Наличие на автомобиле системы регулирования давления воздуха в шинах позволяет:
- а) повышать проходимость автомобиля на труднопроходимых участках пути за счет уменьшения удельного давления на грунт изменением давления в шинах;
- б) продолжать движение автомобиля до базы без смены колеса в случае прокола камеры;
- в) осуществлять постоянное наблюдение за давлением в шинах и снижать или повышать его при отклонении от нормы.
Снижение давления воздуха в шинах ниже нормального производится только в тех случаях, когда необходимо преодолевать труднопроходимые участки пути. Не рекомендуется снижать давление в шинах без особой необходимости.
Устройство системы регулирования давления воздуха в шинах
Система регулирования давления воздуха в шинах (см. рис. 1) состоит из крана 5 управления давлением с клапаном-ограничителем падения давления; головок 24 подвода воздуха к шинам колес, шинных кранов 26 запора воздуха, воздушного манометра 13 трубопроводов.
Кран управления давлениемс клапаном-ограничителем золотниковый (рис. 2), состоит из корпуса 6, имеющего входное отверстие для подвода воздуха от пневматической системы к шинам колес и выходное отверстие для выпуска воздуха в атмосферу.
Золотник 10 перемещается в корпусе и уплотняется сальниками 9, поджимаемыми при помощи направляющей 11 золотника, распорными кольцами 7, втулками 8 и опорными шайбами.
Замочное кольцо 12 ограничивает крайние пределы хода золотника.
Золотник соединен тягой с рычагом крана. Рычаг крана имеет три положения; правое, левое и среднее.
Все три положения рычага фиксируются в прорезях кронштейна и соответствуют: правое — накачке шин, среднее нейтральному положению, когда система регулирования давления разъединена с пневматической системой тормозов, и левое выпуску воздуха из шин в атмосферу.
При переводе рычага крана управления давлением в положение «Накачка» (правое крайнее положение) золотник 10 перемещается вперед, проточка на золотнике при этом устанавливается против левого сальника и воздух через образовавшийся зазор под сальником поступает в шины (включено накачивание шин).
При переводе рычага крана управления давлением в положение «Выпуск воздуха в атмосферу» (левое крайнее положение) золотник перемещается назад, проточка на золотнике при этом устанавливается против правого сальника и воздух из шин выходит в атмосферу.
Воздух, выпускаемый в атмосферу, отводится из крана трубкой в подкапотное пространство.
При переводе рычага крана управления давлением в нейтральное положение проточка на золотнике находится между сальниками, т. е. в положении, исключающем как поступление воздуха из пневматической системы тормозов в шины, так и выпуск воздуха из шин в атмосферу (кран закрыт).
Кран управления давлением установлен на кронштейне слева от водителя.
Рычаг управления краном установлен в прорези переднего щита кабины, с левой стороны от водителя.
Установленный на кране клапан-ограничитель предназначен для разобщения системы регулировании давления воздуха в шинах и системы пневматического привода тормозов при пониженном давлении в последней для обеспечения необходимого запаса воздуха для надежного торможения.
Если в тормозной системе давление воздуха ниже 5,5 кг/см 2, диафрагма 5 перекрывает поступление сжатого воздуха в систему регулирования давления в шинах.
Накачка шин возможна только при давлении в воздушных баллонах, превышающем 5,5 кг/см 2
Клапан позволяет также сохранить необходимое давление в системе тормозов при снижении давления в шинах.
Клапан регулируют на указанное давление болтом 14, который закреплен на крышке 4 клапана контргайкой 13.
Перед соединением золотника10 крана с тягой рычага управления необходимо золотник устанавливать так, чтобы размер от отверстия в золотнике под соединительный палец до ближайшего болта был равен 52 мм (рис. 2).
Головка подвода воздуха к шинам установлена внутри колесных цапф полуоси и состоит из двух эластичных манжет 1 (рис. 3) с нажимными пружинами 3, которые обеспечивают герметичность подвижного соединения.
Манжеты с нажимными пружинами монтируются в корпусе 2 головки и запираются крышками 4, прижатыми до упора в корпус головки путем завальцовки внешней кромки последнего с обеих сторон.
В головку подвода воздуха через цапфу колеса ввинчивается штуцер.
Из полости головки, образованной манжетами, воздух через канал 1 поступает в полуоси (рис. 4) к шинному крану 2 и далее по соединительному шлангу 3 через вентиль камеры в шину колеса.
Шинные краны воздуха установлены на каждом колесе.
При их помощи шины могут быть отключены от системы регулирования давления в шинах.
Шинный кран установлен в гнезде на полуосях и закреплен четырьмя болтами на полуосевых фланцах.
Кран состоит из корпуса 5 (рис. 5), в котором перемещается по резьбе пробка 1, ее наружный конец имеет квадратную головку под ключ.
Пробка уплотнена сальником 3, который запирается гайкой 2.
Шейка корпуса крана, входящая в гнездо полуоси, уплотняется эластичным кольцом 4.
Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах
Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах заключается в следующем.
При обслуживании автомобиля следует проверять герметичность системы в целом и ее отдельных элементов.
Особое внимание надо обращать на герметичности соединений трубопроводов и гибких шлангов, где чаще всего может быть ослабление креплений соединений.
Места сильной утечки воздуха могут быть определены на слух, места слабой утечки — при помощи мыльной эмульсии, которой следует смочить места предполагаемой утечки.
Утечка воздуха через соединения трубопроводов устраняется их подтяжкой или сменой отдельного элемента соединения. Момент подтяжки резьбовых соединений воздухопроводов должен быть 0,4 кГм.
В исправной системе падение давления в холодных шинах при закрытом кране управления давлением и открытых шинных кранах на колесах не должно быть более чем 0,5 кг/см 2 за 6 ч стоянки автомобиля.
При значительных повреждениях системы регулирования давления воздуха в шинах, когда компрессор не компенсирует падения давления воздуха в шинах, шинные краны нужно закрыть, а кран управления поставить в среднее положение.
При повреждениях шинных кранов необходимо снять шланги, соединяющие краны с вентилями колес, а в вентили вставить золотники и закрыть вентили колпачками.
В этом случае подкачивать шины нужно, как обычно, шлангом, а проверять давление в шинах шинным манометром.
Золотники и колпачки для всех шин водитель должен хранить вместе с мелким инструментом.
Категорически запрещается отключать от системы одно или несколько колес и пользоваться регулированием давления в остальных.
Работа головок подвода воздуха во многом зависит и от наличия и качества смазки на трущихся поверхностях манжет сальника и крышке.
Поэтому при каждом снятии цапф необходимо обновлять смазку в головках подвода воздуха.
Внутреннюю поверхность манжет сальника и крышек необходимо тщательно смазать смазкой, применяемой для ступиц колес; внутренняя полость головок должна быть заполнена смазкой, кроме зоны отверстия подводящего штуцера.
Периодически следует продувать трубопроводы и шланги системы регулирования давления воздуха в шинах.
Для этого нужно:
- а) освободить верхний конец воздушного шланга, идущего от шинного крана к вентилю, предварительно закрыв пробку шинного крана;
- б) спустить конденсат из воздушных баллонов;
в) пустить двигатель и поднять давление воздуха в пневматической системе тормозов до максимального и продуть каждую ветвь трубопроводов.
Шинные краны следует держать постоянно открытыми. Закрывать их надо только на длительных стоянках во избежание большой утечки воздуха из шин.
Перед началом движения шинные краны надо открыть и подкачать шины до нормального давления.
Для того чтобы закрыть шинные краны, нужно пользоваться только специальным ключом, который имеется в комплекте водительского инструмента.
Короткий вороток этого ключа не позволяет прилагать излишние усилия.
При исправном кране полная герметичность достигается при малом усилии завертывания крана.
Попытка достигнуть герметичности неисправного крана увеличением усилия завертывания и применением удлинителей воротка приведет к окончательной порче крана.
Запрещается ставить кран управления давление в шинах в положение «Накачка» при закрытых шинных кранах, так как при этом может быть поврежден шинный манометр.
Переводить кран управления в положение «Накачка» следует плавным движением (особенно если при этом в шинах колес небольшое давление), для того чтобы резкое увеличение давления в воздухопроводах не привело к повреждению шинного манометра.