неисправности генератора переменного тока:

Обрыв обмотки возбуждения

При этой неисправности в обмотке статора индуктируется эдс до 3-4 В, обусловленная остаточным магнетизмом стали ротора.

Нарушение контакта в щеточном узле вследствие окисления или замасливания контактных колец генератора, сильного износа или зависания щеток в щеткодержателях, уменьшения упругости пружин щеткодержателей и т. п.

Неисправность сопровождается увеличением сопротивления цепи возбуждения генератора, поэтому снижается сила тока возбуждения, а вместе с этим падает мощность генератора.

Напряжение генератора до номинальной величины достигает только при повышенной частоте вращения ротора.

Витковое замыкание в катушке обмотки возбуждения вызывается теми же причинами и приводит к аналогичным последствиям.

Определяется витковое замыкание измерением сопротивления обмотки омметром.

Замыкание обмотки возбуждения на корпус чаще всего происходит в местах вывод концов катушек к контактным кольцам.

Короткозамкнутая катушка обесточивается, магнитный поток возбуждения резко снижается, поэтому напряжение генератора станет меньшим и ток от него во внешнюю цепь не поступает.

Эту неисправность определяют при помощи вольтметра или контрольной лампы напряжением 220—500 В, подключением одного проводника на железо ротора, а другого — на контактное кольцо.

Если в течение 1 мин тока в цепи не будет, то изоляция обмотки хорошая.

Обрыв в цепи фазовой обмотки статора

При наличии обрыва соединительного провода одной фазы генератора к зажиму выпрямителя фаза выключается, а поэтому значительно увеличивается сопротивление обмотки статора, что снижает мощность генератора.

При обрыве двух фаз прерывается вся цепь обмотки статора, и генератор не будет работать.

При разобранном генераторе для определения обрыва в фазовой обмотке статора необходимо поочередно подключать к аккумуляторной батарее через лампочку или вольтметр по две фазы обмотки.

Наличие обрыва выключает цепь, и тока в ней не будет.

Замыкание обмотки статора на корпус происходит вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки и выводных зажимов.

Неисправность значительно снижает полезную мощность генератора в результате короткого замыкания неисправных фазовых обмоток через выпрямитель и корпус.

Эти неисправности определяются контрольной лампой напряжением 220—500 В,  подключением одного проводника на сердечник статора, а другого — на один из зажимов обмотки статора.

Дефектную изоляцию заменяют новой.

Кроме названных неисправностей, в генераторах постоянного и переменного тока возникают также неисправности механического характера, например износ и разрушение подшипников, износ шеек вала якоря (ротора), разработка шпоночной канавки вала и шкива, повреждение резьбы на валу и в гайках и др.

Выявление и устранение подобных неисправностей не представляет больших трудностей.

Основные неисправности выпрямителей генератора

Замыкание на корпус зажима «+»

Эта неисправность вызывает закорачивание выпрямителя, и в цепи — обмотка статора генератора — выпрямитель, устанавливается большая сила тока, в результате чего происходит их перегрев и возможно разрушение изоляция обмотки и пробой запирающего слоя диодов выпрямителя.

Пробой диодов чаще всего происходит вследствие увеличения напряжения генератора, что может быть при обрыве основной обмотки регулятора напряжения, обрыве провода, соединяющего реле-регулятор с корпусом, неправильной регулировке регулятора напряжения, отсоединении провода от зажима «+» генератора.

Кроме того, пробой диодов происходит при перегреве выпрямителя током большой силы, который проходит через них, а также при механическом повреждении диодов, при неправильном соединении зажимов выпрямителя (когда минусовой зажим соединяют не с корпусом, а с зажимом реле-регулятора).

В месте пробоя происходит расплавление покровного слоя металла, в результате чего образуется короткозамкнутый участок между электродами диода.

В случае пробоя диодов будет большая сила разрядного тока при неработающем генераторе.

Старение диодов. С течением времени диоды расформировываются, стареют, что повышает сопротивление в цепи выпрямленного тока.

Эта неисправность вызывает увеличение падения напряжения на зажимах диодов при прохождении тока в прямом направлении и увеличение силы обратного тока.

В результате аккумуляторная батарея будет недозаряжаться.

Генератор установлен на двигателе и имеет привод от шкива коленчатого вала двигателя.

Генератор крепится к двигателю двумя лапами через кронштейн и третьей лапой к натяжной планке, при перемещении по которой происходит натяжение приводного ремня генератора.

Принципиальная схема генератора представлена на рисунке.

Схема генератора 3112.3771: 1- регулятор напряжения; 2 - ротор; 3 - статор; 4 - блок выпрямительный; 5 - конденсатор помехоподавляющий. Выводы: "+" - для соединения с АКБ и нагрузкой; "Ш" — для соединения с замком зажигания и контрольной лампой заряда АКБ; "W" - для соединения с тахометром; "+D" - для соединения с цепью блокировки стартера

Внимание!

Отсоединение и присоединение проводов к генератору производить только при отключенной аккумуляторной батарее.

Исправная работа генератора обеспечивается только при условии надежного электрического соединения всех контактов, в том числе между корпусом генератора и двигателем.

Работа генератора при отключенной аккумуляторной батарее может вывести из строя регулятор напряжения, а также другие потребители бортсети.

Техническое обслуживание и ремонт генератора должны проводиться только в специализированных мастерских квалифицированными специалистами.

Проверку выпрямительного блока производить только на разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткой.

Проверять только от источника постоянного тока напряжением не более 24 В, включенного последовательно с контрольной лампой.

Обслуживание генератора

Для обеспечения работы генератора рекомендуется содержать генератор в чистоте и выполнять следующие правила технического обслуживания.

Ежедневно проверять работоспособность генератора по показаниям контрольной лампы и вольтметра, расположенных в комбинации приборов на щитке приборов.

При запуске двигателя контрольная лампа должна загораться, а после пуска двигателя - гаснуть.

При нормальной работе генератора стрелка вольтметра находится в зеленой зоне шкалы «G» (генератор).

Расположение стрелки вольтметра в любой из красных зон этой шкалы свидетельствует о неисправности генератора.

Ежедневно следует проверять состояние и натяжение приводных ремней.

При ТО-1 проверку проводить с применением измерительных приборов.

Особое внимание к натяжению ремней следует уделять в начале их эксплуатации (1-2 суток).

Регулировка натяжения ремня производится с таким расчетом, чтобы при нажатии на середину ремня с усилием 4 кгс прогиб был в пределах 10-15 мм.

При установке новых ремней допускается устанавливать меньшее значение прогиба - 10 мм.

Регулировка натяжения ремня производится с помощью натяжной планки. Для этого после ослабления крепления генератора к кронштейну и планке сместить корпус генератора в требуемое положение и закрепить.

Внимание! При слабом натяжении ремня генератор не отдаст полной мощности.

При чрезмерном натяжении ремня или перекосе генератор преждевременно выйдет из строя.

Критерием предельного состояния ремня является расслоение более чем на 1/3 длины, наличие трещин резины глубиной до кордшнура и невозможность компенсации удлинения в приводе.

При проверках натяжения и установке нового ремня проверять отсутствие повреждений, замасленности поверхностей ручьёв шкивов и расположение ручьёв шкивов в одной плоскости.

Не реже одного раза в месяц рекомендуется контролировать степень зараженности аккумуляторных батарей, которая должна быть не ниже 75%.

При ТО-2 без снятия генератора с двигателя следует проверить крепление генератора к двигателю и крепление гаек стяжных болтов крышек.

Проверять затяжку и чистоту всех мест присоединения проводов к генератору и аккумуляторным батареям.

При необходимости очистить места соединений, подтянуть контактные гайки и винты.

При каждом сезонном обслуживании (без снятия генератора) следует проверить состояние щеточного узла в следующем порядке:

  1. Отсоединить провод от вывода "Ш" генератора.
  2. Отвернуть винты крепления щеткодержателя и аккуратно снять его.
  3. Проверить свободное (без заеданий и рывков) перемещение щеток в направляющих щеткодержателя.
  4. Проверить высоту щеток, которая должна быть не менее 8 мм. При необходимости щетки заменить.